Экспертный опрос педагогов
Для того, чтобы быстро и эффективно составить представление об особенностях нарушений общения ребенка, используется таблицу, включающую описание проявлений поведенческих расстройств и оценки их выраженности:
0 баллов – никогда не наблюдается у ребенка;
1балл – наблюдается иногда или изредка;
2 балла – часто проявляется;
3 балла – нарушение поведения наблюдается почти всегда;
4 балла – нарушение поведения наблюдается постоянно.
Проанализировать поведение ребенка могут как педагоги, так и родители. Можно сравнить результаты анализа педагогов и родителя. Выявив наиболее выраженные нарушения в поведении ребенка, педагог-психолог планирует пути коррекции в игровой деятельности, а родителям подскажет пути грамотного воздействия.
Проявления поведенческих расстройств
Проявление нарушений в общении | Степень выраженности |
Агрессивность | |
Конфликтность | |
Замкнутость | |
Гиперактивность | |
Тревожность | |
Неуверенность |
Вопросы для экспертного опроса родителей
- Желание общаться со сверстниками.
- Умение познакомиться, завязывать отношения.
- Умение играть вместе с другими детьми.
- Умение поддерживать относительно дружеские отношения.
- Умение рассказать о себе, о событиях своей жизни.
- Умение выступать, что-то делать публично.
- Продуктивная активность ребенка, инициативность в общении, играх деятельности
Приложение 2
Инструментарий коррекционно-развивающей программы «Азбука поведения»
1. Методическое пособие «Азбука настроения» (автор - Н.Л.Белопольская);
2. Методика «Кактус» (автор - Панфилова М.А.) направлена на изучение эмоциональной сферы дошкольников.
Методика предназначена для работы с детьми старше 4 лет.
Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.
При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми "люшеровских" цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Обработкаданных.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
·пространственное положение
·размер рисунка
·характеристики линий
·сила нажима на карандаш
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
·характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)
·характеристика манеры рисунка.
В рисунках могут проявиться следующие качества детей:
-Агрессивность — наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки показывают высокую степень агрессивности
-Импульсивность — отрывистость линий, сильный нажим.
-Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок по центру листа.
Неуверенность, зависимость — маленький рисунок, расположение внизу листа
-Демонстративность — наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
3. Методика «Несуществующее животное» (автор Колосова С.Л.);
Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка.
Инструкция: “Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!”
Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.
Таблица 2
Симптомокомплексы теста для оценки агрессивности детей
Симптокомплекс | Симптом | Балл |
Сильная, уверенная линия рисунка | 0,1 | |
Неаккуратность рисунка | 0,1 | |
Большое количество острых углов | 0,1 | |
Верхнее размещение углов | 0,1 | |
Крупное изображение | 0,1 | |
Голова обращена вправо или анфас | 0,1 | |
Хвост поднят вверх, пышный | 0,1 | |
Угрожающее выражение | 0,1 | |
Угрожающая поза | 0,1 | |
Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти) | 0,1 | |
Хищник | 0,1 | |
Вожак или одинокий | 0,1 | |
При нападении дерется традиционным способом | 0,1 | |
Ночное животное | 0,1 | |
Другие признаки | 0,1 |
На основании анализа каждого рисунка подсчитывается итоговая сумма балов и делается вывод об уровне агрессивности ребенка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребенка).
Шкала оценок результатов:
Повышенный уровень агрессивности – 11-15 баллов
Высокий уровень агрессивности — 7-10 баллов.
Средний уровень агрессивности —4-6 баллов.
Слабый уровень агрессивности —0-3 баллов.
4. Анкета «детская агрессивность», разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. для родителей и педагогов
Инструкция: внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для ребёнка. Если это выражено, ставьте «+» , если не выражено - «-».
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет еаму зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда он без всякой причины ругается.
5. Иногда он так настаивает над чем-то, что окружающие теряют терпение.
6. Он не прочь подразнить животных.
7. Переспорить его трудно.
8. Очень сердится, когда ему кажется, что над ним подшучивают.
9. Иногда у него возникает желание сделать что-то плохое окружающим.
10. В ответ на обычные распоряжения делает всё наооборот.
11. Часто не по возрасту ворчлив.
12. Воспринимает себя, как самостоятельного и решительного.
13. Любит быть первым, командовать. Подчинять себе других.
Обработка результатов:
Каждый «+» оценивается в 1 балл, «-» - в 0 баллов.
15 - 20 баллов - высокий уровень конфликтности
7 - 14 - средний уровень
1 - 6 баллов - низкий уровень.
Отзыв
администрации СПДС «Иволга» ГБОУ СОШ №6
на коррекционно-развивающую программу
педагога-психолога Зинченко Г.И.
