ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКИ КАК ВИДА ИСКУССТВ 3 страница. В упражнениях внимание детей привлекается к какому-нибудь одному компоненту выразительности; Например
В упражнениях внимание детей привлекается к какому-нибудь одному компоненту выразительности; Например, поднятые брови, закрытые глаза, широко раскрытые глаза, движения носом и т. п. К этой группе относятся и упражнения, связанные с выражением радости, удивления, удовольствия, внимания, сосредоточенности. Затем внимание ребенка привлекается к выражению собственного лица и лиц окружающих, что способствует формированию умения распознавать эмоциональное состояние другого человека.
Игровые упражнения («По грибы», «Три характера», «Поссорились-помирились» и т.д.) были направлены на развитие эмоций, тренировку памяти, внимания, сосредоточенности, умение сочетать движения с музыкой. Игровые упражнения снимают психоэмоциональное напряжение в группе, воспитывают навыки адекватного группового поведения, безусловного принятия роли лидера или ведомого, т.е. социализируют ребенка [5; с.75] Музыка позволяет создавать яркие образы. Ребенка нужно научить вслушиваться, сравнивать и оценивать доступные его пониманию музыкальные образы. Привлекая внимание к жестам, осанке, позе, мимике, нужно научить дошкольников сопереживать чувствам и мыслям, выраженным в музыкальных произведениях. Создание образов - процесс очень сложный. Он предполагает «изменение ребенком самого себя», управление многими произвольными актами, отвлечение от реальности. Поэтому лишь научившись целенаправленно сочетать мимику, позу, жесты, движение тела и голос, дошкольник сможет создавать игровые образы знакомых ему животных, людей и т.п., находящихся в различных эмоциональных состояниях.
Целью этюдов является выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.) и некоторых социально-окрашенных чувств, проигрывались в различных этюдах: «Вкусные конфеты», «Провинившийся», «Смелый заяц», «Я так устал» и т.д.
В этюдах «Капитан», «Лисенок боится», «Остров плакс», «Удивление», дети знакомились с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой. Их целью является выразительное изображение чувств порождаемых социальной средой, и их моральная оценка. К этюдам, раскрывающим модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера можно отнести «Добрый мальчик», «Внимательный мальчик».
При изображении эмоций внимание детей привлекается к выразительности движений. Проведенные этюды способствовали и тому, что каждый ребенок учился называть свои чувства. Им становились понятны слова: интерес, удивление, гнев, радость, горе и т. д.. Слушание музыки на некоторых занятиях по психогимнастике предваряло этюды, тем самым, помогало ребенку войти в нужное эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка способствовала общему успокоению, а драматическая музыка возбуждала, повышала жизненный тонус детей. На занятиях мы использовали мелодии (Л.Бетховен «К.Элизе», мелодия «В траве сидел кузнечик…», С.Рахманинов «Полька», музыка В.Шаинского, Д.Кабалевского, музыка для релаксации и др.), благодаря которым дети значительно быстрее включались в работу.
Хоровод важен для детей своей эмоциональностью, общей энергетичностью, ритмичностью, активностью, тактильным контактом, хорошим настроением, общением и объединением.
В хороводе мы могли проследить реакцию ребенка на происходящее. В хороводе дети чувствуют руку партнера. Передается тепло, радость, энергия участников. Тактильные ощущения подкрепляются визуальным контролем, и создается широкий круг задействованных анализаторов, которые работают одновременно.
Релаксация - использование особых упражнений, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Они позволяют успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Музыка использовалась как фон, на котором развивалось действие того или иного упражнения на релаксацию. В этом случае она усиливала эмоции и делала ярче образные представления детей и т.п.
Музыка подбиралась для каждого занятия, все композиции направлены на развитие эмоциональной сферы, чувств, эмоций, переживаний. Музыкальные образы и музыкальный язык на занятиях соответствовали старшему дошкольному возрасту [5; с.82].
