Возможные ошибки в понимании личности учащегося
1. Ошибка неравенства — люди склонны переоценивать качества своего партнера, если он в чем-то одном, значимом для них, явно их превзошел.
2. Ошибка эстетической выразительности — внешняя привлекательность партнера определяет положительную оценку всех остальных сторон его личности.
3. Ошибка отношения. Изменение оценки качеств других людей в зависимости от нашей к ним расположенности или нерасположенности.
4. Ошибка вследствие искажающего влияния стереотипа. Каждый человек является представителем той социальной Среды, в которой формировался его индивидуальный опыт. Свойственные этой среде общие эталоны оценок он чаще всего использует для оценивания другого.
Ошибки такого рода совершаются в том случае, если человек не пытается осмысливать свои впечатления и мнения окружающих в отношении своего партнера. Это подтверждение народной мудрости об ошибочности первого впечатления.
Возможные ошибки в понимании поведения другого
1. Объяснение причины поведения зависит от того, чьи поступки (свои или поступки другого) объясняются: “Наблюдатель” часто объясняет причины поведения другого “внутренними условиями” того, кто действует, а “Деятель” склонен кивать на обстоятельства. Например, оценивая неуспевающего учащегося, педагог говорит о недостатке способностей, а учащийся о нехватке свободного времени.
2. “Наблюдатель”, находящийся вне ситуации поведения другого, склонен переоценивать внутренние возможности “деятеля”.
3. При объяснении причин тех или иных действий другого “наблюдатель” выделяет одни моменты, лежащие на поверхности, и не замечает других. Эта ошибка является следствием некритического использования своего прошлого опыта.
4. Объясняя поступки другого, педагог принимает за эталон тип поведения, который реализует он сам, переоценивая его распространенность и обычность.
Как видно из описания этих ошибок, они возникают как препятствие к взаимопониманию в том случае, если два человека находятся по разную сторону границы ситуации — один “внутри”, другой — “снаружи”. Значительно реже они встречаются при условии, если оба партнера включены в единую ситуацию совместной деятельности, то есть их поведение становится взаимообусловленным .
Конфликт
Если учащийся ведет себя не так, как хотелось бы педагогу, не выполняет его требований немедленно и бесповоротно, — это, в первую очередь, возмущает. Возникающее чувство дискомфорта порождает стремление поскорее устранить его источник по элементарному закону самосохранения. И тогда почти автоматические включается привычный способ реагирования — во что бы-то ни стало добиться своего. Как важно при этом иметь хорошо натренированный “тормоз”, внутренний “стоп сигнал”. Если его нет, воспитатель становится пленником своих отрицательных эмоций, а значит, в это время перестает быть педагогом, так как в этот момент начинает добиваться только “победы”, то есть повиновения — любой ценой, лишь бы настоять на своем! Для устранения своего дискомфорта! Как часто с таких незначительных инцидентов начинаются многолетние поединки между воспитателями и их питомцами! Иногда они окрашены нескрываемой обоюдной ненавистью.
Итак, конфликт...
Многие педагоги, вероятно, знают, что психологи различают внутренний (внутриличностный) и межличностный конфликты.
Для внутриличностного конфликта характерно противоречие между наиболее существенными тенденциями личности подростков. При этом обязательно страдает самооценка, что приводит к переживанию эмоционального неблагополучия. Для становления личности внутренние конфликты даже полезны, если они своевременно и благополучно разрешаются. Самостоятельное разрешение своего собственного внутреннего конфликта доступно не каждому взрослому, тем более оно малодоступно учащимся.
Для благополучного разрешения конфликта необходима помощь, которую в состоянии оказать педагог. С этой целью рекомендуется:
1. Помочь учащемуся осознать какие из его тенденций вступили в противоречие.
2. Оказать тактичную помощь учащемуся в осознании, что именно эта тенденция нуждается в коррекции.
3. Обязательно необходимо вернуть учащемуся эмоциональное благополучие.
4. Для этого необходимо восстановить пошатнувшуюся самооценку и утвердить ее, но уже на иной основе.
5. Самооценку следует сделать более “взрослой”, более рациональной.