«Азбука поведения»
Коррекционно-развивающая программа «Азбука поведения» педагога-психолога Зинченко Галины Ивановны затрагивает одну из важнейших тем коррекционной педагогики и психологии – социальная и психолого-педагогическая адаптация детей, отличающихся повышенной агрессивностью и недостаточной сформированностью коммуникативной сферы, и полностью отвечает задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников, которые были поставлены перед образовательными учреждениями Федеральными Государственными Образовательными Стандартами нового поколения. Программа «Азбука поведения» актуальна для нашего учреждения, так как наблюдаются агрессивные проявления у воспитанников во всех группах. Имеются обращения родителей и воспитателей. Программа обеспечивает социальное созревание дошкольников; способствует формированию конструктивных поведенческих реакций, снятию деструктивных элементов в поведении; осознанию собственных эмоций и чувств других людей, развивает эмпатию, учит ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; обучает навыкам саморегуляции психоэмоционального состояния и поведения.
Коррекционная работа с данной категорией детей в рамках программы осуществляется по следующим направлениям:
- развитие элементарных навыков общения, умения сотрудничать, прислушиваться к мнению другого;
- обучение детей приемлемым способам избавления от гнева и др. негативных эмоций;
- развитие способности анализировать свое поведение, чувства, качества личности;
В соответствии с намеченными направлениями, а также с учетом возрастных особенностей, игровые сеансы строятся в интересной, занимательной форме.
В представленной программе дается полное описание коррекционно-развивающих игровых сеансов с детьми, проявляющими агрессивность. Введены персонажи, которые присутствуют на всех игровых сеансах.
В результате наблюдений за детьми во время их деятельности выяснилось, что структура деятельности оптимальна, не вызывает утомления и интерес поддерживается в течение всего времени. Дети с удовольствием занимаются, внимание поддерживается сменой деятельности. Обязательное начало – приветствия, которые способствуют контакту с детьми, сближают детей, придают уверенности.
В конце игровых сеансов используется ритуал прощания, который подводит к завершению занятия на позитивной ноте, после которой дошкольники проявляют активность, эмоциональный подъём.
Для работы с детьми используются следующие формы: психогимнастика, развивающие игры, арттерапия, релаксационные упражнения, пальчиковая гимнастика, ролевые и ситуационные игры, подвижные игры, видеоролики, слайды. Все эти формы позволяют не только скорректировать некоторые проявления антисоциального поведения, но и развивают произвольное внимание, творческую активность, умение работать в группе.
Кроме общих задач, имеются задачи и к каждому игровому сеансу, что позволяет конкретизировать общие задачи по решению проблем и способствовать их коррекции. Игровые сеансы продолжаются 30 минут. Проводятся 1 - 2 раза в неделю.
Работа по программе «Азбука поведения» показала, что игровые сеансы позволили сформировать поведенческие механизмы, обеспечивающие ребенку эмоциональную адекватность в контактах с окружающими.
В ходе реализации задач программы давались рекомендации и консультации педагогам и родителям по профилактике и преодолению агрессивности детей дошкольного возраста: «Агрессивность детей. Причины», «Как снизить агрессивные проявления у детей дошкольного возраста», «Что делать, если ребёнок дерётся», «Невербальная агрессия». Галиной Ивановой собран методический пакет материалов по агрессивности. Есть положительные отзывы родителей и педагогов о результатах работы с детьми по данной программе.
Программу «Азбука поведения» Галина Ивановна представила на окружном мастер-классе педагогов-психологов, посвящённому проблемам профилактики и коррекции агрессивных проявлений у дошкольников.
Контрольные диагностики и наблюдения за детьми подгруппы, занимающейся по данной программе со стороны педагога - психолога, педагогов и родителей позволяют утверждать, что имеются положительные результаты.
График. Сравнительный график результатов наличия агрессивности у детей
Из графика видно, что детей с высоким уровнем агрессивности в марте 2015 года стало меньше в 3 раза по сравнению с январём 2015 года, а в марте 2016 года детей с высоким уровнем агрессивности стало меньше в 4 раза по сравнению с январём 2016 года. Увеличилось количество детей с низким уровнем агрессивности.
Исходя из полученных результатов, можно считать, что коррекционно-развивающая программа «Азбука поведения», составленная педагогом-психологом СПДС «Иволга» Зинченко Галиной Ивановной эффективна, соответствует задачам ФГОС по реализации социально-коммуникативной образовательной области и вызывает интерес и со стороны педагогических работников, и со стороны родителей. Она содержит систему психологических
приёмов и техник, выстроенных в рамках конкретного направления коррекционно-развивающей работы, учитывающую характерологические особенности детей с агрессивными проявлениями, а также их семей.
Руководитель СПДС «Иволга» Л.А. Метлина
Старший воспитатель СПДС «Иволга» С.Н. Хомутова