Удачно выбранный музыкальный аккомпанемент - надежный способ преодоления усталости. Замечено, что музыка действует избирательно, в зависимости не только от характера, но и от инструмента, на котором исполняется. Скрипка и фортепиано лучше всего успокаивают, а самым расслабляющим действием обладает флейта.
Подбор необходимых музыкальных произведений - важная и ответственная задача. Здесь необходимо учитывать два основных канала воздействия на человека - ритм и мелодию. Так, ритмы вальса (3/3) успокаивают, ритмы марша (2/4, 4/4) помогают мобилизоваться, собраться с мыслями. Успокаивающе действуют: средний диапазон громкости звучания, средние по высоте регистры, ритмичность, спокойные мелодичные сочетания с мягкой, без диссонансов, гармонией, музыкальное звучание должно быть негромким, ибо громкая музыка, особенно с ударными инструментами, вредна не только для слуха, но и для нервной системы.
Музыка, обладающая огромным эмоциональным воздействием, используемая на занятиях по психогимнастике оказала благотворное влияние на обогащение эмоциональной сферы детей. В результате проведенной работы дети экспериментальной группы стали отзывчивее, эмоциональнее, научились различать эмоции, лучше понимать себя и других и внимательнее относиться к чувствам окружающих.
Литература
1. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства: Учебное пособие/Е.П. Ильин. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2007.- 782с.
2. Довгая, Н. Особенности развития эмоциональной сферы / Н. Довгая //Дошкольное воспитание.- 2007. № 12.- С. 10-13.
3. Дубовец, С. Развитие эмоций у детей / С.Дубовец // Дошкольное воспитание.-2008. №1.- С. 59-63.
4. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников/ О.П. Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили.- 3-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2000.-240с.
5. Чистякова, М.И. Психогимнастика /Под ред. М.И. Буянова.- М.: Просвещение, 1990.-128с.
Калагина Т.Р.
ГУЗ РПНС «Акбузат»
г. Уфа
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Являясь злободневной для всего мирового сообщества, эта проблема особую актуальность приобретает в современной России. Переходный период в общественной и экономической жизни нашей страны сопровождается резким снижением показателей социальной защищенности и здоровья детей. «Конвенция о правах ребенка» особо подчеркнула, что «неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе, облегчают его активное участие в жизни общества».
Рождение ребенка-это долгожданное и радостное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие надежды. Совершенно иначе обстоит дело, когда рождается ребенок с отклонениями в развитии. Его появление всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. По данным исследователей (Р.Ф.Майрамян, О.К.Агавелян) рождение ребенка с аномалиями неизбежно влечет за собой родительский кризис, так, например, сообщение об умственной отсталости ребенка вызывает у 65,7% матерей острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, аффективно-шоковые и истерические расстройства. Особенно часто встречающиеся реакции на поставленный диагноз-чувство вины, ощущение незаслуженности случившегося.
Практика показала, что рождение ребенка с нарушениями в развитии - проблема, затрагивающая все стороны жизни семьи. В связи с состоянием ребенка искажается поведение взрослых, в семье возникают проблемы, с которыми, чаще всего, родители не могут справиться самостоятельно. Степень выраженности дезадаптации семьи зависит не только от тяжести дефекта в развитии ребенка, но и от ценностных ориентаций родителей, от их отношения к проблемам ребенка и к их предполагаемым последствиям.
Дети с отклонениями в развитии с самого раннего возраста нуждаются в особых условиях воспитания и обучения, обеспечивающих коррекцию нарушенных функций.
Лев Семенович Выготский, выдающийся психолог двадцатого столетия, предлагал смотреть на проблемы развития человека, имеющего тот или иной дефект, следующим образом: все люди развиваются по одним и тем же законам, однако каждый человек имеет свой, только ему свойственный путь развития. Путь этот определяется, с одной стороны, условиями, в которых этот человек рождается, с другой стороны, его собственными особенностями (характер, состояние здоровья, интересы). Дефект, по его словам, это «социальный вывих». Дефект (болезнь, нарушение организма или его частей) изменяет не только больного человека, его организм, но и всю систему его отношений с миром, с людьми. А если дефект врожденный, то маленький ребенок с самого мига рождения попадает в измененную ситуацию, в ситуацию нездоровья. Родители могут либо поддерживать, либо изменять положение ребенка, не только лечить его, но и стараться предоставлять все возможности для здорового развития.
