Глава I Исследование дисциплины «Графический дизайн» и изучение проектной деятельности

Проектная деятельность в приподавании «графического дизайна» в системе спо

Руководитель:

Саитова Л.Р.

___________(__________)

Выполнил:

Дмитриева О.С.

Уфа – 2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3 Глава I Исследование дисциплины «Графический дизайн» и изучение проектной деятельности……………………………………….4 1.1. Исследование основных аспектов дисциплины «Графический дизайн» 1.2 Исследование проектной деятельности как основной метод дисциплины «Графический дизайн» в системе СПО……………………..6 Выводы по первой главе…………………………………………………...13 Глава II Рассмотрение методов проектной деятельности в целях применения разработки факультатива, дисциплины «Графический дизайн»……………………………………………………………………...14 2.1 Определение практических методов проектной деятельности 2.2. Разработка факультатива дисциплины «Графический дизайн» в системе СПО………………………………………………………………..16 Выводы по второй главе………...…………………………….……………29 Заключение……………….……………………………….…….…………..30 Список использованной литературы……………………...……….……...31 Приложение…………………………………………………………………34  

Введение

Актуальность темы исследования.«Графический дизайн» как дисциплину можно отнести к числу художественных и профессиональных дисциплин, фокусирующихся на визуальной коммуникации и представлении. Для создания и комбинирования символов, изображений или слов используются разнообразные методики с целью сформировать визуальный образ идей и посланий. Проектная деятельность состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей для создания дизайн проекта.

Цель исследования Задачи исследования:

1. Изучить научную и специальную литературу по теме исследования.

2. Определить сущность проектной деятельности.

2. Определить специфику преподавания дисциплины «Графический дизайн».

3. Разработать факультатив по дисциплине «Графический дизайн» .

4. Разработать занятия по факультативу дисциплины «Графический дизайн»

Методы исследования: изучение литературных источников по проблеме исследования, анализ, сравнение, синтез, классификация, систематизация.

Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, заключения.

Глава I Исследование дисциплины «Графический дизайн» и изучение проектной деятельности

1.1 Исследование основных аспектов дисциплины «Графический дизайн»

Графический дизайн — художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды. Графический дизайн вносит инновационный вклад в развитие социально-экономической и культурной сферы, способствуя формированию визуального ландшафта современности. Специалисты по графическому дизайну работают в области полиграфии, промышленной графики (создают рекламные плакаты, буклеты, книги, журналы и т. д.), рекламы, упаковки, шрифтов и т. д. Одним из направлений графического дизайна является веб-дизайн, то есть «рисование» сайтов.

Методические аспекты дисциплины «Графический дизайн». «Графический дизайн» как дисциплину можно отнести к числу художественных и профессиональных дисциплин, фокусирующихся на визуальной коммуникации и представлении. Для создания и комбинирования символов, изображений или слов используются разнообразные методики с целью сформировать визуальный образ идей и посланий. Графический дизайнер может пользоваться типографским оформлением, изобразительными искусствами и техниками вёрстки страниц для производства конечного результата. Графический дизайн как термин часто применяют при обозначении самого процесса дизайна, с помощью которого создаётся коммуникация, так и при обозначении продукции (результатов), которые были получены по окончании работы.

Исторический аспект дисциплины «Графический дизайн»Самой первой из известных нам напечатанных книг является буддистская священная книга. Книга напечатана на ткани с помощью распиленных деревянных блоков в 868 г. во времена правления династии Тан (618—906). В начале XI в. с помощью печатающих устройств создавались длинные свитки и книги, что делало их широко доступными во время династии Сун (960—1279). Но подлинное начало эры книгопечатания связано с изобретением печатного станка в середине 1440-х годов Иоганном Гутенбергом.

Русский конструктивизм (1920-е годы), американская рекламная графика (1930—1950-е годы), швейцарская школа графики (1950—1970-е годы), польская школа плаката (1950—1970-е годы), японская школа плаката (1960—1980-е годы). К ведущим национальным школам графического дизайна относятся также английская, голландская, французская, немецкая, финская.

Всемирная организация по графическому дизайну — ICOGRADA, Международный совет ассоциаций по графическому дизайну. Россия представлена в ICOGRADA Академией графического дизайна, Британской высшей школой дизайна, МГХПА (Московская государственная художественно-промышленная академия) им. С. Г. Строганова и ВАШГД (Высшая академическая школа графического дизайна).