6. Спасая самооценку, следует избегать внешнего, межличностного конфликта или разрешить его, если он уже назрел.
7. Уровень притязаний нужно не снижать, а качественно изменить, приводить в соответствие с возможностями индивидуума. Это требует развития его самопонимания.
Межличностный конфликт — одна из основных проявлений невроза. Невротизация подростков, как и детей вообще, как правило, вызвана ближайшими старшими — родителями и педагогами, то есть теми, кто по сути социальной роли обязан амортизировать вредоносное воздействие окружающей среды на формирующуюся личность, трансформировать ее отрицательное влияние в положительное.
Еще и сегодня в стенах некоторых учебных заведений бытует заблуждение относительно учащихся: “Они ведь слов не понимают!”, “Им хоть кол на голове теши”. Так обычно выражается педагогическое бессилие и душевная черствость, нечуткость. Ребенок не может опровергнуть взрослого, не может защитить себя от него. Под тяжестью упреков и обвинений чувствительный ребенок утрачивает активность, тормозиться, а взрослому кажется, что он “бесчувственный”. Заторможенное состояние подростка — это непроизвольно включенное защитное торможение, чтобы не допустить продолжения воздействия, разрушительного для психики. Вот почему эти “тормозные реакции” всегда следует учитывать как индикатор непереносимости педагога для учащегося.
Другая особенность межличностного конфликта заключается в том, что он становится причиной той интеллектуальной недостаточности, которая многими педагогами принимается за умственную отсталость. Дело в том, что если педагог не заметил состояния заторможенности учащегося и продолжает его подкреплять, то она становится привычной. В последствии это ведет к переносу данного способа реагирования и на другие виды психологических трудностей. Создается картина умственной отсталости, так как обучение почти не продвигается. Педагог привычно кричит, ребенок привычно молчит... и его либо переводят во вспомогательное учебное заведение, либо перестают с ним заниматься и он “переходит” из класса в класс, из группы в группу без знаний, ничему необученный. Так конфликт порождает педагогическую запущенность.
Кроме этого, конфликт между педагогом и учащимся может вызвать утрату волевого импульса, задержку развития черт, соответствующих возрасту, блокаду самостоятельности, даже у учащихся с хорошим интеллектом.
Чтобы не допустить возникновение конфликта, надо стремиться к выполнению следующих правил:
1. Признать друг друга.
2. Слушать не перебивая.
3. Демонстрировать понимание роли другого.
4. Выяснить, как другой воспринимает конфликт, как он себя при этом чувствует.
5. Четко сформулировать предмет обсуждения.
6. Устанавливать общие точки зрения.
7. Выяснить, что Вас разъединяет.
8. После этого снова описать содержание конфликта.
9. Искать общие решения.
10. Принять общее “коммюнике”.
В воспитательной практике педагогу часто приходится делать замечания своим ученикам. Однако их ответная реакция бывает различной, от принятия замечания до откровенной грубости. Чтобы педагог мог избежать неприятных ситуаций, которые часто приводят к конфликту, предлагаются следующие правила:
1. В своих замечаниях обсуждайте конкретный поступок учащегося, а не его личность. Ваши представления о нем как о человеке оставьте при себе.
2. Говорите о своих наблюдениях, а не о своих мыслях по поводу увиденного.
3. Более эффективно замечание в форме описания увиденного. Для этого необходимо повествовательно изложить увиденное, а затем такие повествовательно то, что должно было бы иметь место с Вашей точки зрения.
4. Лучше всего обсуждать недавние поступки, не возвращаясь к прошлым и невыясненным претензиям.
5. Советы эффективнее оформлять в виде некоторых ожиданий насчет возможного поведения учащегося, в форме сообщения некоторой информации о вариантах действий. Например тип: “Я ожидал, что ты придешь на мой урок или хотя бы поставить в известность, что тебя вызвали в милицию”.
6. Не стараясь давать на учащегося словами и эмоциями. Главное — помочь понять, как он сам его поступок воспринимается окружающими, одним из которых являетесь Вы.
7. Бессмысленно говорить о том, на что человек в данное время повлиять не может. Лучше обсуждать то, что может быть исправлено.