На наш взгляд, важную роль в гуманизации воспитания ребенка с проблемами в развитии играет искусство и, в частности, музыкальное. С древних пор музыка использовалась как лечебный фактор. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали музыку для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния музыки, пытаясь определить их роль, как в восстановлении функций организма, так и в формировании духовного мира личности. Известно, что уже Гиппократ и Пифагор специально «прописывали» своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов. Известны идеи Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают ее сообразной им самим. Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянии искусства на человека развивал Аристотель в учении о катарсисе - концепции очищения души человека в процессе восприятия музыки. Он указывал, что такое очищение подобно устранению необузданного пафоса, как и субъективного буйства – следовательно, обновлению моральных критериев, а именно: обособившийся в своих страданиях от жизни общества индивид поднимается от своей частной единичности до всеобщности.
В Средние века практика музыкотерапии связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки.
В России интерес к проблеме взаимосвязи музыки и медицины очевиден. По инициативе В.М.Бехтерева в России в 1913 году был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошел ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования С.С.Корсакова, В.М.Бехтерева, И.М.Догеля, И.М.Сеченова, И.Р.Тарханова, Г.П.Шипулина и др. выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. Важными были выводы о том, что положительные эмоции от общения с музыкой оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы, обуславливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования музыкального искусства в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Как утверждает автор программы формирования здоровья детей «Здравствуй» - М.Л.Лазарев, в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления в силу воздействия на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора:
- вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки;
- физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма - такие, как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая;
- психологический фактор через ассоциативные связи, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка с проблемами в развитии.
Действительно, музыка обладает удивительной силой эмоционального воздействия на человека, а любая эмоция, как известно, связана с определенными реакциями в организме. Поэтому в определенном смысле можно считать, что каждое музыкальное произведение оказывает различные изменения в биохимических процессах.
Интерес к музыкотерапии врачей, педагогов и психологов, которые на основе своего собственного опыта узнали терапевтическую ценность музыки, постоянно растет. Практический опыт психокоррекционной работы средствами музыкотерапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии: с нарушениями речи-заикающимися, аутичными, с проблемами в эмоционально-личностном развитии, с задержкой психического развития и др. Музыкальное искусство оказывает большую силу воздействия и в реабилитации ребенка вследствие ее связи с правым полушарием мозга, ответственным за образное восприятие. Активизация деятельности правого полушария при музицировании, создание музыкальных образов приводят к оживлению эмоциональной сферы, что, в свою очередь, гасит доминантный очаг возбуждения, связанный с болезнью. Музыка развивает экспрессию человека - двигательную, речевую, мимическую.
Как считают специалисты Института традиционной медицины и музыкотерапии, чтобы вылечить некоторые заболевания, достаточно регулярно слушать определенные мелодии. Поэтому семьям, воспитывающим детей с проблемами в развитии полезно иметь домашнюю аптечку с музыкально-терапевтическим набором аудиокассет. Степень воздействия музыки на личность ребенка ОВЗ и приобщение его к началам музыкальной культуры зависят от комплекса педагогических условий и методов, от педагогического мастерства социальных педагогов музыкального профиля и внимания родителей.
Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его добрые поступки, или, как говорил Д.Б.Кабалевский, «прекрасное пробуждает доброе». Анализ исследований в области музыкальной педагогики (О.А.Апраксина, М.Г.Арановский, Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, Е.Я.Гембицкая, Л.В.Горюнова, А.Н.Сохор, Б.М.Теплов, В.Н.Шацкая и др.) дает основание рассматривать данный вид искусства в качестве фактора становления личности ребенка, в том числе несомненно и детей с проблемами в развитии.
