Эволюция метода художественной реконструкции
Общая проблематика: Основная проблема, как теории, так и творческой практики, театрального любительства заключается в том, что процесс развития театрального любительства на современном этапе ограничен и не востребован в полном объёме своих возможностей.
1. По традиции, сложившейся в советской науке, начиная с 30-х гг. XX столетия (причём, как искусствоведческого, так и культурологического содержания), «любительский театр» относится к «подвиду» театрального искусства. Рассматривается в эстетическом контексте как вид художественного непрофессионального творчества, выступающего в роли «пред» либо «пост» истории сценической культуры.
Подобный функциональный подход «эстетического» контекста представляет только внешнюю, результативную сторону изучения театрального любительства. «Любительские» формы отличаются от профессиональных тем, что их причинно-следственная обусловленность значительно шире и зависит от общего «культурного фонда», т.е. сфер духовно-творческого развития.
Сравнительный анализ по линии «профессиональное – непрофессиональное» необходимо проводить не в контексте искусства на основании эстетических нормативов, а в сфере изучения художественного творчества как родового качества человеческой деятельности. В структурно-системном соотношении с такими универсальными антропологическими категориями, характеризующими родовую природу человека, как «свобода», «свободная деятельность», «закон максимального действия», «смысл жизни», «риск», «игра».
2. В качестве «вторичной» (подражательной) художественной деятельности театральное любительство переходит в сферы образования и просвещения, как подражание профессиональному искусству (рецептивные формы), – с одной стороны. Социально-досуговой деятельности – «самодеятельные» и «народные» коллективы, – с другой. Здесь оно приобретает статут воспитательно-педагогических функций (квазиреформа системы образования и культуры переводит его в сферу «дополнительного образования»).
В данном «подражательном» культурно-просветительском контексте теоретико-практические, психологические и педагогические аспекты театрального любительства обусловлены методикой «театральной педагогики» специализированной подготовки и обучения профессионального актёра («система Станиславского» адаптированная к условиям «художественной самодеятельности»).
Общая «подражательная» тенденция последних десятилетий лишила «любительский театр» собственно научно-методической разработки, которая активно намечалась в 20-х годах XX столетия (Пиотровский, Всеволодский-Гернгросс и др.).
Таким образом, проблема заключается, прежде всего, в неопределённости способов и методов подхода к теории и практике театрального любительства как самостоятельного феномена. Для определения сущностной природы данного явления художественного творчества, его генезиса и развития, необходимо расширенное и углублённое рассмотрение театрального любительства в контексте интегрированного понимания художественной культуры и художественного творчества.
Этим обусловлена необходимость целостного подхода к процессу развития театрального любительства, изучение которого выходит за рамки сугубо эстетического («театрально-сценического») и социально-педагогического контекстов. Данный подход позволяет определить и выявить художественно-творческий потенциал театрального любительства на базе культурно-исторической психологии развития индивидуальности и воспитания личности в духовной сфере «иерархии ценностей» художественного творчества.
В период кризиса культуры временной идеологической направленности возникает острая необходимость в обращении к фундаментальным («вечным») ценностям универсального содержания, которые решались бы внутри самой личности. То есть сегодня, как никогда, важна актуализация творческого самодеятельного принципа в индивидуальном развитии каждого участника духовной жизни общества.
Прим./ «Самодеятельный принцип» в современных психологических концепциях наиболее сопоставим с принципом самоактуализации личности А. Маслоу. [См.: «Общие принципы театрального любительства».]