III. История возникновения и развития ведущих педагогических идей
I.История зарубежной школы
1. Церковь и образование в раннем Средневековье.
2. Светское и церковное образование в средние века.
3. Церковные и монастырские школы раннего Средневековья.
4. Организация и содержание образования в средневековых университетах.
5. Городские школы, схоластика и университет в средние века.
6. Тенденция развития школьного образования в странах Западной Европы с середины XVII до конца XVIII веков.
7. Становление национальных систем школьного образования в отдельных странах Западной Европы и в США в XIX веке.
8. Тенденция развития школы и педагогики в Европе и Северной Америке в конце XIX - начале XX веков.
9. Реформаторская педагогика или «новое воспитание» в конце XIX - начале XX веков.
10. Практическая деятельность педагогов-реформаторов в Западной Европе и США в конце XIX - начале XX веков.
11. Изменения в школьном образовании в странах Западной Европы и США в период между двумя мировыми войнами.
12. Распространение на практике нетрадиционных подходов к воспитанию и обучению в Западной Европе и США в 20-30-х годах XX века.
13. Реформы школы в ведущих странах Западной Европы и США после второй мировой войны.
14. Поиски новых подходов к обучению в Западной Европе и США на современном этапе.
15. Революция технических средств обучения во второй половине XX века в Западной Европе, США и Японии.
16. Реформы в школьном воспитании в странах Запада на современном этапе.
II. История отечественного образования
1. Ближневосточная книжная мудрость и средневековая образованность на Руси.
2. Просвещение в Московском государстве в ХV-ХVII веках.
3. Летописные известия о школе в древнерусском государстве.
4. Организация училищ в русском государстве в ХV-ХVII веках.
5. Ценность образования в русском обществе в первой половине XVIII века.
6. Просветительные реформы Петра I.
7. Общегосударственные школы второй половины XVIII века.
8. Учебный план Царскосельского лицея пушкинской поры и учебный план педагогического лицея БГПУ.
9. Смена образовательной парадигмы в русском обществе во второй половине XIX века.
10. Реформы в России XIX века в области просвещения.
11. Проект школьной реформы Н.И.Пирогова.
12. Социалистическая трудовая школа.
13. Учебные планы и программы трудовой школы.
14. Среднее образование в России в XIX веке.
15. Особенности высшего образования в России в ХIХ-ХХ веках.
16. Становление системы народного образования в СССР.
17. Педагогическое образование в России в ХIХ-ХХ веках.
18. Женское образование в России в XVIII, ХIХ, ХХ веках.
III. История возникновения и развития ведущих педагогических идей
1. Зарождение педагогики как самостоятельного направления научного знания.
2. Педагогические идеалы в Ветхом Завете.
3. Педагогика Нового Завета.
4. Педагогическое наследие отцов церкви: Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и др.
5. Христианская педагогика о семейном воспитании.
6. Наследие христианской педагогики и современные проблемы обучения.
7. Педагогическая мысль в Древней Руси.
8. Проблема целей воспитания и их развитие в зарубежной педагогике и русской педагогической мысли.
9. Принцип природосообразности и его развитие в зарубежной и русской педагогике.
10. «Золотое правило» дидактики Я.А. Коменского, развитие идеи наглядности в трудах Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского.
11. Идея развивающего обучения в зарубежной и русской педагогике.
12. «Душевное строение» в педагогике Руси.
13. Идея народности и ее развитие в истории русской школы и педагогики.
14. Развитие содержания образования в истории зарубежной и российской школы.
15. Роль учителя в педагогическом процессе в истории русской и зарубежной школы.
16. Классно-урочная форма организации обучения и ее развитие в педагогических теориях Я.А.Коменского, И.Ф.Гербарта, К.Д.Ушинского.
17. Формальное и материальное образование в истории зарубежной и русской школы.
18. Теория "свободного воспитания" в трудах Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, С.Т.Шацкого, А.У.Зеленко, К.Н.Вентцеля, Р.Штейнера.