Наш опыт научно-практического решения проблемы свидетельствует о том, что всякая музыкальная деятельность в семье, воспитывающей проблемного ребенка, осуществляется прежде всего в общении с родителями. Она связана с социальными условиями, в которых ребенок воспитывается дома, интересами взрослых членов семьи, мотивами их отношений к музыкальному воздействию на детей, общей культурой и даже генофондом. Социологические исследования, проведенные нами в форме анкетирования и опроса родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии в Республике Марий-Эл показали, что музыка выходит на первое место и является самым любимым, предпочитаемым видом искусства в таких семьях. Музыке как виду искусства отдают предпочтение 82 % опрошенных.
Однако, анализ результатов исследования позволил нам сделать вывод о том, что музыка постепенно уходит из семейного воспитания, что связано с несогласованностью семейного и общественного музыкального воспитания, пассивной позицией определенной части родителей, воспитывающих проблемных детей и низким уровнем их педагогической культуры, недооценкой музыки как действенного вида искусства в духовном и физическом становлении ребенка.
Поэтому разрешение данной проблемы мы видим в попытке ее решения через разнообразные формы работы с семьями, имеющими детей с проблемами в развитии, с целью максимального использования ими средств музыкотерапии в семейном социуме.
Литература
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед учеб. заведений/ Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова. - М.,
2. Бехтерев В.М. Избранные произведения. - М., 1958.
3. Вальчихина М.Д. Почему музыка лечит?//Химия и жизнь. - 1987. - № 11.
4. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968.
5. Лазарев М.Л. Программа формирования здоровья детей «Здравствуй». - М., 1999.
6. Медведева Е.А., Комиссарова Л.Н. Методика музыкального развития, коррекционная ритмика: Программа по спец. 0318 - «Специальное дошкольное образование». - М., 1999.
7. Неменский Б.М. Искусство - школа формирования личности. - М., 1983.
8. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. - М., 1999.
9. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М., 1990.
Заболотских О.П.
ГОУ ВПО МарГУ, ФПП
г. Йошкар-Ола
К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
В последнее время в нашем обществе все чаще говорят, что все дети имеют право на образование, и состояние здоровья ребенка - не причина лишать его возможности учиться. А.Р.Маллер утверждает «Необучаемых детей нет». Этот принцип и лежит в воспитании и обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.
Актуальность проблемы воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью вызвана несколькими обстоятельствами:
- эволюционными преобразованиями в отношениях общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. Новое содержание коррекционной помощи детям с особыми нуждами определяется перестройкой взаимоотношений массового и специального образования - «от изоляции и интеграции» (Н.Н.Малафеев);
- совершенной направленностью концепции дошкольного образования на всестороннее развитие каждого ребенка.
По степени распространенности в пределах детской возрастной группы по численности дети с нарушением интеллекта занимают 2-ое место (около 20 %). По данным Министерства образования РФ в настоящее время 1,7 млн. детей, проживающих в РФ, т.е. 4,5 % всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании.
Гуманистический подход к образованию требует от педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка. Дети с нарушениями в развитии являются особой категорией, в работе с которыми музыка, искусство используется не только как средства их художественного развития и формирования у них художественной культуры, но и как средство лечения.
В системе психолого-педагогической помощи этим детям можно выделить два взаимосвязанных направления - артпедагогическое и арттерапевтическое. Будущие педагоги, дефектологи и психологи должны приобщаться к этим направлениям и научиться использовать полученные знания в своей деятельности.
Практический опыт психо-коррекционной работы средствами музыко-терапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии. Музыко-терапевтические методики дают возможность широко использовать не только групповую, но и индивидуальную форму работы с ребенком с проблемами, ставить и решать конкретные психокоррекционные задачи по созданию новых мотивов, установок, их закреплению в реальной действительности с помощью средств музыкального искусства.
