Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М. 1997. С. 228-230.
max, составными компонентами которых эти конфигурации действительно являются. Но малыш пользуется ими и в других жестах, заменяя знакомыми уже конфигурациями более сложные, которые ему пока не удаются. Точно так же ведут себя и маленькие слышащие дети: они заменяют звуками, которым уже научились, звуки, которые еще не умеют произносить (например, вместо "рука" - "ука" или "лука" и т.д.).
Первые жесты и одножестовые высказывания глухого ребенка сходны по составу и семантике с первыми словами и однословными высказываниями слышащего малыша. Вначале жесты глухого ребенка включаются в высказывания в начальной форме, морфологические изменения отсутствуют. Постепенно в жестах изменяется направление, качество движения и т.д.
Специальные исследования показали, что к школьному возрасту дети из семей глухих, как правило, свободно владеют русским жестовым языком.
Глухие дети в специальной школе попадают в условия, стимулирующие активный процесс усвоения РЖЯ, - ведь межличностная коммуникация в детском коллективе осуществляется, главным образом, при помощи РЖР. В этих условиях дети из семей слышащих очень быстро догоняют своих сверстников, которые уже овладели РЖР дома» (Зайцева Г.Л. С. 71-72).
А калькирующая жестовая речь глухих учащихся формируется на основе изучения ими словесного языка: чтобы калькировать, надо иметь что калькировать.
2.2.2. Слово и жест в коммуникативной деятельности глухих
Обучение словесному языку в условиях организованного педагогического процесса позволяет глухим детям все более успешно пользоваться русским языком на занятиях, в разговорах с родителями, преподавателями и другими нормально слышащими людьми. Словесная речь является основным средством общения глухих со слышащими.
В общении друг с другом глухие дети и взрослые (мы говорим о глухих выпускниках специальных школ-интернатов) применяют преимущественно жестовую речь, основная функция которой - обслуживание потребностей межличностного общения глухих.
В условиях официального общения часто возникает необходимость в сопровождении устных высказываний выступающих жестами, поскольку значительное расстояние затрудняет восприятие устной речи. В России общение глухих в официальной обстановке обеспечивает калькирующая жестовая речь. Ее используют глухие докладчики, выступающие перед аудиторией неслышащих на конференциях, участники прений на собраниях и т.д. Их устная речь предназначена слышащим, которые часто присутствуют в зале. При выступлении перед глухими слышащего докладчика, не владеющего жестовой речью, прибегают к помощи переводчика, который переводит лекцию или доклад в основном при помощи КЖР.
Дикторы-переводчики российского телевидения пользуются средствами КЖР. Несколько летназад нами был проведен опрос членов Московской организации глухих на предмет понимания перевода на телевидении. Только четверть опрошенных заявила, что удовлетворительно понимает то, что сообщают переводчики. Это были люди с хорошо развитой словесной речью, что не удивительно: глухие, плохо владеющие словесной речью, затрудняются в понимании высказываний КЖР, калькирующих словесные предложения. Однако некоторые образованные глухие сочли, что калькирующий перевод "громоздок" и утомителен, и высказались в пользу использования "настоящего жестового языка глухих". Нелишне упомянуть, что еще в первой половине XIX в. В.И. Флери резко выступал против "механического перевода": полагая, что переводить "слово в слово посредством знаков представит только напрасные и лишние затруднения", переводчику необходимо "овладеть мыслью и разом преобразовать оную" на жестовый язык. Следует признать, что в большинстве цивилизованных стран мира национальные жестовые языки уже проникли в сферу официального общения и заняли прочные позиции на телевидении.
2.2.3. Словесно-жестовое двуязычие глухих
Выше было кратко рассказано об особенностях распределения коммуникативных функций между словесной речью, РЖР и КЖР.
В процессе взаимодействия рассмотренных систем общения складывается своеобразное словесно-жестовое двуязычие, или билингвизм глухих.
