Конец скаутского движения в России
Причины смерти русского скаутинга были, несомненно, объективные и субъективные:
— в насквозь идеологизированном обществе невозможно было оставаться нейтральным;
— скаутинг требовал выхода общественной энергии ребят. Система же оказания людям добрых услуг и совершения добрых дел становилась невозможной при работе организации практически в подполье;
— соответственно, это затрудняло приток свежих, новых сил в скаутские отряды;
— было создано и пионерское движение, всячески поддерживаемое властями;
— перестало работать Общество содействия, главный скаут России О. И. Пантюхов оказался за границей, а идеолог движения И.Жуков стал сотрудничать с комсомолом;
— тяжелый удар по организации нанесли откровенные преследования.
Самая драматическая страница в отношениях между скаутингом и РКСМ приходится, пожалуй, на зиму 1921-22 годов. Уже трижды комсомол уничтожал централизованную скаутскую структуру. Сначала — Общество содействия, затем — юков и, наконец, — скаутские группы при Всевобуче. Массированная критика скаутизма сводилась к следующим положениям: скаутинг — буржуазная организация, проповедующая национальное единство, вместо классовой борьбы. Во время гражданской войны выступали на стороне белогвардейцев. Флаг зеленого, а не красного цвета. Знак лилия — монархический символ династии Бурбонов. Само слово «скаут» — английское. При этом совершенно упускалось из виду, что для скаутов политика и политический строй — дело отцов, а сама организация — национальная, а не политическая. И хотя никаких постановлений правительства о запрещении скаутинга не было (пионеры и комсомол правительственными органами не являются), начинаются гонения. Школы отказывают в помещении для скаутских сборов, с ребят-скаутов срывают символику, прорабатывают на собраниях. 10 мая 1923 года скауты Москвы собрались в районе села Всехвятскоена сбор. Нагрянули работники милиции, сбор был признан незаконным. В связи с этим в журнале пионеров «Барабан» в феврале 1923 года появилась интересная заметка, озаглавленная «Чудеса животного мира»:
«В последнее время в Москве и ее окрестностях стало появляться на свет божий большое количество животных, относящихся к роду скаутов, семейству пресмыкающихся. Зоологическим отделом ОГПУ предпринята экскурсия по городу Москве и ее окрестностям для пополнения своих коллекций. Между прочим, редчайшие экземпляры указаны краснопресненскими ребятами. В добрый час! »
Вряд ли стоит это комментировать. Подобные процессы проходили во всех городах, хотя деятельность групп не прекращалась. В Иркутске еще в октябре 1922 года проходил праздник скаутов на площади Третьего Интернационала с парадом и показом гимнастических упражнений. Но 24 апреля 1926 года органы ГПУ провели аресты среди российских скаутлидеров. Уже тогда они получили сроки в Соловецких лагерях. Именно двадцать шестой год многие историки считают датой практического прекращения деятельности скаутской организации в России.
Скаутский костер вернулся
Но были еще русские скауты и их лидеры, выехавшие в годы гражданской войны за границу, и в первую очередь — О. И. Пантюхов. В 1919 году в Турции была начата работа среди русских детей-беженцев.
11 ноября 1920 года приказом старшего русского скаутмастера О. И. Пантюхова произошло объединение всех заграничных русских скаутских организаций в одну — Организацию русских скаутов за границей. В этом же году во Франции была основана Национальная организация Русских скаутов (НОРС), ее французский отдел. С 1945 года название НОРС было заменено на ОРЮР (организация российских юных разведчиков), а НОРС остался названием французского отдела. Именно заграничные скаутские организации с началом перестройки обратили свои взоры к России. Заинтересована в возрождении была и Всемирная организация скаутского движения. Тем более, в России были уже реальные лидеры, готовые работать на скаутскую идею. В результате, в ноябре 1990 года Пыла создана Ассоциация возрождения российского скаутизма, а в ноябре 1991 года — Федерация скаутов России. Скаутский костер вернулся в нашу страну.
Более подробно говорит об этих процессах Президент Федерации скаутов России Аркадий Никитченко:
«Годом возрождения скаутинга в России можно считать 1990. Именно в этот период сразу несколько факторов предопределили возрождение движения. Впервые с 20-х годов в прессе стали появляться материалы о скаутах в связи с осуществлением Всемирной организацией скаутского движения проекта «Лети Чернобыля», русские эмигрантские скаутские организации приняли решение о возвращении русского скаутизма на Родину, в разных регионах нашей страны стали появляться группы, называющие себя скаутскими».