Исследования свидетельствуют, что различные виды деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (музыкальная, изобразительная, речевая и др.) характеризуются низким уровнем развития и недостаточностью проявления ритмичности. Отмечается резкое снижение внимания к музыкальному звучанию, недостаточность эмоциональной отзывчивости на музыку. В связи с этим была разработана модель общения, в которой максимально учитывались следующие факторы: важность сенсорно- перцептивного развития в онтогенезе, закономерности и этапы развития чувства ритма в онтогенезе, основные виды ритма, универсальный характер ритмической способности, регулирующая и коммуникативная функция слов, особенности психологического развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они применяются в коррекционной работе с детьми с проблемами, тем успешнее осуществляется развитие ребенка его речевой функции, произвольности деятельности, моторики, формирования пластичности и выразительности движений, овладение приемами невербальной коммуникации, развитие музыкальных способностей.
Для появления и активизации речи у таких детей необходимо использовать любовь к музыке, которая наблюдается почти у всех дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, а так же ритмические упражнения, короткие стишки и игры с подпевками, коллективные игры вместе с детьми, владеющими речью, когда у «безречевого» ребенка в эмоциональной игровой ситуации как бы непроизвольно, в подражание другим детям, включается и речь. Почти у всех «безречевых» дошкольников с интеллектуальной недостаточностью она все же возникает к 10-12 годам и служит им в дальнейшем средством общения, хотя сохраняет значительные недостатки.
В процессе движений под музыку происходит эмоциональное развитие ребенка, он испытывает чувство удовольствия от участия в музыкальном движении. Выполнение движений в соответствии с характером музыки и другими средствами выразительности способствует так же развитию психических функций (внимания, памяти, мышления).
Литература
1. Котышева, Е.Н. Музыкальное образование детей с проблемами в развитии /Е.Н. Катышева// Специалист.- 2004. - №1. - С. 14-15.
2. Медведева, Е.А., Комиссарова, Л.М., Шашкина, Г.Р. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие. / Е.А. Медведева, Л.М. Комиссарова, Г.Р. Шашкина// - М., Издательский центр «Академия».- 2002. - 224 с.
3. Медникова, Л.С. К проблеме развития ритмической способности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью/Л.С.Медникова// Дефектология.- 2001. - № 6.
4. Хрисанова, Е.Н. Артпедагогика в системе современного воспитания / Е.Харитонова, М. Сергеева // Народное образование. - 2003. - №7. - С. 137-143.
Кужнурова Г.Н.
МОУ «Центр ЛП и ДО «Росток»
г. Йошкар-Ола
МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
История оставила немало фактов свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. Для осуществления этих возможностей в нашем центре создан музыкальный микросоциум, где осуществляется профилактика и коррекция здоровья ребёнка при помощи: вокалотерапии, логоритмики, ритмотерапии, музыкотерапии, фольклорной терапии, терапии творчества.
Многие исследователи (Е.М.Мастюкова, С.М.Миловский, И.В.Евтушенко, Е.А.Медведева, Г.А.Бутко) в своих работах показали, что музыка и ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы, хорошо поддаются коррекции специфическими средства воздействия на ребенка, свойственными музыке, ритмике.
Среди общих задач музыкального воспитания решаются задачи и коррекционного характера:
1. Оздоровление психики.
2. Создание условий для реализации творческого потенциала в музыкальных видах деятельности для каждого ребёнка.
3. Общая регуляция мышечного тонуса.
4. Развитие правильного дыхания.
5. Воспитание уверенности в своих силах.
6. Проявление выдержки и волевых черт характера.
7. Помочь ребёнку почувствовать свой успех самореализоваться в каком либо виде музыкальной деятельности.
8. Каждое направление несёт оздоровительную функцию при создании для этого необходимых условий.
Вокалотерапия. Пение - один из важнейших видов музыкальной деятельности детей. В работе над пением большое внимание уделяется упражнениям по формированию певческих навыков: чистоте интонирования, дикции правильному звукообразованию. Ребёнок должен петь естественным голосом, легко, свободно. Для развития дыхания используются упражнения распевного характера (системы упражнений А.И.Попова и В.Емельяновой). Пением - как средством лечения детей с заболеваниями дыхательных путей, занимаемся на индивидуальных занятиях. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает нормальное функционирование сердечно сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счёт которых происходит массаж внутренних органов.