8. Необходимо учитывать время, место и форму, в которой осуждается поступок. Неудачно выбранная ситуация или способ изложения могут принести не пользу, а вред личности учащегося.
9. Обязательно помните о том, что большой процент успеха зависит от того, умеете ли Вы уважать себя и своего ученика и хотите ли Вы, чтобы он вас понял.
По роду своей деятельности, педагогу часто приходится разрешать конфликты среди учащихся, чтобы нормализовать взаимоотношения в коллективе. С этой целью предлагаем обратить внимание на два момента. Во-первых, как выявить участников конфликта, пока в него не вступил весь класс (группа), и, во-вторых, какие типичные ошибки при обсуждении конфликта допускаются учащимися. Итак, учащегося, если он находится в конфликте, выдает следующее:
заметно снижается заинтересованность трудолюбивого и активного учащегося;
учащийся становится критически настроенным (агрессивным и ворчливым);
повышается “температура” его реакции. Он защищается и тогда, когда его никто не атакует;
учащийся часто пребывает в плохом настроении, отказывается от общения;
учащийся делает гораздо больше редкий ошибок, чем обычно, становится невнимательным, теряет способность сосредоточится;
учащаются случаи прогулов занятий;
учащаются различные “несчастные случаи”.
Ошибки в обсуждении конфликта
1. Учащийся выдвигает в качестве ошибки другого собственный промах.
2. Учащийся не раскрывает полностью свои потребности.
3. Учащийся при обсуждении занимает “боевую стойку” - ершиться.
4. Учащийся уходит в оборону.
5. Поведение учащегося при обсуждении конфликта диктуется исключительно тактическими соображениями.
6. Чтобы доказать собственную правоту, учащийся пускает в ход знания своих уязвимых мест партнеров.
7. Учащийся припоминает старые обиды.
Поскольку такое поведение учащихся не способствует разрешению конфликта, педагогу необходимо решительно пресекать его.
Одной из распространенных причин конфликтов педагогов и учащихся является критика. Учащиеся не любят критику: после нее их, как правило, тянет действовать “назло”, “населить”, так как они считают, что ущемляется их достоинство.
Предлагаем Вам следующие правила критики, которые позволят не дойти до конфликта.
1. Критиковать учащегося на собрании или просто в присутствии других людей следует лишь в исключительных случаях, когда испробованы все другие меры индивидуального воздействия.
2. Критика должна быть корректной, не ущемляющей достоинства личности. Публичная “казнь” может подорвать веру учащегося в себя. После нее он может “не подняться”.
3. Критику целесообразно использовать в сочетании с положительной оценкой. Злоупотребление критикой, ругань — это признак примитивности педагога.
4. Критиковать можно в том случае, если у Вас есть эмоциональный контакт с данным учеником, если он доверяет Вашей компетентности, доброжелательности, порядочности.
5. Надо больше всего опасаться перебора в критике. учащийся, как и любой человек, привыкает ко всему, в том числе и к критике. Если приучить его к сильным, резким осуждением, впоследствии придется с каждым разом усиливать натиск — в противном случае его не возможно “пронять”. Поэтому хороши такие замечания, в которых звучит минимальная сила осуждения, необходимая и достаточная для исправления личности.
6. Уместно говорить лишь о тех недостатках и промах учащегося, которые Вы видели собственными глазами, существование которых можно легко доказать. Любой человек не любит, когда его критикуют с чужих слов.
7. Критикуя учащегося, нельзя сравнивать его с другими членами коллектива, что-то делающими лучше. Противопоставление учащихся на “хороших” и “плохих” разобщает коллектив.
8. Готовясь к публичной критике, важно позаботиться о мобилизации единомышленников и союзников. если отрицательные оценки действий критикуемого лица не получают поддержки со стороны остальных учащихся, критика не дает ощутимой пользы.
9. Критика должна вестись с позиции интересов дела.
10. Подвергается критике должны все учащиеся, если они имеют одинаковые недостатки.
