Нарушение письма в виде дисграфии тесно связано с недостаточной готовностью психических процессов, формирующихся в ходе развития устной речи
Дети с дисграфиями и дислексиями (нарушение чтения) нуждаются в логопедических занятиях, на которых используются специальные методы формирования навыков письма и чтения.
Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи
Помощь детям с речевыми нарушениями в настоящее время оказывается в системе образования, здравоохранения и социальной защиты.
В системе образования действуют три профиля специальных групп для дошкольников:
1. Группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
2. Группа для детей с общим недоразвитием речи.
3. Группа для детей с заиканием.
При общеобразовательных школах существуют логопедические пункты, где логопед оказывает помощь детям, имеющим нарушения речи и трудности в обучении. Кроме этого существуют специальные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые состоят из двух отделений. В первое отделение принимаются дети с тяжелыми нарушениями речи, препятствующими обучению в общеобразовательной школе (дизартрия, ринолалия, алалия, афазия). Во второе отделение зачисляются дети, страдающие тяжелым заиканием.
В тех случаях, когда у ребенка отмечаются стойкие ошибки письма и чтения, не следует его заставлять многократно повторять выполнение одних и тех же заданий. В этом случае ребенок нуждается в специализированной логопедической помощи с использованием коррекционных методов обучения письму и чтению.
При наличии в классе заикающихся детей рекомендуется не заменять устные ответы этих детей письменными; устные опросы следует проводить на месте, не вызывая к доске, а также не начиная опроса с заикающихся детей. В случае если у ребенка резко выражен страх речи, рекомендуется опрашивать заикающегося после урока. При этом мягкое доброжелательное отношение учителя к ребенку будет способствовать улучшению качества его речи.
Количество детей с нарушениями речи и проблемами в обучении с каждым годом растет, знание педагогом основ логопедии поможет ему найти адекватные формы обучения и воспитания таких детей.
Вопросы и задания
1. Какие нарушения речи встречаются у детей?
2. Чем характеризуется недоразвитие речи?
3. В каких случаях учитель должен рекомендовать родителям обратиться со своим ребёнком к логопеду?
НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Биологические причины: | Социально-педагогические причины: |
Ø гипоксия плода; Ø родовые травмы; Ø мозговая инфекция; Ø мозговые травмы в первые месяцы жизни. | Ø психическая депривация (недостаточность общения с взрослыми); Ø освоение двух языков; Ø неадекватный тип воспитания; Ø педагогическая запущенность (отсутствие внимания к речи ребенка); Ø дефекты речи окружающих. |
ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ:
Дислалия – нарушение звукопроизношения (сонорные, свистящие, шипящие):
Ø механическая (аномалия строения артикуляционного аппарата);
Ø функциональная (неправильное воспитание).
Ринолалия – нарушение звукопроизношения и тембра голоса из-за врожденного анатомического дефекта артикуляционного аппарата
Дисфония, афония– нарушение голоса в результате: хронического воспаления голосового аппарата, голосового переутомления, психотравмирующей ситуации.
Дизартрия – нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи вследствие органического поражения НС, связанного с нарушением работы мышц речевого аппарата.
Заикание – нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата вследствие психотравмы или органического поражения ЦНС.
Алалия– отсутствие или недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением головного мозга:
Ø моторная (не формируется звуковой образ слова);
Ø сенсорная (нарушение восприятия и понимания речи при сохранном слухе).
Афазия – полная или частичная утрата речи при органическом поражении головного мозга.