Композиционных частей курсовой работы

Выполняя исследовательскую работу, необходимо соблюдать научный стиль изложения материала. Ниже в сгруппированном виде приводятся наиболее характерные клише, которые важно знать.

При обосновании темы:

- Курсовая работа посвящена такому актуальному вопросу, как...

- Курсовая работа посвящена характеристике проблемы...

- Курсовая работа посвящена решению вопроса...

- Курсовая работа посвящена анализу литературы...

- Темой курсовой работы является...

- В курсовой работе рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?).

При обосновании проблемы:

– В центре внимания автора находятся...

– На первый план автором выдвигаются...

– Главные усилия автора направлены на...

– В своей работе автор ставит, затрагивает, освещает (следующие проблемы), ... останавливается на следующих проблемах и т.д.

При обосновании актуальности темы:

- Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как...

- Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы (десятилетия)...

- Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.), например, таких, как…

- В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая?)…

Для характеристики первоисточников:

– Автор привлекает к анализу следующие материалы...

– Материалом исследования послужили...

– В основе курсовой работы лежат материалы исследований...

При описании основных подходов к решению проблемы:

- В настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы. Можно выделить несколько подходов к ее решению.

- Существует несколько основных точек зрения на проблему. Первый подход раскрывается в работах (чьих?), второй подход прослеживается в трудах (кого?), третий подход лежит в основе работ (чьих?).

- В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений (точек зрения).

При изложении сущности различных точек зрения:

Первая точка зрения принадлежит (кому?) и заключается (в чем?). Вторая точка зрения представлена в работах (чьих?) и сводится (к чему?). Сущность третьего подхода раскрывается в работах (чьих?) и состоит (в чем?).

Для выражения отношения к различным точкам зрения, например:

согласия:

– Мы разделяем точку зрения автора...

– Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что ...

несогласия, критики:

- Трудно согласиться (с чем?)…

- Хочется опровергнуть взгляды автора…

- Следует отметить недостатки в позиции, аргументации автора…

- Нельзя принять утверждения (кого о чем?), потому что...

- Дискуссионной (спорной) представляется точка зрения автора (на что?)… Автор упускает из виду..., не подтверждает выводы фактами, необоснованно утверждает (что?)…

При выборе той или иной точки зрения, выводах:

- Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую?)…

- Мы считаем, что наиболее убедительной является точка зрения (кого?)…

- Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение (чье?)…

- В итоге можно прийти к выводу, заключению о том, что самой оригинальной (интересной, любопытной) является идея, концепция, выдвинутая (кем?)…

- Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что...

- На основе этих данных мы принимаем точку зрения (какую?)….

- Можно сделать заключение, что...

Легко ощутимый интеллектуальный фон речи создают следующие конструкции:

- Предметом дальнейшего рассмотрения является…

- Остановимся прежде на анализе последней концепции.

- Эта деятельность может быть определена как…

- С другой стороны, следует подчеркнуть, что…

- Это утверждение одновременно предполагает и то, что…

- При этом … должно (может) рассматриваться как …

- Рассматриваемая форма…

- Ясно, что…

- Из вышеприведенного анализа (указать проблему) со всей очевидностью следует…

- Довод не снимает его вопроса, а только переводит его решение…

- Логика рассуждения приводит к следующему…

- Как хорошо известно…

- Следует отметить…

- Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что

Многообразные способы организации сложного предложения унифицировались в научной речи до некоторого количества наиболее убедительных. Лишними оказываются главные предложения, основное значение которых формируется глагольным словом, требующим изъяснения. Опускаются малоинформативные части сложного предложения, в сложном предложении упрощаются союзы. Например, можно использовать нижеперечисленные конструкции.

Переход от перечисления к анализу основных вопросов статьи:

- в этой (данной, предлагаемой, настоящей, рассматриваемой, названной...) статье (работе...) автор (ученый, исследователь...);

- зарубежный, известный, выдающийся, знаменитый...) ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает...) ряд (несколько...) важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных...) вопросов (проблем...).

Варианты конструкций, переходных от перечисления к анализу материала:

- одним из самых существенных (важных, актуальных...) вопросов, по- нашему мнению (на наш взгляд, как нам кажется, как нам представляется, с нашей точки зрения), является вопрос о...

- среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о...

- мы хотим (хотелось бы, можно, следует, целесообразно) остановиться на...

- мы можем перейти от анализа отдельных вопросов к общему выводу, состоящем в том, что…

- в заключение можно сказать, что...

- на основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы...

- таким образом, можно сказать, что...

- итак, мы видим, что...

Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов:

- автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает (что); останавливается (на чем), говорит (о чем).

Группа слов, используемых для перечисления тем (вопросов, проблем):

- во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых, в-пятых, далее, затем, после этого, кроме того, наконец, в заключение, в последней части работы и т.д.

Глаголы, используемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала:

- автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает... (что?).

- автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, констатирует, перечисляет признаки, черты, свойства... .

Глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно рассматриваемых автором:

- (Кроме того) автор касается (чего?); затрагивает, замечает (что?); упоминает (о чем?).

Глаголы, используемые преимущественно в информационных целях при характеристике авторами события, положения и т.п.:

- автор описывает, рисует, освещает что; показывает картины жизни кого, чего; изображает положение где; сообщает последние новости, о последних новостях.

Наши рекомендации