Взаимоотношения
Каждый педагог накопил определенный жизненный и профессиональный опыт взаимодействия с учащимися, их родителями и коллегами. Но несмотря на это, от случая к случаю повторяются конфликты, отношения складываются трудно, а часто и вообще не получаются. Чтобы этого не происходило, необходимо научиться анализировать свой опыт и взаимодействовать прежде всего с самим собой. Для этого необходимо:
— с большим доверием относиться к своему субъектному опыту, стараться понять свои переживания и чувства, возникающие от общения с миром;
— научиться экспериментировать с собой — искать новые, наиболее удачные способы поведения, оценки, суждения; не бояться задавать себе вопросы;
— искать в окружающей реальности информацию, содержащую обратные связи — внешние сигналы о последствиях собственных действий в виде реакций и чувств окружающих;
— уметь сознательно делать выбор и применять решения об образе своего поведения и мыслей;
— анализировать свои достижения и неудачи, стараясь честно понять причины и тех и других;
— настойчиво и неустанно учиться наблюдать за самим собой во время своих действий, стремясь контролировать свои мысли и поступки.
Для того чтобы лучше узнать своих учеников, следует для начала постараться ответить:
кто из учащихся пользуется среди своих товарищей наибольшим уважением, популярностью? Почему? Укажите личностные качества;
кто из учащихся пользуется наименьшей популярностью? Почему? Опишите его портрет;
назовите самого большого ”индивидуалиста” в классе;
постарайтесь выделить группы учащихся, связанные более близкими отношениями. Отметьте себе, что их может связывать?
Если предложенные вопросы вызовут затруднения, понаблюдайте за учащимися во время уроков и во внеурочное время. При этом обращайте внимание на следующие моменты:
1. Каковы позы учащихся? Кто находится в “позе социального превосходства”, кто “лидер”? В чем это выражается? Есть ли среди Ваших учащихся ребята, чувствующие себя неловко, находящиеся в напряженных и неестественных позах. чем это вызвано с Вашей точки зрения?
2. Какое расстояние между собравшимися или находящимися в помещении ребятами? Кто образует “малые группы”? Кто из ребят не входит ни в одну группу, одинок? И к какой группе он ближе всего находится?
3. Понаблюдайте за внешними средствами контакта между ребятами. Кто чаще всего обменивается взглядами. С кем первым здороваются входящие? Одинаково ли с каждым?
При наличии в учебном заведении практического психолога педагог может обратиться к нему за помощью в получении более достоверной картины взаимоотношений учащихся, которую может сравнить со своими записями.
Для успешного общения с учащимися полезно знать, насколько Ваше мнение совпадает с мнением учащихся о Вашем взаимодействии. Это можно узнать, также обратясь к практическому психологу. Для тех у кого нет практического психолога, предлагаем следующие упражнения...
В предлагаемых ниже характеристиках педагогу необходимо честно выбрать ту часть высказывания, которая более всего подходит Вам. Если это будет первая часть высказывания, поставьте против номера характеристики (+), если вторая (-). Когда закончите оценку, подсчитайте число (+) и число (-). А теперь, набравшись мужества, предложите учащимся сделать то же самое по отношению к вам. Необходимо чтобы эта процедура осталась анонимной, так как иначе можете получить искаженную картину. Поэтому подготовьте для каждого учащегося листок с номерами характеристик, и им останется поставить только знак. Подсчитайте среднюю арифметическую результатов группы и сравните ее с тем, как Вы оценили сами. Можете провести подобный анализ по отдельным вопросам. В любом случае, это материал для рассуждения о себе. Итак, на уроке Вы:
1. Доброжелательны | Недоброжелательны |
2. Стимулируете инициативу, допускаете выражение собственного мнения, свободное поведение | Не терпите возражений, собственных мнений, свободной манеры себя держать, держите учащихся все время под жестким контролем. |
3. Заинтересованы, активны | Безразличны, “себе на уме”. |
4. Не боитесь откровенно выразить свои чувства; показать свои недостатки | Думаете прежде всего о престиже, стараетесь во что бы то ни стало соответствовать своей социальной роли. |
5. Динамичны, гибки в общении, легко охватываете и разрешаете возникающие проблемы. | Вам не удается вовремя заметить намечающиеся конфликты, легко изменить поведение в связи с этим. |
6. Вежливы и приветливы с учащимися, уважаете их достоинство, строите свое общение в зависимости от их индивидуальных особенностей | Общение одинаково со всеми с соблюдением дистанции “Я-учитель” — “Ты-ученик”. |
7. Можете поставить себя на место учащегося и взглянуть его глазами на конфликт | Важно утвердить свою точку зрения, не считаете себя обязанным искать взаимопонимание с учащимися. |
8. Активны, все время находитесь в общении с учащимися | Пассивны, пускаете общение “на самотек” |
Для определения своей объективности в общении рекомендуем проанализировать стиль своего взаимодействия. С этой целью понаблюдайте за собственным поведением с различными учащимися по следующий схеме:
1. Сколько раз за день Вы обращаетесь к “любимому” и “нелюбимому” ученику?