Логоритмика. Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Логоритмические упражнения объединены в комплексы общеразвивающих упражнений, которые выполняются стоя или сидя. Пение с движением направлено на то, чтобы ребёнок не только радовался движению, но и получал пользу для позвоночника и всех мышц своего хрупкого тела. Очень любят дети выполнять упражнение «цапля», которое тренирует чувство равновесия, развивает координацию движений, формирует осанку, укрепляет мышцы нижних конечностей. Выполняя упражнения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух.
Ритмотерапия. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление, нервное напряжение, улучшая тем самым речь. Ребёнок в движении танца устанавливает дружеские связи с другим ребёнком, что даёт определённый психотерапевтический эффект. (Полька Спадавеккиа, Детскаяская полька А.Жилинского - образцы применения звуковых жестов - хлопков, щелчков, шлепков, притопов, которые используются для работы над ритмическими рисунками).
Музыкотерапия. На занятиях по слушанию используется классическая, народная, современная, джазовая музыка. Педагоги группы используют в режимных моментах релаксационную музыку из специальной программы музыкального руководителя. Для достижения большего эффекта музыкотерапии открыт - «Музыкальный киоск», где родители могут приобрести музыку для индивидуальных занятий. Для улучшения концентрации внимания и запоминания музыки на занятиях и кружковой работы используется метод палмофонии (звучащая рука). Это увлекательная форма музыкальной деятельности детей, позволяющая им руководить музыкой. Такой процесс восприятия приносит хороший психотерапевтический эффект.
Фольклорная терапия. Терапия творчества. Эта область, в которой ребёнок получает огромную психологическую разрядку. Ребёнок весь, до самой последней клеточки, вступает во взаимодействие с музыкой. Приёмы свободного движения под музыку, песни, развивает музыкально-творческие способности детей. Характерная для русских хороводов, танцев, расслабление рук, особенно кистей, позволяет производить сброс накопившихся зажимов. Непрестанная смена ритмов, различные по характеру рисунки танцев несут в себе освобождающий и терапевтирующий заряд огромной силы. Это видно на примере следующих произведений: «Как у бабушки козел…», «Купим мы бабушке…», «Как у бабушки Маланьи…», «Земелюшка чернозём…», «Как на тоненький ледок…», «Ворон» и др.
Одним из ключевых направлений музыкального социума - это создание вокально-музыкального оркестра «Надежды маленький оркестрик».
Выполнение творческих заданий на занятиях кружка является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического состояния ребёнка. В репертуаре ансамбля классическая, народная, джазовая музыка русских и зарубежных композиторов:
1. П.Чайковский, «Камаринская», отрывок из балета «Лебединое озеро».
2. Д.Шостакович «Шарманка».
3. В.Моцарт «Рондо в турецком стиле».
4. И.Штраус «Полька Анна».
5. Р.Шуман «Смелый наездник».
6. И.Гайдн «Антанта и 2-ой части симфонии № 101».
7. Р.Н.П. «Светит месяц», обр. В.Андреева, «Я на горку шла», обр. С.Бодренкова.
8. Джазовая композиция Г.Уоррена к к/ф «Серенада солнечной долины» и т.д.
Обучение на детских музыкальных инструментах: аккордеонах, флейте, триоллах, ксилофоне, металлофонах, фортепиано и различных шумовых инструментах позволило развить у детей мелкую моторику рук, координацию движения, чувство ритма, речевое дыхание, внимание и память. Среди детей, посещающих ВИА «Надежды маленький оркестрик» снизился уровень заболеваемости верхних дыхательных путей, нормализовался отдел речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного и голосообразовательного).
Участие детей на городских и республиканских конкурсах показало достигнутые детьми успехи. Дети заняли первое место в номинации «Вокал» и в номинации «Оркестр».
Общий уровень музыкальности
Человек по своей сути - творец, но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и реализуются лишь в малой степени. Создание условий, побуждающих человека к занятиям искусства, может разбудить эти дремлющие, до поры, творческие наклонности. Творчество требует концентрации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на психику ребёнка, а значит и на его физическое здоровье.