Образование существительных множественного числа в родительном падеже
Педагог использует тот же демонстрационный материал, что и в предыдущем задании. Спрашивает: «Чего много?» (Шаров, ведер, колец, стульев).
Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных
Педагог использует карточки с парными картинками: на одной картинке изображен высокий предмет, на другой-низкий.
Предлагает поиграть в игру «Гномия» и рассказывает: «Мальчик Саша попал в страну Гномию. Там все было также, как у нас, но очень маленького размера. Он увидел не дорогу, а дорожку, не куст, а кустик. Давайте поиграем в эту игру! Что же еще увидел мальчик Саша в стране Гномии?» Педагог демонстрирует парные картинки и просит назвать, что на них изображено: дом-домик, гриб-грибок, лопата-лопаточка, книга-книжечка и т.д.
Употребление предлогов
Педагог по очереди раскладывает перед детьми сюжетные картинки, просит рассмотреть их и ответить на вопросы.
в, из | Мышка сидит в норке | Где сидит мышка? Откуда выглядывает мышка? |
на, с | Божья коровка сидит на пеньке | Где сидит божья коровка? Откуда слетит божья коровка? |
за | Зайчик спрятался за пенек | Куда спрятался зайчик? |
под | Два муравья спрятались под грибом | Где спрятались два муравья от дождя? |
к | К грибу ползет гусеница | Куда ползет гусеница? |
над | Бабочка летает над грибом | Где летает бабочка? |
Согласование существительных с прилагательными
Педагог выкладывает перед ребенком 8 картинок: 4 картинки с изображением предметов синего цвета :бант, ваза, платье, ботинки; 4 картинки с изображением предметов красного цвета: шар, шапка, ведро, цветы.
Воспитатель спрашивает: «Что это и какого цвета?» ответ ребенка представляет собой словосочетание, состоящее из существительного и прилагательного, согласованных в роде и числе. Неправильные ответы фиксируются.
Все полученные данные заносятся в таблицу 2.
Мониторинг звукопроизношения
В среднем дошкольном возрасте проверяется умение правильно произносить следующие звуки: [с - с'], [з - з'], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [р - р'], [л - л'], [й], [к - к'], [г - г'], [х - х'], [б - б'], [д - д'].
На каждый проверяемый звук педагог подбирает по три предметные картинки. В названиях предметов, изображенных на картинках, изучаемый звук находится в трех разных позициях: в начале, середине и конце слова. Исключение составляют звуки [г], [б], [д], [з], [ж]. Эти звонкие согласные звуки на конце слова оглушаются. Поэтому для их проверки подбираются по две картинки, где звук встречается в начале и середине слова.
Педагог последовательно показывает ребенку картинки и предлагает назвать, что на них изображено. Полученные данные заносятся в таблицу 3.
Мониторинг речевого слуха
1. Определение звука в слове.Педагог показывает картинку ребенку с изображением предмета, название которого начинается с гласного звука, стоящего под ударением. Произнося слово, воспитатель голосом выделяет звук (а-а-а-стра, у-у-у-тка и т.п.). затем предлагает ответить на вопрос: «Какой первый звук в этом слове ты слышишь?» или «С какого звука начинается слово?»
При обследовании согласных звуков, которые находятся в словах в разных позициях ( в начале, середине и в конце слова), воспитатель голосом старается выделить звук (вол-к), после чего спрашивает: «Какой звук ты слышишь в конце слова?»; л-л-л-л-ук- «С какого звука начинается слово?»; виш-ш-ш-ня- «Какой звук я выделила голосом?»
2. Самостоятельный отбор картинок на определенный звук. Воспитатель выкладывает перед ребенком 12 предметных картинок и просит отобрать сначала те из них, в названии которых встречается звук [с], а затем звук [ш].
Если ребенок выполнил задание правильно (указал одну-две картинки). То на другие звуки он картинки не отбирает. Если ребенок с заданием не справился, то педагог предлагает указать картинки на другие дополнительные звуки. Дополнительные звуки даются в такой последовательности: [з], [ж], [к], [г].
3. Выбор их двух картинок одной, в названии которой есть заданный звук. Педагог показывает ребенку две картинки, называет их и просит дать ему ту, в названии которой есть звук [з] ([ж]). Если ребенок выполнил задание правильно, то педагог предлагает выбрать картинки на другие дополнительные звуки. Дополнительные звуки даются в такой последовательности: [с], [ш], [к], [г].
4. Проверка слоговой структуры слова. Педагог по очереди показывает ребенку три картинки с изображением холодильника, велосипеда и вертолета и просит назвать их: «Что это такое?»
Если ребенок произносит слово неверно, переставляет слоги, упрощает конструкцию слова, то воспитатель произносит слово сам и вновь просит ребенка повторить его.
Если после этого ребенок произносит правильно, то это означает, что слоговая структура у него сохранена.
Внимание! При проверке слоговой структуры слова воспитатель не учитывает неправильное произношение звуков.