2. Каков характер этих обращений? (претензии, замечания, критика, поощрение, похвала, поддержка, указание на приказ).
3. Сколько раз Вы вступили в развернутую беседу с тем и другим учеником?
4. По чьей инициативе начат разговор-беседа?
5. Каков вид беседы-разговора? (говорите только Вы, ученик слушает и отвечает на вопросы, говорит ученик, Вы иногда высказываете свою точку зрения, Вы и ученик оживленно обмениваетесь мнениями).
Для анализа лучше выбрать учащихся, отношения с которыми более всего Вам представляются определенными. Пункты классификации лучше оформить в виде таблицы подсчитайте количество эмоционально-отрицательных и эмоционально-положительных обращений к каждому из школьников. Сравните цифры. Подсчитайте число обращений к Вам со стороны обоих учащихся и к ним с Вашей стороны. Сравните. А теперь в общении с несимпатичным учеником постарайтесь сознательно контролировать те моменты взаимодействия, которые Вы анализировали.
В практике наблюдения часто бывает так: иногда важнее почувствовать , чем понять, а иногда можно понять лишь почувствовав. И при этом важна мимика.
Мимика — один из специфических знаков, которым владеют наши чувства для своего выражения. Вернее полновластным хозяином и мимикой и чувств является человек, но лишь тот, который умеет владеть собой. Овладение языком мимики — важный компонент искусства общения. И хотя человеческое общение на три четверти состоит из речевого, но всем хорошо известны ситуации, когда “слов не надо”.
Владение мимикой необходимо не только актеру, но практически любому человеку, особенно педагогу-воспитателю. Мимика является отличным индикатором эмоцией:
1. Удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот.
2. Страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт.
3. Гнев — брови опущены, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты.
4. Отвращение — брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней.
5. Печаль — брови сведены, глаза потухшие, часто уголки губ слегка опущены.
6. Счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и отведены назад.
Приведенный материал о мимике и эмоциях очень полезен в индивидуальной работе с учащимися. Однако при работе с аудиторией учащихся, целесообразно воспользоваться следующей классификацией состояний участников взаимодействия, которая позволит сразу и достаточно точно определить состояние аудитории.
1. “Готовность к работе”. Контакт глаз с выступающим, наклон тела вперед, отсутствие кашля, вздохов, отвлеченных жестов, спокойная мимика, отсутствие отвлечений на стуки, шепот.
2. “Протест”. Появление жестов и признаков завуалированной агрессии (сжатие кулака, скрещены руки на груди, наклонение корпуса тела назад — “развалясь”, появление эмоций гнева, призрения).
“Протест” возникает и при несогласии — тогда появляются жесты “рука у щеки”, прикасание к носу или легкое потирание его, ориентация ног по направлению к выходу, появление бокового взгляда, манипуляция с очками. Наличие выражение агрессии или несогласия является для педагога критерием конфронтации аудитории. Может быть, уход в скуку — покачивание ногой, “отсутствующий” или “оценивающий” взгляд, поддержка головы обеими ладонями, которые почти закрывают лицо, зевота, беспокойное “ерзанье”, поиск отвлекающего занятиями.
3. “Одиночное эмоциональное и интеллектуальное реагирование”. Появляется удивление (уголки губ приподняты, чуть открывается рот, брови поднимаются вверх, на лбу появляются горизонтальные складки), внимание (особое дыхание, поза, голова наклоняется и чуть поворачивается).
