Организация обучения и присваиваемые квалификации. Система образования Гвинеи состоит из четырех последовательных ступеней, называемых циклами:
Система образования Гвинеи состоит из четырех последовательных ступеней, называемых циклами:
первый цикл – начальное образование – шесть лет обучения;
второй цикл – неполное среднее – три года;
третий цикл – полное среднее – три года;
четвертый цикл – послесреднее и высшее – от трех до шести лет.
Для поступления в высшие учебные заведения требуется свидетельство о полном среднем образовании (Baccalaureat, 2–е partie), выдаваемое после окончания лицея. Специализация последних лет обучения учитывается при выборе вуза.
Высшая школа Гвинеи включает в себя Конакрийский политехнический институт (Institut Polytechnique de Conakry), Канканский политехнический институт (Institut Polytechnique Nyerere), Высшую нормальную школу (Ecole Normale Superieure), а также более 40 факультетов с трехлетним сроком обучения, являющихся самостоятельными высшими учебными заведениями первой ступени.
Конакрийский политехнический институт, является основным высшим учебным заведением страны и крупнейшим техническим вузом Тропической Африки. Подготовку специалистов широкого круга специальностей – инженеров, химиков, биологов, медиков, экономистов – осуществляют следующие факультеты: механический, электротехнический, строительный, химический, медицинский, фармацевтический, биологический, естественно-научный, горно-геологический, сельскохозяйственный и факультет общественных наук. Последний включает в себя также Высшую административную школу (Ecole Nationale d'Administration), где происходит подготовка высших административных кадров для государственного аппарата.
В Канканском политехническом институте, основанном на базе бывшего педагогического института, функционирует два отделения: педагогическое, выпускающее преподавателей старших классов средних школ, и сельскохозяйственное, ведущее подготовку агрономов.
Высшая нормальная школа Гвинеи (Ecole Normale Superieure de Guinee) осуществляет подготовку преподавателей для 7 – 9–х классов средней школы.
Высшее образование разделено на две ступени (degres), в известной мере независимые друг от друга. Первая ступень длительностью три года посвящена общенаучной подготовке, сочетаемой с производственной деятельностью. Особенностью этого этапа является то, что его прохождение организовано на так называемых факультетах – учебных отделениях, которые расположены в различных городах страны и обладают значительной автономией по отношению к вузам. По окончании третьего года обучения учащиеся сдают экзамены за первую ступень и затем – конкурсные экзамены, в результате которых отбирается наиболее подготовленный контингент для продолжения высшего образования, а основная масса выпускников получает диплом специалиста на уровне первой ступени высшего образования и включается в трудовую деятельность. Обучение на факультетах первой ступени происходит по секциям, специализация которых играет важную роль при выборе учащимися профиля дальнейшей подготовки. Следует отметить, что при Конакрийском политехническом институте также имеется факультет первой ступени. Этот так называемый факультет технических наук ведет подготовку по секциям, специализация которых соответствует профилю инженерных факультетов института. Что касается факультетов естественно–научного и общественных наук (второй ступени), то они отбирают студентов, оканчивающих другие учебные заведения первой ступени, организованные на базе крупных лицеев. Для медицинских специальностей первый этап обучения организован на базе лечебных учреждений г.Конакри и бывшего медицинского училища.
Учащиеся, окончившие факультет первой ступени и принятые по конкурсу в Конакрийский политехнический институт или другие вузы, зачисляются на IV курс одного из основных факультетов, т. е. на вторую ступень. Срок обучения на основных факультетах Конакрийского политехнического института составляет три года, так что общая продолжительность обучения на первой и второй ступенях составляет в Конакрийском политехническом институте шесть лет.
На IV и V курсах основных факультетов студенты изучают общеспециальные предметы и дисциплины специализации, а VI курс посвящается выполнению дипломной работы и прохождению стажировки по специальности.
После прохождения стажировки на шестом году обучения и успешной защиты дипломного проекта в Конакрийском политехническом институте выдается диплом, соответствующий профилю того или иного факультета. В этом вузе осуществляются также программы послевузовского обучения на степень доктора университета (Docteur d'Universite) и степень государственного доктора (Docteur d'Etat), предназначенные для атрибутации специалистов высшего уровня подготовки — третьей и четвертой ступени соответственно. Для получения степени доктора университета требуется подготовка в течение четырех лет (после окончания второй ступени высшего образования) диссертационной работы, результаты которой должны быть сначала представлены в научных публикациях, а затем защищены на заседании компетентного жюри.
На инженерных факультетах выдается диплом инженера Конакрийского политехнического института (Diplôme d'lngcnieur d'Institut Polytechnique de Conakry); на естественнонаучном факультете — диплом о высшем образовании (Diplôme d'Etudes Superieures); на медицинском и фармацевтическом – соответственно дипломы врача и фармацевта.
Канканский политехнический институт после пяти лет обучения (с учетом первой ступени) выдает диплом преподавателя средней школы (Diplôme de Professeur d'Enseignement Secondaire).
Что касается других высших учебных заведений Гвинеи, то они выдают соответствующие дипломы, например диплом об окончании Высшей нормальной школы (Diplôme de Sortie de l'Ecole Normale Superieure).
Демократическая Республика Конго (Заир)
- Общая схема уровней образования и получения квалификаций
2. Основные показатели высшего образования в 2000/2001 уч. г.
Количество студентов на 10 тыс. населения | |
Общее количество студентов высшего образования (5-ый и 6-ой уровни Международной стандартной классификации образования МСКО-97) | 60 тыс. |
Из них обучаются по продвинутым программам исследовательской направленности (6-ой уровень МСКО) | |
Общее количество выпускников высшего образования (5-ый и 6-ой уровни МСКО-97) |