Логичным завершением этих процессов стала идея проведения съезда всех тех, кто каким-либо образом использовал идеи, принципы, законы скаутов в своей педагогической деятельности. Появилась инициативная группа по подготовке съезда, которую поддержал Комитет по делам молодежи тогдаеше Верховного Совета СССР. В «Комсомольской правде» было опубликовано объявление, и по контактному телефону стали звонить люди, желающие принять участие в работе съезда. В Оргкомитет вошли, в основном, представители Организации Российских юных разведчиков. Были подготовлены и учредительные документы российской скаутской организации. На съезде стало очевидно, что большинство участников далеки от понимания истинной сути движения, поэтому родилась идея создания организации переходного периода — Ассоциации Возрождения Российского скаутизма (АВОРС), целью которой определялось объединение всех людей, занимающихся развитием, пропагандой движения, созданием новых объединений на местах.
Съезд состоялся в Москве в Институте молодежи осенью 1990-го года. В основном на нем были представлены три позиции возрождения скаутинга в нашей стране. В первую очередь — идеи ОРЮР, лидеры которой предлагали использовать методику, законы и традиции, сохраняемые организацией все эти годы в эмиграции, и механический их перенос в Россию. Второй идеей было применение опыта Всемирного скаутского движения, о котором говорили находившиеся на съезде представители ВОСД. И третье направление исповедовали люди, которые не хотели отказываться от собственного педагогического опыта, наработанного за годы Советской власти в стране, и стремились адаптировать скаутскую методику применительно к современным социальным условиям.
Простое механическое перенесение традиций и методики Запада в нашу страну казалось этим людям неприемлемым. Именно это, третье направление доминировало на съезде и, в конечном итоге, АВОРС, в основном, была создана этими людьми. Ассоциация была разделена на территориальные отделы: Южный (с центром в Симферополе), Центральный (Москва), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Омск), Дальневосточный (Петропавловск — Камчатский). Позже отряды Уральского и Дальневосточного отделов вошли в Сибирский. К осени 1991 года в России юридически и организационно оформились три крупных объединения: Союз «Московский скаут» (CMC), Ассоциация скаутов С-Петербурга и Сибирская Ассоциация скаутов, которые в ноябре 1991 года в Репине под Санкт-Петербургом провели учредительный съезд Федерации скаутов России (ФСР). В рамках уже существующих Ассоциаций, в свою очередь, сформировались новые объединения: Скаутская Поволжская Ассоциация (СПАСС) — в CMC; Уральская Ассоциация скаутов (УАС) и Ассоциация «Байкальский скаут» (АБС) — в СибАС.
Возрождение скаутинга в Иркутске отстало от общероссийских процессов на год, но шло по традиционному пути. В октябре 1991 года (30 октября празднуется иркутскими скаутами как день возрождения) впервые встретились люди, заинтересованные в поиске новых, нетрадиционных форм работы с детьми. Это были студенты, а также преподаватели школ, высших учебных заведений. Было зарегистрировано «Общество возрождения российского скаутизма в Иркутской области», которое объединяло всего 6 отрядов. Общество набирало силу, росло количество новых отрядов и лидеров, были налажены хорошие контакты с областными и городскими властями. В результате создались возможности для возникновения Ассоциации «Байкальский скаут», которая на 1 января 1995 года объединяла уже 18 отрядов на территории области. Внутри ФСР также было создано Братство православных скаутов, Лига девочек-скаутов.
1. Зарождение скаутизма в России
Как мы уже сказали, успех книги "Scouting for boys" ("Разведка для мальчиков") был потрясающий, и она быстро разошлась по всему миру. Ее прочитал и Николай Второй, свободно владевший английским языком. Государю книга очень понравилась. По его приказу она была переведена на русский язык и опубликована в издательстве Генерального штаба под заглавием "Юный разведчик".
Прочитав книгу, идеей скаутизма увлекся капитан лейб-гвардии Стрелкового полка Олег Иванович Пантюхов. Его пленили, как пишет он в воспоминаниях, идеалы "патриотизма, любви к Богу, помощи ближнему, самодеятельности, любви к природе... рыцарские качества и навыки", которые надо было лишь дополнить "русскими обычаями, песнями и играми", чтобы создать свою, столь нужную тогда России скаутскую организацию.
