Воспитательная функция обучения. Функции процесса обучения
Функции процесса обучения
Образовательная функция обучения
Образовательная функция обучения предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общенаучных умений и навыков.
Научные знания включают в себя факты повседневной действительности и науки, понятия, законы, закономерности, теорию, оценочные знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.
Специальные умения и навыки включают в себя специфические только для соответствующего учебного предмета и отрасли науки практические умения и навыки.
Кроме специальных умений и навыков, в процессе образования учащиеся овладевают общенаучными умениями и навыками, которые имеют отношение ко всем предметам (работа с книгой, навыки чтения, письма, соблюдение режима и др.).
Общие учебные умения
Ряд исследователей (А.А.Бобров, В.В.Завьялов, А.В.Усова и др.) считают, что общие учебные умения подразделяются на познавательные, практические, организационные.
Познавательные:
- умение работать с учебной книгой и на этой основе самостоятельно пополнять, углублять и приобретать знания;
- умение наблюдать и по итогам наблюдений формулировать выводы;
- умение объяснять наблюдаемые факты и явления на основе имеющихся знаний и опыта и прогнозировать некоторые из них.
Практические:
- работать со справочной литературой, библиотечными каталогами и библиографическими списками;
- пользоваться различными измерительными приборами;
- вычислительные навыки (работа с калькуляторами, математическая обработка опытов и простейших исследовательских работ);
- работа с лабораторным оборудованием, приборами и принадлежностями простейшей бытовой техники, компасом, оптическими приборами и т.д.
Организационные:
- самостоятельно формулировать цель работы;
- планировать работу по достижению цели;
- видеть пути реализации намеченного плана;
- осуществлять самоконтроль за ходом своей работы;
- вносить по ходу работы коррективы в нее;
- сравнивать запланированные и полученные результаты работы.
Главное назначение образовательной функции - сделать знания достоянием личности каждого обучающегося.
В соответствии с образовательной функцией назначение процесса обучения заключается в том, чтобы:
· вооружить учащихся системой научных знаний, умений и навыков в соответствии со стандартом образования;
· научить творчески использовать эти знания, умения и навыки в практической деятельности;
· научить самостоятельно приобретать знания;
· расширить кругозор с целью дальнейшего образования и профессионального самоопределения.
Воспитательная функция обучения
Одновременно с образовательной процесс обучения реализует и воспитательную функцию, формируя у учащихся мировоззрение, нравственные, трудовые, эстетические, этические представления, взгляды, способы соответствующего поведения и деятельности в обществе, систему идеалов, отношений, физическую культуру, т.е. совокупность качеств личности, характерную для человека.
Виды воспитательных задач:
- формирование мировоззрения;
- формирование нравственности (нравственные ценности);
- формирование чувств и эмоций;
- формирование эстетического отношения к окружающей действительности (чувство прекрасного, умение отмечать прекрасное в окружающем);
- формирование волевых качеств личности (сила воли, упорство, самостоятельность, аккуратность);
- физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья (формирование правильной осанки, укрепление мышц рук, укрепление мышц глаз);
- формирование коллективистских отношений, умения общаться в группе и в коллективе (коллективизм, уважение мнения других, дружба).
В каждом из видов проявляется совокупность качеств и свойств личности. Поэтому, определив вид задачи на данном уроке, следует найти то качество личности, для формирования и совершенствования которого наиболее подходит изучаемый учебный материал.
Пути решения воспитательных задач:
u содержание учебного материала
u формы и методы обучения
u общение, психологический климат, стиль руководства
u окружающая обстановка
u создание воспитывающих ситуаций
Вывод:
1) Необходимо анализировать и отбирать учебный материал с точки зрения его воспитывающего потенциала.
2) Необходимо так строить процесс обучения и общения, чтобы стимулировать личностное восприятие учебной информации учениками, вызывать их активное оценочное отношение к изучаемому, формировать их интересы.