Композиционных частей курсовой работы
Выполняя исследовательскую работу, необходимо соблюдать научный стиль изложения материала. Ниже в сгруппированном виде приводятся наиболее характерные клише, которые важно знать.
При обосновании темы:
- Курсовая работа посвящена такому актуальному вопросу, как...
- Курсовая работа посвящена характеристике проблемы...
- Курсовая работа посвящена решению вопроса...
- Курсовая работа посвящена анализу литературы...
- Темой курсовой работы является...
- В курсовой работе рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?).
При обосновании проблемы:
– В центре внимания автора находятся...
– На первый план автором выдвигаются...
– Главные усилия автора направлены на...
– В своей работе автор ставит, затрагивает, освещает (следующие проблемы), ... останавливается на следующих проблемах и т.д.
При обосновании актуальности темы:
- Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как...
- Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы (десятилетия)...
- Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.), например, таких, как…
- В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая?)…
Для характеристики первоисточников:
– Автор привлекает к анализу следующие материалы...
– Материалом исследования послужили...
– В основе курсовой работы лежат материалы исследований...
При описании основных подходов к решению проблемы:
- В настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы. Можно выделить несколько подходов к ее решению.
- Существует несколько основных точек зрения на проблему. Первый подход раскрывается в работах (чьих?), второй подход прослеживается в трудах (кого?), третий подход лежит в основе работ (чьих?).
- В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений (точек зрения).
При изложении сущности различных точек зрения:
Первая точка зрения принадлежит (кому?) и заключается (в чем?). Вторая точка зрения представлена в работах (чьих?) и сводится (к чему?). Сущность третьего подхода раскрывается в работах (чьих?) и состоит (в чем?).
Для выражения отношения к различным точкам зрения, например:
согласия:
– Мы разделяем точку зрения автора...
– Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что ...
несогласия, критики:
- Трудно согласиться (с чем?)…
- Хочется опровергнуть взгляды автора…
- Следует отметить недостатки в позиции, аргументации автора…
- Нельзя принять утверждения (кого о чем?), потому что...
- Дискуссионной (спорной) представляется точка зрения автора (на что?)… Автор упускает из виду..., не подтверждает выводы фактами, необоснованно утверждает (что?)…
При выборе той или иной точки зрения, выводах:
- Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую?)…
- Мы считаем, что наиболее убедительной является точка зрения (кого?)…
- Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение (чье?)…
- В итоге можно прийти к выводу, заключению о том, что самой оригинальной (интересной, любопытной) является идея, концепция, выдвинутая (кем?)…
- Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что...
- На основе этих данных мы принимаем точку зрения (какую?)….
- Можно сделать заключение, что...
Легко ощутимый интеллектуальный фон речи создают следующие конструкции:
- Предметом дальнейшего рассмотрения является…
- Остановимся прежде на анализе последней концепции.
- Эта деятельность может быть определена как…
- С другой стороны, следует подчеркнуть, что…
- Это утверждение одновременно предполагает и то, что…
- При этом … должно (может) рассматриваться как …
- Рассматриваемая форма…
- Ясно, что…
- Из вышеприведенного анализа (указать проблему) со всей очевидностью следует…
- Довод не снимает его вопроса, а только переводит его решение…
- Логика рассуждения приводит к следующему…
- Как хорошо известно…
- Следует отметить…
- Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что
Многообразные способы организации сложного предложения унифицировались в научной речи до некоторого количества наиболее убедительных. Лишними оказываются главные предложения, основное значение которых формируется глагольным словом, требующим изъяснения. Опускаются малоинформативные части сложного предложения, в сложном предложении упрощаются союзы. Например, можно использовать нижеперечисленные конструкции.
Переход от перечисления к анализу основных вопросов статьи:
- в этой (данной, предлагаемой, настоящей, рассматриваемой, названной...) статье (работе...) автор (ученый, исследователь...);
- зарубежный, известный, выдающийся, знаменитый...) ставит (поднимает, выдвигает, рассматривает...) ряд (несколько...) важных (следующих, определенных, основных, существенных, главных, интересных, волнующих, спорных...) вопросов (проблем...).
Варианты конструкций, переходных от перечисления к анализу материала:
- одним из самых существенных (важных, актуальных...) вопросов, по- нашему мнению (на наш взгляд, как нам кажется, как нам представляется, с нашей точки зрения), является вопрос о...
- среди перечисленных вопросов наиболее интересным, с нашей точки зрения, является вопрос о...
- мы хотим (хотелось бы, можно, следует, целесообразно) остановиться на...
- мы можем перейти от анализа отдельных вопросов к общему выводу, состоящем в том, что…
- в заключение можно сказать, что...
- на основании анализа содержания статьи можно сделать следующие выводы...
- таким образом, можно сказать, что...
- итак, мы видим, что...
Глаголы, употребляемые для перечисления основных вопросов:
- автор рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает (что); останавливается (на чем), говорит (о чем).
Группа слов, используемых для перечисления тем (вопросов, проблем):
- во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых, в-пятых, далее, затем, после этого, кроме того, наконец, в заключение, в последней части работы и т.д.
Глаголы, используемые для обозначения исследовательского или экспериментального материала:
- автор исследует, разрабатывает, доказывает, выясняет, утверждает... (что?).
- автор определяет, дает определение, характеризует, формулирует, классифицирует, констатирует, перечисляет признаки, черты, свойства... .
Глаголы, используемые для перечисления вопросов, попутно рассматриваемых автором:
- (Кроме того) автор касается (чего?); затрагивает, замечает (что?); упоминает (о чем?).
Глаголы, используемые преимущественно в информационных целях при характеристике авторами события, положения и т.п.:
- автор описывает, рисует, освещает что; показывает картины жизни кого, чего; изображает положение где; сообщает последние новости, о последних новостях.