Конформизм и групповое давление

А. Учение о стадиях коллектива А.С.Макаренко. Критерий: требования педагога к воспитанникам.

На первой стадии требует педагог; формируется актив.

На второй – требует актив, увеличивается его численность.

На третьей стадии требования предъявляются самим коллективом ко всем его членам. /Именно на этом этапе проявляется закон параллельного действия: члены коллектива сами корректируют поведение товарищей и способны воспитывать новичков/.

4 этап (Иванов, Газман, Новикова; этап «гуманистических отношений»: каждый член коллектива предъявляет требования к себе).

Б. Л.И.Уманский: Контактные группы проходят стадии развития от диффузной группы, в которой еще нет групповых процессов, до группы высокого уровня – коллектива. При положительной, просоциальной направленности группы выделена такая иерархия групп:

группа-конгломерат – объединение ранее незнакомых людей.

группа- ассоциация – начало формирования коллектива.

группа кооперация – характеризуется успешной деятельностью, образованием организационных структур.

группа-автономия – группа осознает себя как общность, «мы»; активно развиваются межличностные отношения.

Здесь существует опасность пойти по пути крайнего обособления и превратиться в группу-корпорацию, в которой развит групповой эгоизм, что ведет к асоциальному пути развития, сосредоточению только на своих интересах, противостоянию всем остальным.

группа-коллектив – наряду с высоким уровнем внутригрупповой сплоченности есть межгрупповые связи, возникает социальная направленность.

В. Стадии развития коллектива /А.Н.Лутошкин/.«Песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел».

Модели развития отношений между личностью и коллективом.

Личность подчинена коллективу / конформизм/.

Личность и коллектив находятся в оптимальном отношении /гармония/. Личность подчиняет себе коллектив /нонконформизм/.

Негативные и позитивные стороны влияния коллектива на личность воспитанника (перечислить ,проанализировать).

МЕТОДИКА РАБОТЫ С КОЛЛЕКТИВОМ /педагогические действия, приемы, условия, обеспечивающие полноценную жизнь детского воспитательного коллектива/.

А. Главный закон воспитания в коллективе – закон параллельного действия (А.С.Макаренко): в высокоразвитом коллективе воспитывает не столько педагог, сколько сами члены коллектива, коллективистские отношения.

Б. Наличие планов, дальнейших социально-значимых целей – «система перспективных линий».А.С.Макаренко: «Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость».

Вида перспектив: близкая, средняя, дальняя.

В. Необходимая организационная структура коллектива и органы самоуправления: «ученический актив».

Г. Наличие (создание) традиций в коллективе. Традиции отражают историю, прошлое, удачные, яркие дела, события в жизни коллектива. К ним относятся праздники, знаменательные дни, годовщины, ритуалы, обычаи, нормы поведения,стиль и тон общения.

Д. Разнообразие форм работы и видов деятельности воспитанников

Е. Игровое и эстетическое оформление всей деятельности группы

Ж. Наличие единых для всех норм жизни, правил, режима, дисциплины

З.Формирование здорового общественного мнения.

Неформальная структура коллектива:

«звезда» - бесспорный лидер;

«предпочитаемый» - симпатии большинства;

«принятый» – признается 2-3 приятелями;

«непринятый» (равнодушие по отношению к нему);

«отверженный» (с ним активно не хотят общаться).

Лидеры в коллективе.

А. Формальные (назначаются) и неформальные (выдвигается снизу).

Б. Лидер – организатор, лидер – творец, лидер – борец, лидер – дипломат, лидер – утешитель.

В. Эмоциональный лидер, деловой лидер, информационный лидер, универсальный лидер.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ /ЧИТАТЬ!/

Конформизм и групповое давление

Конформизм – социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы.

Наши рекомендации