Прогностический» тип игровой культуры
Характер и содержание развития философско-педагогической мысли эпохи Нового времени позволяют говорить о «прогностическом» типе игровой культуры, сложившемся под влиянием развития представлений об игре и оценок ее возможностей в становлении личности ребенка. Такое понимание этого типа игровой культуры обусловлено тем, что просветительская деятельность и философско-педагогическая мысль эпохи Нового времени предпринимают попытку прогнозирования процесса развития образования и воспитания и определения ведущей роли отдельных средств воспитания в этом процессе. На наш взгляд, именно детской игре философы-просветители уделяют особое внимание, говоря об игре как о деятельности, занимающей самое значительное время детства; деятельности, ориентированной на природу ребенка, дающей возможность свободного проявления его внутренних сил.
Передовые мыслители этой эпохи предпринимали попытки определения сущности детской игры, раскрытия ее возможностей в процессе обучения и воспитания. Характеризуя сущность игры, философы и педагоги пытались прогнозировать результаты развития ребенка, воспитание и обучение которого сопровождалось игрой. Размышляя о возможных результатах, которых должен достичь в своем развитии играющий ребенок, философы и просветители делали своеобразный прогноз и о его будущем и о будущем самой игры.
Такое прогнозирование основывалось на знаниях и опыте предшествующих культурно-исторических эпох и тех достижениях, которые имели место в организации школьного обучения, воспитания и развития ребенка. Анализ этих достижений составил содержательную основу многих философско-педагогических концепций этой эпохи, позволил определить своеобразные перспективы развития ребенка, приблизить, «сжать», «уплотнить» время их достижения через детскую игру. Понимая, что игра может не только помочь, но и навредить ребенку, педагоги-гуманисты разработали систему требований и определили ряд условий организации школьного обучения и отдыха детей, основанных на использовании потенциальных возможностей игры, соблюдение которых помогло бы избежать ошибок и давало возможность управлять процессом.
Игра достигает статуса метода обучения и воспитания у Я.А. Коменского и И.Г. Песталоцци, что является весьма показательным для философско-педагогической мысли XVII—XVIII вв. Средством обучения и воспитания игра была тогда, когда надо было активизировать данные процессы; приемом — когда надо было заинтересовать ребенка; методом — когда педагог приступал к осуществлению намеченного и к достижению цели воспитания и образования.
Педагоги-просветители попытались определить конкретные виды игр, и особенно те из них, которые наиболее значимы в жизни ребенка и, которые могут принести вред его организму. Просветители обратились к изучению возможностей ребенка, постижению его природы. Такой поиск был продиктован пониманием того, что процесс обучения — это не только передача опыта, но и активное его усвоение, что зависит не только от учителя, но от самого ученика.
В идеях просветителей Нового времени прослеживаются тенденции обобщения, аргументации, доказательства, что характерно для «прогностического» типа игровой культуры. Образовательная теория и практика того времени смогла разглядеть в игре скрытые потенциальные возможности универсального средства обучения, воспитания и развития ребенка. Именно в это время в философско-педагогических учениях просветителей обнаруживаются вероятностные суждения о возможном влиянии игры на развитие ребенка. Это позволило им представить описания возможных и желательных перспектив развития образования с использованием игры, а также рекомендации для родителей и учителей по успешному применению игры в воспитании и обучении.
В эпоху Нового времени усиливается дидактическая и развивающая функции игры (труды Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, И. Пирогова). Вместе с тем педагоги акцентировали свое внимание и на важности развлекательной функции игры, что, по их мнению, было свойственно природе ребенка. В их же учениях начинает просматриваться прогностическая функция игры. Она представляется как своеобразное предвидение возможных перспектив развития ребенка в игре, как его естественной среде обитания.