Перспектива

Когда в театре идёт спектакль, главным впечатлением от которого является впечатление однообразия происходящего, когда артист, играя роль, производит такое же впечатление, то говорят, что артист играет без перспективы, или спектакль не развивается, в нём не читается перспекти­ва.

Под перспективой подразумевается гармоническое соотношение и распределение частей при охвате всего целого пьесы и роли.

Применительно к режиссуре это слово употребляется реже, обычно говорится о перспективе актёрского исполнения. Хотя аналогичное толкование этого понятия можно отнести и к построению спектакля режиссёром.

И действовать, и передавать мысли, и эмоционально идти по линии всех составляющих роль, сцену, акт, целую пьесу нельзя без перспективы, ведущей к конечной цели - сверхзадаче (см.: Сверхзадача и сквозное действие).

Когда актёр продумает, проанализирует, в процессе репетиций найдёт «линию действий», прежде всего (см.: Действие. Контрдействие. «Линия действий» роли), только в том случае, когда перед ним откроется и он ощутит ясную, дальнюю, «манящую» к себе перспективу, как говорил Станиславский, всё время будет ощущать её в себе, не забывать - его игра станет «дальнозоркой, а не близорукой», он будет играть не отдельные задачи, говорить не отдельные фразы и слова, а идти вперёд к сверхзадаче, к своей цели. И действие будет развиваться, и не будет однообразия. Так и в жизни: человек всегда ощущает в себе перспективу - что будет дальше, какие у него планы, какая цель сейчас, сегодня, завтра, что впереди (это уже зависит от человека, масштабов его личности).

Говоря о перспективе, надо иметь в виду, что практически в работе над ролью есть две перспективы: перспектива роли и перспектива артиста.

Перспектива роли - это развитие действия в роли по направлению к конечной цели, к сверхзадаче. Закон перспективы роли - важный закон в работе артиста. Он помогает артисту стремительно двигаться по сквозному действию пьесы и роли к конечной цели - к сверхзадаче пьесы в целом и отдельного образа в частности. Эта перспектива скорее от персонажа. Хотя действующее лицо не знает в подробностях, как всё произойдет, оно только знает свою цель и ближайшие задачи, но актер, готовя роль, знает и как будут развиваться события. И это даёт уверенность и силу в осуществлении им сквозного действия.

Другая перспектива - перспектива артиста - принадлежит самому артисту. Это распределение выразительных средств, которыми пользуется актёр, с учётом охвата всей роли. Вот что писал Станислав­ский: «Вторая перспектива - это перспектива актера, по которой он должен расположить свои силы художника, чтобы как можно лучше сыграть роль. Актёр распределяет свои силы по пьесе, себя в роли, вы­разительные средства и краски максимально разумно, расчётливо, умело».

Д. Л.

Наши рекомендации