4. “Интеллектуально-эмоциональное единство”. Всеобщее внимание, единое реагирование. Преобладающая эмоция — спокойная, ровная радость (светлая легкая улыбка, брови подняты вверх, глаза сияющие, искрящиеся, движения легкие и энергичные, реплики оживленные и быстрые).
5. “Глубинные, ядерный контакт”. Душевный подъем и приподнятость, прилив сил и хорошего настроения. Исчезают усталость и мелкие заботы. Идет непрерывный диалог, взаимный обмен мыслями, которые вызывают обоюдный толчок и новым размышлениям.
Педагог по роду своей деятельности постоянно выступает в роли организатора взаимодействия, а самое важное в организации взаимодействия — это появление общности. Поэтому в целях приобретения опыта, педагогу необходимо отметить характер своего взаимодействия.
В этом может помочь классификация, определяющая: тип поведения организатора взаимодействия. Ряд исследователей выделяют 4 зоны организации взаимодействия с аудиторией, в которых он определенным образом проявляет себя:
Положительная
1. Организатор демонстрирует солидарность (повышает статус другого, помогает, награждает).
2. Ведет себя непринужденно, смеется, шутит, показывает удовлетворение.
3. Одобряет, пассивно принимает, снисходит, сочувствует, соглашается.
Зона ответов. Чаще всего взаимодействие в этой зоне появляется после положительной зоны 1 или после вопросов (зона 3).
1. Организатор высказывает свои соображения, дает указание, уважая автономию других.
2. Дает оценку, высказывает мнение, анализирует, сообщает о своем впечатлении, выражает пожелание.
3. Дает информацию, ориентацию, повторяет, поясняет, подтверждает.
Зона вопросов.
1. Организатор просит дать информацию, ориентацию, повторить, подтвердить.
2. Просит дать оценку, высказать мнение, сделать анализ, поделиться впечатлением.
3. Просит совета, указания, подсказки, в каком направлении действовать.
Отрицательная.
1. Организатор не одобряет, демонстрирует пассивное неприятие, отказывает в помощи.
2. Держит себя напряженно, просит помощи.
3. Ведет себя враждебно, унижает достоинство других, защищается или самоутверждается.
Теперь попытаемся сформулировать наиболее общие препятствия на пути эффективного взаимодействия.
Внешние:
1. Избегание, уклонение от контакта с источником воздействия.
2. Избирательное доверие к источнику взаимодействия в зависимости от того, является ли источник авторитетным или нет.
3. Непонимание — отсутствие знаний общего языка, понимание единого смысла слов и значений.
Внутренние:
1. Избегание воспоминаний, размышлений, представление на волнующую или травмирующую тему.
2. Снижение авторитета источника травмирующей информацией.
3. Обесценивание значения тревожащей информации за счет “непонимания” его действительного смысла, искажение логики, подмена значений.
Эти препятствия возникают как следствие защиты от травмирующего характера воздействия. Они формируются неосознанно, как правило, под воздействием предыдущего опыта, и их наличие служит сигналом о том, что процесс взаимодействия нарушен, и педагогу следует искать причины этого нарушения. Для того, чтобы не возникало препятствий во взаимодействии, важно наличие доверия к себе как источнику информации того или иного рода. Эффективным средством повышения уровня доверия является последовательное формирование чувства “мы”. То, насколько слушающий принимает говорящего как “своего”, а не “чужого”, в большей степени определяет успех взаимодействия. Этим не исчерпываются способы предупреждения возникновения препятствий при взаимодействии, но названные можно считать определяющими.
Если, несмотря на все описанные выше рекомендации, взаимодействие не налаживается, надо заняться индивидуальным психологическим тренингом. подобная форма представляет собой своеобразную самоподготовку — достаточно эффективную, а главное — интересную.
Три следующих упражнения описаны А.А.Леонтьевым.
