Инструкция. · Для устной формы диагностики: «Сейчас мы будем играть в такую игру: я называю начало предложения, а ты придумываешь

· Для устной формы диагностики: «Сейчас мы будем играть в такую игру: я называю начало предложения, а ты придумываешь, чем оно заканчивается».

· Для письменной формы диагностики: «Закончи, пожалуйста, следующие предложения. В этом задании нет "правильных" и "неправильных" ответов, поэтому пиши первое, что приходит в голову».

Текст методики.Незаконченные предложения могут быть модифицированы для конкретных диагностических целей. В нашей работе мы используем приведенную ниже модификацию.

1. Я всегда хотел

2. Будущее кажется мне

3. Думаю, что настоящий друг

4. Самое важное для меня

5. В будущем я хочу поступить учиться

6. В будущем я хочу работать

7. Я мог бы быть очень счастливым, если бы

8. Не люблю людей, которые

9. Больше всего я хотел бы в жизни

10. Когда буду старым

Обработка результатов.При обработке результатов оценивается «эмоциональное благополучие» каждого ответа учащегося. К «эмоционально благополучным» ответам относятся те, которые указывают на позитивное или нейтральное отношение к заданным в незаконченных предложениях ситуациям. Ответы, указывающие на переживание тревоги, страха, обиды, злости и других отрицательных эмоций, можно рассматривать как «эмоционально неблагополучные»

Интерпретация результатов.Общий уровень тревожности вычисляется по «неблагополучным» ответам учащегося. Точные количественные критерии оценки проективного метода привести довольно сложно, но наш опыт показывает, что тревожные учащиеся дают 6 и более «неблагополучных» ответов.

Анализируя особенности ответов испытуемых на каждый вопрос методики, можно получить интересный материал, касающийся ценностных ориентаций школьников. Этот материал может быть обсужден во время консультации с учащимся или в процессе групповой работы.

В качестве отдельного момента интерпретации необходимо рассматривать случаи, в которых испытуемый затрудняется ответить на вопрос методики («отказы»). «Отказы» интерпретируются как результат работы психологических защит или как сознательное стремление испытуемого к защите личностных границ (что, впрочем, также предполагает неосознанные элементы психологических защит).

2. Анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы»

Уважаемый старшеклассник!

Просим вас принять участие в исследовании образовательной среды школы. Исследование проводится с целью совершенствования психологической поддержки учебно-воспитательного процесса.

Возможные варианты ваших ответов в большинстве случаев даны в анкете. Выберите и отметьте тот из них, который соответствует вашему мнению. Данные будут представляться только в обобщенном виде.

1. Считаете ли вы, что обучение в школе помогает развитию:

а) интеллектуальных способностей Да Пожалуй, да Не могу сказать Пожалуй, нет Нет б) жизненных умений Да Пожалуй, да Не могу сказать Пожалуй, нет Нет

2. Если бы пришлось выбирать из всех школ района, выбрали бы вы свою?

Да Не могу сказать Нет

3. Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с вашей точки зрения

Характеристики школьной среды Ваш выбор
1. Взаимоотношения с учителями  
2. Взаимоотношения с учениками  
3. Эмоциональный комфорт  
4. Возможность высказать свою точку зрения  
5. Уважительное отношение к себе  
6. Сохранение личного достоинства  
7. Возможность обратиться за помощью  
8. Возможность проявлять инициативу, активность  
9. Учет личных проблем и затруднений-  
10. Внимание к просьбам и предложениям  
11. Помощь в выборе собственного решения  

4. Считает ли вы свое обучение в школе интересным?

Да Пожалуй, да Не могу сказать Пожалуй, нет Нет

5. Насколько защищенным вы чувствуете себя в школе от:

Показатели Полностью незащищен Незащищен   Как сказать Защищен   Вполне защищен
публичного унижения со стороны: а) одноклассников; б) учителей          
оскорбления со стороны: а) одноклассников; б) учителей          
высмеивания со стороны: а) одноклассников; б) учителей          
угроз со стороны: а) одноклассников; б)учителей          
обидного обзывания со стороны: а) одноклассников; б) учителей          
того, что заставят делать что-либо против вашего желания: а) одноклассники; б) учителя          
игнорирования со стороны: а) одноклассников; б) учителей          
неуважительного отношения со стороны: а) одноклассников; б)учителей          
недоброжелательного отношения со стороны: а) одноклассников; б)учителей          

3. Методика «Мотивы учения» (Маркова А.К.)

Цель: выявить мотивы учения младших подростков.

Экспериментальный материал:бланк анкеты, ручка.

Ход выполнения задания:

Инструкция: внимательно прочитайте все пункты анкеты и только после этого подчеркните те из них, которые соответствуют Вашим устремлениям.

Наши рекомендации