Философ Луций Сенека сказал: «Молодые не знают необходимого, потому что учились бесполезному». Относится ли это к вашему образованию? Учили ли вас бесполезному?
ТЕМА: НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Цель изучения: охарактеризовать понятие «содержание образования», сформировать представление об основных подходах к построению содержания образования в образовательных учреждениях разных типов, показать особенности содержания образования в гимназии, лицее и других типах учебных заведений.
Форма изучения: лекция, семинар
Основные понятия:образование, содержание образования, структура содержания образования, принципы образования, источники содержания образования, теории формирования содержания образования, знания, умения, навыки, стандарт образования, учебный план, учебная программа, учебник, учебно-методические пособия.
Требования к компетентности
Знать сущность и содержание понятий «образование» и «содержание образования».
Знать различные теории построения содержания образования.
Знать и понимать принципы, источники, факторы, лежащие в основе формирования содержания образования.
Понимать специфику построения и сущности нормативных документов, в которых реализуется содержание образования.
Уметь выделять и анализировать особенности построения содержания образования в различных типах образовательных учреждений.
Основные вопросы
1. Понятие содержания образования и его структуры.
2. Теории формирования содержания образования, их характеристика.
3. Основные принципы и критерии отбора содержания образования.
4. Документы, определяющие содержание образования.
Проблемные вопросы
· Что следует понимать под содержанием образования? Какова его сущность?
· Какие факторы влияют на определение содержания образования?
· Дайте характеристику общих принципов формирования содержания образования.
· Охарактеризуйте основные теории формирования содержания образования, покажите их односторонность.
· Раскройте специфику документов, определяющих содержание образования.
· Каковы виды учебных программ и способы их построения? Какова структура учебной программы?
· Основные дидактические функции учебников и требования, предъявляемые к нему? Какова структура учебника?
· Дайте характеристику компонентов учебных планов.
· Применима ли стандартизация в сфере образования?
· Что имеет большую ценность – знания, которые имеет человек, или сам человек со всеми своими недостатками?
Подготовка к занятию
1. Запишите определения основных понятий в ваш педагогический словарь.
2.Выписать определения следующих понятий: гуманизация образования, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность образования, интеграция, экологизация (см.: Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика, с.75 – 77 и др.).
3.Подготовиться к деловой игре “Презентация авторской школы”: предложите творческие проекты учебных заведений с оригинальным названием, соответствующим учебным планом и предметами. Выступите и защитите свой “проект” учебного заведения.
Литература
1. Сивашинская Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций / Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Экоперспектива, 2009.
2.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов [и др.]; под ред. С.А. Смирнова. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – С.147-167.
3. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – С. 316-331.
4. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. - Мн.: ТетраСистемс, 2002. – С. 298-314.
Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 214-250. И др.
Информация к размышлению:
Философ Луций Сенека сказал: «Молодые не знают необходимого, потому что учились бесполезному». Относится ли это к вашему образованию? Учили ли вас бесполезному?
2) «Образование может превратить дурака в ученого, но оно никогда не изгладит первоначального отпечатка» (Э.-П. Бошер. Цит. По: Большая книга афоризмов / Сост. К. В. Душенко. – М., 1999). Согласны ли вы с данным высказыванием? Почему?