Особенности словоизменения существительных
Существительные появляются в речи ребенка в числе первых слов (А. Н. Гвоздев, Н. С. Жукова, Ф. А. Сохин и др.)
На начальных этапах онтогенеза речи существительные употребляются преимущественно в форме именительного падежа единственного числа (1 год 8 мес. — 1 год 10 мес). В дальнейшем овладение формой числа не вызывает значительных трудностей, и в возрасте 2 лет 1 мес. — 2 лет 3 мес. (по данным А. Н. Гвоздева) усваивается окончание ы/и именительного падежа множественного числа, а в период с 2 лет 3 мес. до 3 лет — окончание а/я множественного числа. Незначительное число ошибок при овладении категорией числа существительных обусловлено тем, что грамматическая форма множественного числа доступна маленьким детям по семантике. Дифференциация единственного и множественного числа существительных отражает конкретное, зрительно воспринимаемое различие одного и нескольких предметов.
На начальном этапе усвоения формы множественного числа в детской речи распространены ошибки, проявляющиеся в выборе неправильной флексии: замене окончания а/я более продуктивным окончанием ы/и.
Для детской речи характерно также явление «унификации» словоформ единственного и множественного числа, которое выражается в стремлении сохранить идентичность основ единственного и множественного числа. Эта тенденция проявляется в устранении супплетивизма (человек-человеки, дети-детъ), в отсутствии чередования согласных основы (ухо-ухи), беглости гласных (пень-пени, лев-левы), в сохранении неподвижного ударения (кот-коты). Вышеназванные ошибки характерны для речи детей до 4 лет.
Более трудным для детей является овладение категорией рода (особенно среднего рода).
В процессе онтогенеза первыми в речи детей усваиваются различия между формами мужского и женского рода существительных, так как выбор данных форм подкрепляется соотнесенностью с естественным полом одушевленных существительных .
Трудности усвоения среднего рода объясняются, с одной стороны, отсутствием семантической обусловленности, а с другой стороны, особенностью системы флексий существительных среднего рода. Во многих формах окончания существительных среднего рода в косвенных падежах совпадают с окончаниями форм мужского рода, а форма среднего рода именительного падежа единственного числа при безударной флексии совпадает в звуковом оформлении с подобной формой существительных женского рода (кукла-зеркало). При этом выявляется следующая закономерность: дети в первую очередь овладевают парадигмой существительных с ударным окончанием; для усвоения существительных с безударным окончанием требуется значительно больше времени.
Усвоение форм существительных среднего рода происходит в течение всего дошкольного возраста. Большинство ошибок проявляется в замене существительных среднего рода формами существительных женского рода (другая уха) или мужского рода (маленький колесик).
Овладение категорией падежа существительных происходит раньше, чем категорией рода. Уже к концу вто-рого-началу третьего года жизни у детей наблюдается разграничение отдельных падежей (А. Н. Гвоздев, М. И. Попова, Ф. А. Сохин, А. В. Захарова и др.). После трех лет практически не встречаются случаи смешения различных падежей друг с другом. Вместе с тем, правильно выбирая падеж, дети длительное время неправильно конструируют падежную форму, т.е. смешивают или заменяют отдельные окончания в пределах одного падежа. При этом отмечается следующая закономерность: чем больше вариативность окончаний внутри одного падежа, тем медленнее происходит овладение формами данного падежа. При замене окончаний существительных прослеживается главенствующее положение одного из них, которое вытесняет другие, менее продуктивные окончания данного падежа.
На усвоение падежных форм оказывает влияние и род существительных. Существительные женского рода на -а (1 склонение) и мужского рода (2 склонение) имеют наиболее яркую грамматическую оформленность, что способствует более быстрому усвоению падежных форм 1 и 2 склонения.
Последовательность усвоения словоизменения существительных при нормальном онтогенезе оказалась общей закономерностью как для детей с нормальным развитием, так и для детей с ЗПР. Однако овладение формами словоизменения существительных у детей с ЗПР происходит в более длительные сроки, задерживается вплоть до школьного возраста.
Наряду с этим, в процессе словоизменения существительных у детей с ЗПР наблюдаются и качественные особенности.