Познавательно-деятельностной направленности

Требования Содержание
Развитие творческого мышления через действия по усвоению и применению знаний требует: подчинять цели и методику обучения необходимости активизации мышления обучаемых с учетом ведущей роли содержательных компонентов мыслительных действий перед формально-логическими; отказаться от существующей методики постановки задач и вопросов, направленной преимущественно на овладение формально-логическими приемами, к методике, развивающей содержательную, творческую сторону мышления; целенаправленно развивать и использовать в обучении естественный познавательный прием – построение динамической образной модели изучаемых ситуаций; придавать учебным занятиям познавательную направленность при любых практических целях и содержании обучения (замена информационно-операционного обучения познавательным).
Учет единства неосознаваемых и осознаваемых компонентов познавательного процесса развитие действий путем формирования базовых навыков все более высокого порядка (формирование умений по принципу построения целостных иерархических структур действия); систематизацию (упорядочение и уплотнение) учебной информации на основе анализа существенных свойств и отношений в изучаемых объектах обеспечение высокой логической экономичности, сокращение учебного материала без уменьшения объема информации об объекте); подчинение методики применения наглядно-иллюстративных средств целям учебного процесса и виду формируемых знаний.
Диалектический творческо-поисковый стиль соблюдение определенной последовательности стадий изучения объекта; прохождение необходимых ступеней раскрытия сущности предмета (явления, процесса); объяснение проявлений сущности изучаемого объекта на основе знаний более высокой степени обобщенности и с позиций диалектического подхода; объединение (частичное или полное) процессов формирования знаний (на всех этапах и ступенях), их применения и проверки (самопроверки)

Приведенные положения органично взаимосвязаны и образуют систему методических требований и рекомендаций по организации результативной учебно-познавательной деятельности. Данная система представляет собой научно-методическую основу для продуктивной реализации функций учебно-познавательной деятельности.

Таким образом, педагогу при организации учебного процесса важно творчески подходить к выбору той или иной педагогической теории, умело использовать ее сильные стороны и нейтрализовать слабые. При этом необходимо учитывать, во-первых, цель и задачи подготовки конкретных специалистов, содержание изучаемого материала и уровень его усвоения, категорию обучаемых и сроки их подготовки; во-вторых, возможности, достоинства и недостатки современных концепций обучения, а также подготовленность педагогического коллектива к их эффективному применению. Важным резервом повышения эффективности обучения является активный поиск путей совершенствования существующих педагогических концепций.

Сложившуюся в мире систему образования и обучения многие называют «поддерживающим обучением». Оно основано на подготовке человека к решению повседневных проблем и предназначено в основном для поддержания существующей системы образа жизни и деятельности человека.

Однако в мире обозначилась иная тенденция, связанная с переходом на другой тип обучения – «инновационный». Ему присущи две характерные особенности.

Первая – это обучение предвидению, т.е. ориентация человека не столько в прошлом опыте и настоящем, сколько на далекое будущее. Такое обучение должно подготовить человека к использованию методов прогнозирования, моделирования и проектирования в жизни и профессиональной деятельности. Отсюда столь важно развитие воображения, акцентирование внимания на проблемы и трудности, ожидающие человека в будущем, на альтернативные способы их разрешения.

Второй особенностью инновационного обучения является включенность обучающегося в сотрудничество и участие в процессе принятия важных решений на разном уровне (от локальных и частных до глобальных, с учетом развития мира, культуры и цивилизации).[2]

Литература для самостоятельной работы

Гребенюк О. С. Теория обучения: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – С. 154 –192.

Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие / В. И. Загвязинский. – М., 2001. – С. 7 – 12.

Реан А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2001.– С. 298 – 301.


Наши рекомендации