Телефильм.Выберите в программе передач ТВ фильм или спектакль, который ранее не видели и попросите кого-нибудь из друзей или домашних просмотреть его с начала до конца. В любое время в середине фильма войдите в комнату и посмотрите этот фильм или спектакль в течение 5 минут, и затем выйдите из комнаты и попытайтесь письменно охарактеризовать увиденных героев, их взаимоотношения и дальнейшую судьбу. После окончания фильма надо сравнить написанное с мнением тех, кто смотрел этот фильм. Выявить расхождения и по возможности уточнить их причины. По мере тренировки время просмотра отрывка должно снижаться — сначала до 3, потом — до 1 минуты.
Незнакомец.Всякий раз, когда вы вынуждены достаточно долго быть в обществе незнакомых людей, выберите одного из них, “угадайте” профессию, биографию, общественное, служебное и семейное положение этого человека. Особенно важным в этом упражнении является самоотчет по поводу того, что именно обусловило появление той или иной гипотезы.
Чужая компания. Понаблюдайте за учащимися незнакомой группы и постарайтесь ответить на вопросы:
а) кто из группы пользуется наибольшей популярностью и уважением.
б) почему?
в) кто пользуется наименьшей популярностью?
г) почему?
д) кто входит в неформальный актив класса?
е) кто есть кто в этом активе
к) кто является наибольшим индивидуалистом?
з) какие группы людей связаны более близкими отношениями?
и) что их может связывать?
Правильность своих вывод в этом случае можно проверить, войдя в контакт с членами исследуемой группы, либо сравнить свои наблюдения с наблюдениями других педагогов и проанализировать расхождения во мнениях.
Углубить и развить навыки, которые выработались в ходе подобной “самоподготовки” можно с помощью других упражнений.
Беседа незнакомых. Не упустите случая наблюдать за беседой незнакомых людей, отвечая на следующие вопросы:
каков характер связывающих этих людей отношений (деловые, просто знакомство, приятельское отношение, близкая дружба, любовь, родственные отношения)?
какое общение происходит — ролевое или личностное?
если общение ролевое, то какие роли проигрывает каждый из собеседников (шеф, настоящий мужчина, деловой человек)
кто является лидером контакта и кто находится в более высокой социальной позиции?
есть ли у беседы второй план или подтекст? Если есть — то какой?
естественно ли поведение собеседников?
если нет, то почему (за счет личностных особенностей кого-либо из партнеров, темы разговора, эмоциональных состояний)?
каким будет конец беседы?
как конкретно будет завершаться беседа (техника выхода из контакта)?
Да здравствуют контакты! Заставьте себя вступать в максимальное количество контактов в повседневной жизни, стремясь как можно дольше поддерживать возникшую беседу и “разговаривая” с собеседником уточните, что при этом Вы должны фиксировать, как именно и почему Вы обращаетесь к разным людям.
Незнакомая компания. В случаях, когда Вы попадаете в компанию, где находится много незнакомых людей, попытайтесь:
первые несколько минут удержать на себе внимание присутствующих (но не за счет значимый информации, сверхмодной одежды или экстравагантных манер);
определить лидера на час — мнение, в основном ориентируется группой, изучить приемы, которыми он пользуется для достижения всеобщего внимания;
перехватить у лидера инициативу и удержать ее несколько минут.
Неприятный собеседник. Выбрав одного из тех, с кем Вы находитесь в натянутых отношениях, и заготовив заранее естественную тему для разговора, при встрече с этим человеком заговорить с ним первым, постарайтесь поддержать возникшую беседу как можно дольше и по возможности, подавив свою антипатию, перестроиться на взаимную симпатию друг к другу.
Настроение. Попытайтесь в тех случаях, когда Вы находитесь в превосходном настроении, вести себя так, чтобы собеседник заметил и оценил Вашу мнимую подавленность. Как только это начнет получаться, перейдите ко второй части упражнения: в плохом настроении постарайтесь вести себя так, чтобы этого никто не заметил.
Эмоции. Выберите какую-либо сложную эмоцию (скрываемое горе, неосознанная радость, внутренняя тревога) и попытайтесь вести беседу с хорошо знакомым человеком именно в этом эмоциональном ключе. После окончания диалога проверьте, спросив у собеседника, что и как Вам удалось, что — нет. И совместно проанализируйте почему?
Предложенные упражнения педагог может рекомендовать учащимся, у которых имеются затруднения в общении со сверстниками.
