Сущность, структура и функции педагогической деятельности
Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова:
Мотивация.
Педагогические цели и задачи.
Предмет педагогической деятельности.
Педагогические средства и способы решения поставленных задач.
Продукт и результат педагогической деятельности.
Каждый вид деятельности имеет свой предмет, точно также и педагогическая деятельность имеет свой.
Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметногосоциокультурного опытакак основы и условия развития.
Средствами педагогической деятельности являются:
-научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;
-носители знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;
-вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.
Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются:
-объяснение;
-показ (иллюстрация);
-совместная работа;
-непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая);
-тренинги и др.
Продукт педагогической деятельности - формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.
Результатомпедагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося:
-его личностное совершенствование;
-интеллектуальное совершенствование;
-становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.
Функции педагогической деятельности
В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные.
В целеполагающую группу входят следующие функции:
-ориентационная;
-развивающая;
-мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся);
-информационная.
Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека.
В организационно-структурную группу входят следующие функции:
-конструктивная;
-организаторская;
-коммуникативная;
-гностическая.
Конструктивная функция обеспечивает:
а) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;
б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;
в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.
Организаторская функция реализуется через организацию:
а) информации в процессе сообщения ее учащимся;
б) различных видов деятельности учащихся;
в) собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.
Коммуникативная функция предполагает:
а) установление правильных взаимоотношений с учащимися;
б) нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы.
Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение:
а) содержания и способов воздействия на других людей;
б) возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;
в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.