30 апреля 1909 г. Пантюхов собрал детей и подростков, игравших на детской площадке в Павловском парке, "недалеко от музыкального павильона". Он рассказал им о только что прочитанной книге Баден-Пауэлла и по заблестевшим глазам мальчиков сразу же увидел, как их увлекла идея скаутизма. Затем, отобрав среди молодежи семь наиболее подходящих кандидатов, Олег Иванович приступил к созданию ядра первого - Царскосельского - отряда русских скаутов-разведчиков.
Дело пошло быстро и споро. С самого начала скаутизм в России стал делом инициативы местных руководителей - скаут-мастеров и детей - разведчиков. В каждом городе у скаутских отрядов и дружин могли быть свои собственные обычаи, своя, отличающаяся от других, особая форма. Но их объединяло главное: служение общим для всех идеалам и сознание того, что все скауты России - члены одной большой и дружной семьи. Уже весной 1910 года преподаватель Первой мужской гимназии Василий Григорьевич Янчевецкий (известный во всем мире как писатель В. Ян) создал в Петербурге Легион юных разведчиков. Но скаутское движение получило широкое развитие в столице лишь с осени 1914 года, после создания Всероссийского общества содействия мальчикам-разведчикам "Русский скаут" под председательством вице-адмирала Бострема. Вскоре Первый петроградский отряд разросся в большую дружину, насчитывающую около 500 скаутов, разделенных на три городских отдела.
В Москве зачинателем скаутского движения стал в 1910 году офицер Александровского Московского военного училища штаб-ротмистр Захарченко. Но так же, как и в Петрограде, дело приняло широкий оборот лишь с 1915 года, после создания и в Москве общества содействия под председательством вице-адмирала Чайковского - брата композитора П. И. Чайковского. С самого начала в судьбе общества приняла деятельное участие великая княгиня Елизавета Федоровна - сестра государыни.
Начальником первого московского отряда стал редактор популярного журнала "Вокруг света" В. А. Попов. На страницах журнала начал печататься особый скаутский листок под заглавием "Будь готов!". В работу включился и известный педагог B. C. Преображенский, в 1917 году опубликовавший одну из лучших русских книг о скаутизме под заглавием "Бойскауты".
Основателем и деятельным руководителем скаутской организации в Киеве был доктор А. К. Анохин, председатель Киевского спортивного общества. Киевские скауты особенно активно участвовали в работе общественных и благотворительных организаций, помогали приему раненых с фронта, заменяли ушедших на войну крестьян во время летних полевых работ. В 1915 году доктором Анохиным был создан первый в России отряд герлскаутов - девочек-разведчиц. К концу года в Киеве было уже около 700 разведчиков и 150 разведчиц.
К 1917 году скаутское движение охватило уже всю Россию. Сохранились сведения о работе разведческих отрядов и дружин более чем в пятидесяти городах: от Пскова и Смоленска до Владивостока, от Архангельска и Ярославля до Одессы, Ялты и Пятигорска. По самым приблизительным подсчетам, общая численность российских разведчиков и разведчиц достигала 20 тысяч человек. Причем в некоторых губерниях скаутизм начал охватывать не только города, но и села.
Российское разведчество было признанным участником международного скаутского движения. Дети переписывались со своими братьями - скаутами из западноевропейских стран. Руководители стремились совершить поездку в Англию -колыбель скаутизма. В декабре 1910 года Россию посетил Баден-Пауэлл. Он встречался с Олегом Ивановичем Пантюховым и русскими скаутами, был принят с большой теплотой государем.
По инициативе Общества содействия мальчикам-разведчикам в декабре 1915 года в Петрограде состоялся Первый всероссийский съезд инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом. Второй съезд собрался там же в декабре 1916 - январе 1917 года. В этих съездах принимали участие не только активные скаутские руководители, но также видные профессора, литераторы, педагоги и общественные деятели. На съездах были приняты тексты законов и торжественного обещания, общие для всех русских скаутов. Были также утверждены программы по специальностям и разрядам, правила ношения формы и знаков отличия. Особое внимание было уделено вопросу подготовки и облика скаутского руководителя.
На конец 1917 года был намечен Третий всероссийский скаутский съезд. Но он не состоялся из-за революционных событий, а затем и гражданской войны, охватившей Россию.