Теория потребностей А. Маслоу. Потребности - нужда в чем-то
Потребности - нужда в чем-то. Потребности являются источником активности и ее движущей силой.
Абрахам Маслоу разработал концепцию мотивации и самоактуализации личности.
Фундаментальным тезисом этой теории является утверждение о необходимости изучения человека как общего, уникального, организованного целого. А. Маслоу считает, что определяющей является мотивация поиска личных целей, смысла жизни. У каждого человека есть низшие и высшие потребности. Они связаны в сложную иерархическую зависимость, наглядной моделью которой является пирамида. В основании пирамиды индивидуальной мотивации лежат физиологические потребности в пище, воде, тепле, отдыхе, движении, здоровье, жилье, сне и т.д. Следующий уровень занимают потребности в безопасности, в защите от насилия' и угроз (стабильность, работа, защищенность и т.д.). За ними идут потребности в общении, привязанности и любви. Потребности в оценке и уважении (престиж, статус, превосходство, признание, внимание, достоинство, понимание) расположились выше. Вершину пирамиды занимают не всем доступные потребности - в самосовершенствовании (желать стать кем-то, найти себе применение, потребность в успехах), знании и понимании (любопытство, осмысление окружающего). Венчают пирамиду потребности эстетические (красота, упорядоченность, системность, аккуратность, гармония).
В основании пирамиды групповой мотивации А. Маслоу лежат совпадение интересов, взаимное давление и группирование людей. В процессе общения формируются различные микрогруппы, которые тянутся друг к другу. Эти групповые тенденции становятся базисом интеграции людей в более крупные сообщества.
Методы изучения мотивации
Для активизации и развития мотивации применяются общие методы исследования - наблюдение, анкетирование, интервью, беседа, экспертная оценка.
Сущность последней состоит в организации целенаправленного и всестороннего изучения индивидуальной или групповой мотивации с помощью специальных экспертных методик и приглашении для этой цели коллег-учителей или экспертов.
Экспертиза проводится а соответствии со строго определенной процедурой, обязательными моментами которой являются четкая формулировка целей экспертизы и вида экспертного значения, определение квалификации экспертов, безвредности процедуры, обоснованности выводов и др.
Среди специальных приемов изучения мотивации выделяют:
1) создание ситуаций. Смысл данного приема в том, чтобы посмотреть, как будет изменяться поведение обучаемых при изменении условий;
2) прием выбора партнера. Применяется для того, чтобы изучить степень самостоятельности мотивов, зависимость их от взаимодействия с другими;
3) прием неоконченных предложений. Школьникам предлагаются 10 предложений, которые нужно дописать;
4) прием неоконченного рассказа. То же самое, что и в предыдущем, но с более развернутым содержанием;
5) рассказ по картинке, воображаемые ситуации. Основывается на утверждении психологов, что обучаемые при этом невольно раскрывают волнующие их проблемы, свое к ним отношение.
63. Тренинги мотивации достижений и «причинных схем»
Тренинг мотивации достижений основывается на предположении, что при прочих равных условиях те обучаемые будут иметь более высокую школьную успеваемость, у которых обострено чувство собственного достоинства и стремление постоянного улучшения своих достижений. Формирование синдрома достижения предполагает:
1) обучение учащихся сопоставлять собственные достижения с достижениями других обучаемых;
2) обучение способам поведения, типичным для человека с высокоразвитой мотивацией;
3) изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни, а также из жизни людей, обладающих высокоразвитой мотивацией достижения.
В своих исследованиях ученые обнаружили, что люди по-разному объясняют причины своих поступков. «Психологическая причинность» - так было названо это явление - затрагивает и мотивационную сферу. Существуют даже типичные «схемы» объяснений и оправданий.
Тренинг «причинных схем» непосредственно влияет на мотивацию, либо побуждая учащегося к определенному поведению, либо вызывая у него равнодушие и безынициативность. Дело в том, что обучаемый, по-разному объясняя свое поведение, уже прогнозирует ход своих дальнейших действий в соответствии со своим объяснением.
Все программы тренинга мотивации путем изменения «причинных схем» отдают предпочтение «усилию» как оптимальному способу изменения субъективного поведения учащихся о причинах неудач, чтобы любые причинные объяснения заменить лишь одним - недостаточностью собственных усилий.