О высшей нервной деятельности
В сложных психофизиологических механизмах нашего вообра-
жения и его связи со словом помогут нам разобраться труды из-
вестных академических ученых.
Одно из основных понятий учения И.П. Павлова о высшей
нервной деятельности - это понятие условного рефлекса, ассоции-
руемого у многих с подопытной собачкой, у которой течет слюна в
ответ на выработанный условный раздражитель (звонок, метро-
ном, свет и т.п.). Но условные рефлексы в своем классическом ви-
де проявляются во множестве и у человека и, что любопытно, свя-
заны они могут быть с нашим воображением.
Например, всем знакомо ощущение вкуса лимона и выделение
слюны, если свежеразрезанный ломтик лимона положить в рот. Но
выделение слюны на лимон во рту может наступить и в отсутствии
реального лимона, только лишь при нашем воспоминании о нем или,
если кто-либо напоминает нам о лимоне, т.е. на слово «лимон».
«Представьте (вообразите), что вы положили в рот ломтик свежераз-
резанного сочного лимона, - говорю я студентам, - что вы ощущае-
те? Слюна появляется во рту?». У большинства людей на вообра-
жаемый лимон во рту слюна появляется. Если же нет, то, очевид-
но, у данного человека недостаточно развито воображение, он
не может явно представить себе ощущение лимона во рту.
Как мы видим, в данной ситуации слово «лимон» оказывается
способно заменить собой объективную реальность, т.е. при-
сутствие во рту лимона. И этот опыт прекрасно показывает, что
происходит эта замена с помощью нашего воображения. Вооб-
ражаемое событие действует так же, как и реальное.
Такого рода исследования привели Павлова к представлению о
первой и второй сигнальных системах высшей нервной
деятельности человека. Если первая сигнальная система - это ре-
Это можно сделать в Отделе научно-экспериментальных исследований музыкального
искусства Московской консерватории, тел. (095) 229-68-33, 282-55-43.
254 _____________________ В.П. Морозов____________________
акции в ответ на непосредственные реальные явления и воздейст-
вия на нас окружающей или внутренней среды (звуковые, свето-
вые, тепловые, вкусовые, болевые и т.п.), то вторая сигнальная
система- это свойство нашей психики реагировать на словес-
ное описание этих явлений и ощущений.
Тысячи самых разнообразных слов и выражений, обозначаю-
щих тысячи всевозможных предметов и явлений внешнего и внут-
реннего мира, могут точно так же вызвать у нас вкусовые, зри-
тельные, слуховые, кожно-тактильные, тепловые и, наконец, виб-
рационные ощущения и, конечно же, - эмоциональные реакции.
Могут вызвать! Но при двух непременных условиях: во-
первых, если этот предмет или явление мы когда-либо наблюда-
ли или ощущали, а во-вторых, если у нас достаточно развито
воображение, чтобы вызвать соответствующее данному явлению
или предмету ощущение. На этом элементарном (а на самом деле
достаточно сложном) психофизиологическом свойстве нашей выс-
шей нервной деятельности основаны сложнейшие процессы обучения
и научения человека всевозможным действиям и умениям, в том числе
и актерскому искусству и искусству резонансного пения.
В свете сказанного становятся совершенно убедительными и слова
Шаляпина - «Ничему нельзя научить того, у кого нет воображе-
ния», ~ сказанные им в возрасте уже за шестьдесят в 1936 г. во время
его гастролей в Китае (цит. по докладу Г.В. Мелихова в Доме-Музее
Ф.И. Шаляпина 24 мая 2001 г.).
Обратимся к примерам. Как уже говорилось, многие педагоги
для развития у певцов правильной певческой позиции и полётно-
сти голоса рекомендуют зрительно представить далекое
расстояние: «как будто вы стоите не в классе, а в очень большом
зале и вам нужно спеть так, чтобы голос хорошо был слышен в са-
мых отдаленных уголках зала» или «как будто вы поете на берегу
широкой реки и ваш голос должен быть слышен на другом берегу»
и многие другие «как будто». При этом рекомендуется добиваться
этой хорошей звучности голоса не за счет силы звука, а за счет
увеличения звонкости и полётности голоса. Подобным советом
нужные качества голоса нередко достигаются значительно эф-
фективнее, чем десятками непосредственных указаний: «не уг-
лубляй звук», «следи за дыханием», «соблюдай высокую пози-
цию», «пой близко» и т.д.
Если же у певца не ладится что-то с дыханием, то дается совет:
«Вдохни так, как будто вдыхаешь запах чудной розы».
Часто это быстрее приводит к цели, чем всякие «вдохни глубже»,
Искусство резонансного пения 255
«держи дыхание», «раздвинь ребра» и т.д. Мы говорили об уча-
стии многих органов чувств в пении. Этот же совет адресуется, ка-
залось бы, к совершенно постороннему чувству - обонянию и тем
не менее достигает результата. Почему? Ответ очень прост: когда
мы вдыхаем приятный запах, то органы дыхания ведут себя совсем
иначе, чем при вдыхании обычного и тем более неприятного запа-
ха. И.П. Павловым показано, что если в рот попадает приятная,
вкусная пища, то желудок и кишечник сразу же готовятся принять
эту пищу (происходит движение, сокоотделение и т.д.). Если же пища
невкусная, то никакой подготовки к принятию пищи в желудке не
происходит, а при очень большом отвращении к пище может даже
произойти спазм пищеварительного тракта (рвота). Вызываются эти
явления рефлексом, имеющим начало в ротовой полости.
Нетрудно представить, что подобные рефлекторные взаимоот-
ношения между начальными и последующими инстанциями суще-
ствуют не только для пищеварительного, но также и для воздухо-
носного тракта человека: вдыхание приятного запаха раздражает
нервные окончания в носовой полости и рефлекторно настраивает
нижние дыхательные пути к более глубокому вдоху и правильно-
му распределению воздуха в легких (вспомним, как легко и прият-
но дышится в пахучем сосновом бору). А это-то и важно для пра-
вильного певческого вдоха.
Таким образом, чтобы подействовать на певческое дыхание, мы
адресуемся не только к непосредственному «хозяину» легких -
мышечному чувству, но также и к зрению и даже к обонянию пев-
ца, а главное - не напрямую, путем непосредственного воздейст-
вия на эти органы чувств (что изучает физиология), а опосредо-
ванно, т.е. с помощью слова и воображения - категории чисто
психологической.
В главе 4 была обоснована целесообразность не прямого, а кос-
венного физиологического воздействия на работу гортани, в
частности с помощью дыхания. Здесь же мы приходим к выводу о
целесообразности и эффективности также косвенного, но уже
психологического воздействия на работу самого певческого
дыхания с помощью воображения. Таким образом, в объяснении
этого явления павловская физиология высшей нервной деятельно-
сти тесно смыкается с психологией. Поэтому эта пограничная об-
ласть науки и носит название психофизиологии.
256_____________________ В.П. Морозов_____________________