Обучение дисциплине «Графический дизайн» можно классифицировать по категориям решаемых задач: типографика, каллиграфия, шрифты, в том числе дизайн газет, журналов и книг, Фирменный стиль (корпоративный стиль), в том числе фирменные знаки, логотипы, брендбуки Визуальные коммуникации, в том числе системы ориентации (навигационные и иные пиктограммы) Плакатная продукция, в том числе рекламные плакаты Визуальные решения для упаковок продукции, в том числе кондитерской и пищевой Задачи веб-дизайна Визуальный стиль телевизионных передач и других продуктов СМИ

Специальность Графический дизайн становится все более интегрирующей профессией, объединяющей в работе со сложным, многоуровневым предметом визуальной реальности принципы и методы различных профессиональных дисциплин.

Кроме визуального образа, текста, пространства, графический дизайн осваивает такие реальности, как движение, время, интерактивность и оперирует все более разнообразными средствами экономических, маркетинговых и культурных коммуникаций.

Глава 1.2 Исследование проектной деятельности как основной метод дисциплины «Графический дизайн»в системе СПО.

Устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений:
а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

Иными словами, техникум и колледж обучают по специальностям, по которым среднее профессиональное образование может быть получено за 3 года (по некоторым специальностям — за 2 года). При этом в колледже обязательно наличие обучения также и по программам углубленной подготовки (4 года). Перечень специальностей среднего профессионального образования утверждён приказом Минобрнауки России от 12.04.2005 № 112 (в редакции от 18.05.2006).[12] С 1 января 2010 года. при приёме на основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, реализуемые в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, применяется перечень специальностей среднего профессионального образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 28.09.2009 № 355.[10] Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.[13]

Факультатив дисциплины «Графический дизайн» в системе СПО направлен на реализацию личностно – ориентированного учебного процесса, чтобы студент смог оценить свой потенциал, познакомиться с разными видами и направлениями в области дизайна реализовать себя как начинающий специалист в области «Графического дизайна».Факультатив

При освоении графического дизайна в целом очень важна проектная деятельность. Так как все практические задания исполняются методом проекта и выполняются в форме дизайн проекта.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где есть идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи. Его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Современный образовательный проект – это дидактическое средство активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности. Проект пробуждает студентов проявить: интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями, способность к самообразованию и самоорганизации.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны:

По характеру доминирующей деятельности (практико-ориентированный проект; информационный; творческий проект; ролевой проект). По комплектности (монопроекты; межпредметные). По продолжительности исполнения. По количеству участников. Формы реализации проекта также различны: это может быть макет, дизайн проект, стенгазета, презентация, творческий отчет и т.д.

Эффективность проектной деятельности студентов напрямую зависит от того, насколько преподаватель детально продумает этапы проекта. Преподаватель на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается как на содержание , так и на процесс применения имеющихся знаний.

Значительная часть проектной деятельности – сбор материалов и применение их на практике. Навыки в работе, в том числе и учебные, приобретаются в самом процессе работы и тем быстрее и прочнее, чем больше заинтересованы студенты в достижении намеченной цели. Итогом проектной работы может быть просмотр, выставка, и т.д.

Завершающим этапом проектной деятельности является этап рефлексии (анализа сделанного, сравнение того, что было задумано группой, с тем, что получилось) и оценивание результатов работы через рейтинговую оценку.

Таким образом, в основе проектного обучения лежит рефлексивно - деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию и мотивирует к более глубокому изучению дисциплины «Графический дизайн».

Выводы по первой главе

Сегодня, пожалуй, основная сфера применения средств графического дизайна — это реклама. Именно в интересах рекламы сегодня и развивается современный графический дизайн. Действительно, посредством обширных средств графического дизайна становится гораздо проще и эффективнее осуществить информационную связь с аудиторией. Примером удачного применения графического дизайна в рекламе — является, к примеру, логотип, несущий строго заданный эмоциональный настрой или необходимый минимум информации. Для того что бы продемонстрировать элемент в графическом дизайне нужно выполнить дизайн проект.

Проектная деятельность или метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

ГЛАВА II Рассмотрение методов проектной деятельности в целях применения разработки программы, дисциплины «Графический дизайн»
2.1 Определение практических методов проектной деятельности.

Проектная деятельность-один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

Проектная деятельностьсодержит:

- анализ проблемы;

- постановка цели;

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

- оценка полученных результатов и выводов.

Наши рекомендации