Речь идет о тех глухих, которые владеют и РЖР, и КЖР, и словесной речью.
"Для словесно-жестового двуязычия характерны: распределение коммуникативных функций между контактирующими речевыми системами, различный уровень владения каждой из них, а также - взаимное влияние сосуществующих речевых систем" (Зайцева Г.Л. С. 80).
Специализация функций словесной речи, русского жестового языка и калькирующей жестовой речи начинается, как правило, с поступлением глухого ребенка в школу-интернат. Развиваясь и совершенствуясь, эти системы общения сохраняют свое основное назначение в коммуникативной деятельности и учащихся школ-интернатов, и взрослых глухих. Уровень владения глухими учащимися каждой речевой системой различен.
Усвоение словесного языка глухим ребенком во многом зависит от возраста, когда малыш начал обучение, его эффективности, и представляет собой сложный и длительный процесс.
«Ранняя диагностика, повышение эффективности дошкольного воспитания, внедрение в школьную практику коммуникационной системы обучения словесному языку (С.А. Зыков), концентрического метода формирования произношения (Ф.Ф. Pay, Н.Ф. Слезина), широко развернувшаяся целенаправленная работа по развитию и использованию остаточного слуха (Е.П. Кузьмичева и др.) позволяют достигать значительных результатов в общем и речевом развитии глухих детей. Однако такого уровня владения словесной речью, который обеспечивает успешность устного об-
щения, достигают пока далеко не все глухие учащиеся.
Между тем нарушение слуха - постоянно действующий фактор, преодолеть действие которого полностью не удается. Поэтому естественно стремление глухих использовать в общении друг с другом средства, наиболее адекватные их физическим возможностям. То обстоятельство, что учащиеся сравнительно быстро усваивают русский жестовый язык, объясняется вовсе не его "примитивностью". Важно, что все сложные и разнообразные структуры РЖЯ - зрительно воспринимаемые конструкции. Поэтому, овладевая ими, глухой не должен преодолевать специфические трудности, связанные с дефектом его слуха. Это ускоряет овладение русской жестовой речью и ведет к расширению сферы использования РЖР, стимулирует ее дальнейшее совершенствование. Старшеклассники школ-интернатов, как и взрослые глухие, свободно владеют русской жестовой речью, вполне эффективно используют средства РЖЯ в межличностном общении» (там же, с. 80-81).
Уровень овладения калькирующей жестовой речью определяется степенью усвоения словесного языка, знанием лексики, принадлежащей только КЖР, и формированием прочных связей между значениями жестов и соответствующих им слов. Успеха в коммуникации при помощи КЖР достигают только те глухие с достаточно развитой словесной речью.
Таким образом, главным фактором, обусловливающим специфику словесно-жестового дву-
язычия глухих, является само нарушение слуха, а также своеобразие развития глухого ребенка.
Как оценивать словесно-жестовое двуязычие глухих? В 1930 г. Л.С. Выготский писал: "Психологические исследования, экспериментальные и клинические, согласно показывают, что полиглоссия, т.е. владение различными формами речи, при настоящем состоянии сурдопедагогики есть неизбежный и наиболее плодотворный путь речевого развития и воспитания глухонемого ребенка"6. Великий психолог имел в виду устную письменную и жестовую речь.
Сурдопедагог с многолетним стажем Г.Л. Зайцева убеждена, что "двуязычие, при котором глухие свободно владеют и словесной, и калькирующей, и жестовой речью, - это хорошо!" И мы согласны с ней!
2.2.4. Исследования жестовых языков
Лингвистические исследования жестовых языков сегодня осуществляют группы специалистов во многих странах мира.
Развиваются новые подходы к составлению словарей жестового языка: если ранее словари строились по принципу слово - жест, то в современных словарях словарная статья исходит из значения жеста, что позволяет включить в словари образцы безэквивалентной лексики и фразеологии жестового языка.