III. История возникновения и развития ведущих педагогических идей

I.История зарубежной школы

1. Церковь и образование в раннем Средневековье.

2. Светское и церковное образование в средние века.

3. Церковные и монастырские школы раннего Средневековья.

4. Организация и содержание образования в средневековых университетах.

5. Городские школы, схоластика и университет в средние века.

6. Тенденция развития школьного образования в странах Западной Европы с середины XVII до конца XVIII веков.

7. Становление национальных систем школьного образования в отдельных странах Западной Европы и в США в XIX веке.

8. Тенденция развития школы и педагогики в Европе и Северной Америке в конце XIX - начале XX веков.

9. Реформаторская педагогика или «новое воспитание» в конце XIX - начале XX веков.

10. Практическая деятельность педагогов-реформаторов в Запад­ной Европе и США в конце XIX - начале XX веков.

11. Изменения в школьном образовании в странах Западной Европы и США в период между двумя мировыми войнами.

12. Распространение на практике нетрадиционных подходов к воспитанию и обучению в Западной Европе и США в 20-30-х годах XX века.

13. Реформы школы в ведущих странах Западной Европы и США после второй мировой войны.

14. Поиски новых подходов к обучению в Западной Европе и США на современном этапе.

15. Революция технических средств обучения во второй половине XX века в Западной Европе, США и Японии.

16. Реформы в школьном воспитании в странах Запада на совре­менном этапе.

II. История отечественного образования

1. Ближневосточная книжная мудрость и средневековая образованность на Руси.

2. Просвещение в Московском государстве в ХV-ХVII веках.

3. Летописные известия о школе в древнерусском государстве.

4. Организация училищ в русском государстве в ХV-ХVII веках.

5. Ценность образования в русском обществе в первой половине XVIII века.

6. Просветительные реформы Петра I.

7. Общегосударственные школы второй половины XVIII века.

8. Учебный план Царскосельского лицея пушкинской поры и учебный план педагогического лицея БГПУ.

9. Смена образовательной парадигмы в русском обществе во второй половине XIX века.

10. Реформы в России XIX века в области просвещения.

11. Проект школьной реформы Н.И.Пирогова.

12. Социалистическая трудовая школа.

13. Учебные планы и программы трудовой школы.

14. Среднее образование в России в XIX веке.

15. Особенности высшего образования в России в ХIХ-ХХ веках.

16. Становление системы народного образования в СССР.

17. Педагогическое образование в России в ХIХ-ХХ веках.

18. Женское образование в России в XVIII, ХIХ, ХХ веках.

III. История возникновения и развития ведущих педагогических идей

1. Зарождение педагогики как самостоятельного направления научного знания.

2. Педагогические идеалы в Ветхом Завете.

3. Педагогика Нового Завета.

4. Педагогическое наследие отцов церкви: Иоанн Златоуст, Гри­горий Богослов и др.

5. Христианская педагогика о семейном воспитании.

6. Наследие христианской педагогики и современные проблемы обучения.

7. Педагогическая мысль в Древней Руси.

8. Проблема целей воспитания и их развитие в зарубежной пе­дагогике и русской педагогической мысли.

9. Принцип природосообразности и его развитие в зарубежной и русской педагогике.

10. «Золотое правило» дидактики Я.А. Коменского, развитие идеи наглядности в трудах Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского.

11. Идея развивающего обучения в зарубежной и русской педагогике.

12. «Душевное строение» в педагогике Руси.

13. Идея народности и ее развитие в истории русской школы и педагогики.

14. Развитие содержания образования в истории зарубежной и российской школы.

15. Роль учителя в педагогическом процессе в истории русской и зарубежной школы.

16. Классно-урочная форма организации обучения и ее развитие в педагогических теориях Я.А.Коменского, И.Ф.Гербарта, К.Д.Ушинского.

17. Формальное и материальное образование в истории зарубеж­ной и русской школы.

18. Теория "свободного воспитания" в трудах Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстого, С.Т.Шацкого, А.У.Зеленко, К.Н.Вентцеля, Р.Штейнера.

Наши рекомендации