По опыту многих лет общения с подростками и учащимися педагоги узнают, что есть подростки с повышенной возбудимостью, которые очень легко вступают в конфликт и никак не могут остановиться. Часто педагоги стараются всеми правдами и неправдами избавиться от такого ученика. А что делать, если избавиться не удается? Тут можно порекомендовать помочь этим учащимся развить в себе самоконтроль. Это трудно, но возможно. Для их поведения к сознательному самоконтролю требуются много времени и терпения.
Дело в том, что каждый характер доступен целенаправленному влиянию, правда, в различной степени. Как же влиять?
1. Напоминание об отрицательных сторонах характера обычно вызывает, провоцирует их проявление — такова сила слова! Следовательно, чтобы неуравновешенные и склонные к конфликтам учащиеся проявляли себя более благоприятным образом, с ними следует обращаться корректно, со спокойной благожелательностью, с выражением миролюбивой, но убедительной силы. Длительное пребывание в таком режиме общения помогает приобретению благоприятного опыта, то есть правильных форм поведения.
2. Для развития сознательной регуляции у учащихся с повышенной возбудимостью и легкоранимых детей более всего подходит в качестве “мостика” мотив самозащиты. Этот мотив можно использовать и в подходе к тем, у кого пока еще невысок уровень ответственности. Правда, нужно чтобы учащимся предлагал эту работу над собой тот значимый педагог, который уже имеет на этих детей некоторое влияние, кто уже своими нормами обращения с ними вызвал у них ответную благожелательность и доверие. Так как у них повышенная склонность к эмоциональному реагированию, более выражена эмоциональная зависимость, им очень трудно принять позицию “Не вреди!”, “Меня бьют, мне больно, и я же еще и не вреди!” — им кажется обидным само предложение этой позиции. Вот и можно предложить им научиться защищаться от вредоносных эмоциональных воздействий. В этом смысле интересна следующая информация:
а) в ссорах, конфликтах никто никогда ничего не может доказать. Причина: отрицательное эмоциональное воздействие блокирует работу мысли. Значит, и незачем пытаться доказать что-то человеку, находящемуся в состоянии отрицательного эмоционального воздействия.
Поэтому нужно, чтобы учащийся освоил вышесказанное и попытался сознательно сформировать в себе установку на упорный спокойный отказ от ссор и конфликтов.
б) большинство ссор имеют очень напряженный тон. Отрицательное эмоциональное возбуждение быстро захватывает всех участников конфликта. Чтобы погасить отрицательное эмоциональное возбуждение необходимо прекратить его подкрепление. Как говорится, “кто умней, тот замолчит первым”. При этом следует помнить, что позиция отказавшегося от ссоры должна исключать полностью, что бы то ни было обидное и оскорбительное для партнера. Побеждает не тот, кто сумеет пресечь скандал, не дать ему состояться.
Для этого необходимо:
фиксировать внимание не на том, что нас задевают, а сознательно распределять внимание на многие предметы, попадающие в поле нашего зрения;
темп речи должен быть неторопливый, движения собранные, ненавязчивые. Порой бывает лучше промолчать, но молчание должно быть обидным для партнера;
если действительно с вашей стороны был допущен какой-то промах, который дал повод для упрека и замечания в ваш адрес, то его следует признать, что в свою очередь обескураживает агрессора;
в) ничего так не передает ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие . Истеричность же педагогов, возмущенные выкрики, драматизированные монологи и угрозы — все это принижает педагога в восприятии учащихся, делает их неприятными, но никак не сильными (так же как заискивание и задабривание: из них учащиеся извлекают выгоду: но за это напрочь отказывают в уважении).
г) правильное поведение можно вызвать только правильным поведением. Все способы поведенческих реакций и формы поведения учащихся обусловлены и заимствованы из поведения взрослых, в том числе и педагогов.
Если подытожить все сказанное, то мы получим три правила психогигиены общения педагогов с учащимися:
1. Подчинить свое поведение принципу :“Не вреди!”.
2. Всем своим поведением способствовать распространению этого принципа и на процесс взаимодействия с учащимися и с людьми в целом.
3. Способствовать всем своим поведением ликвидации последствий нарушения этого принципа среди окружающих.