МАСТЕР -_КЛАСС для педагогов
МБДОУ детский сад «Тополёк» с. Костин Лог
Подготовила: Овсянникова Ю.В.
Тема: «Художественный ручной труд в детском саду»
Цель: расширить представления о детском ручном труде и на практике показать доступные для дошкольного возраста способы изготовления поделок.
Первоосновой, стержнем всего умственного, физического, нравственного и эстетического развития личности является труд. Наше ближайшее окружение — предметная среда — есть продукт труда рук человеческих. На основе домашнего и общественного труда людей складываются традиционные ремесла, художественные промыслы, которые представляют собой культурное достояние и гордость народа. «Дух ремесла» заложен в ручном труде, к которому следует приобщать детей сызмальства.
Трудовое воспитание дошкольников немыслимо без активного ручного труда. В таком труде ребенок обнаруживает самую высокую заинтересованность, успехи и — что еще немаловажно — малую утомляемость. Эти факторы оказывают положительное влияние и на общее психическое и умственное развитие детей. Особую значимость для них имеет художественный труд как один из компонентов эстетической деятельности, в основе которой лежит художественное содержание декоративно-прикладного искусства.
Теория современного дизайна для детей и практика их ручного труда, художественного творчества раскрывает широкие возможности такой продуктивной деятельности, которая может увлечь ребят, чтобы заполнить их свободное время интересным и содержательным делом, развить стремление к прекрасному, воспитать вкус и уважение к народным традициям.
Приобщение ребенка к трудовой деятельности в народной педагогике складывалось веками. Формирование ремесленнических навыков всегда было связано с изготовлением необходимых и полезных бытовых вещей. В семье старшие обучали младших разнообразным элементам трудового процесса до тех пор, пока не была «поставлена рука». Основой предпосылки такого учения являлись условия окружающего быта.
Деятельность детей с различными материалами в народной педагогике классифицировалась следующим образом:
а) работа с природным материалом; обработка льна, шерсти, изготовление пряжи и ткачество;
б) резьба по дереву, камню, кости, коже;
в) чеканка по металлу;
г) работа с глиной, изготовление керамических изделий.
Передача навыков ремесла из поколения в поколение, творческий процесс изготовления различных изделий под руководством взрослых содействовали закреплению положительных эмоций, овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве. Понятия «наследие», «традиции» в обучении художественному мастерству всегда имели важное значение. Наиболее ценным считался тот продукт труда, который аккумулировал в себе не только индивидуальное творчество, но и наследованный опыт предшествующих поколений, усвоенный в процессе практических действий.
Высокий художественный уровень творческого освоения детьми доступных форм материала в современном декоративном искусстве позволяет утверждать, что и сегодня ручной художественный труд рассматривается в педагогической теории как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического воспитания детей.
Художественный ручной труд — это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов, на основе которых развиваются его представления, знания, практический опыт, приобретаемый в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду. Окружающие ребенка взрослые должны не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности малыша, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. Многие педагоги считают важным развитие у ребенка способности заранее предвидеть результаты своих действий, планировать последовательность исполнения, творчески преобразовывать свой опыт. Известный психолог А. В. Запорожец писал, что «способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самостоятельности.
Содержание художественного труда дошкольников в практике детского сада составляют: работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом), изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников и развлечений, декораций и сувениров, макетов кукольных комнат;
работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение, ткачество, изготовление панно, одежды для кукол, деталей костюмов для игр, предметов сервировки стола, сувениров, театральных и декоративных кукол);
работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур; декоративных коллажей и объемных композиций из сухих растений, соломки; плетение изделий из прутьев, сухой травы; составление декоративных букетов из сухих и живых растении; оформление живого уголка);
работа по дереву (поделка и сборка деревянных игрушек, сувениров, изготовление мелкой скульптуры с применением элементов природного материала, кукольной мебели, мелких предметов быта);
работа с глиной (создание декоративных украшений, керамических панно для оформления интерьера, изготовление настенных вставок, мелких скульптур, игрушек-сувениров, кукольной посуды);
работа с искусственным материалом (вязание и плетение из синтетической и полимерной пленки, декоративной тесьмы, цветной мягкой проволоки, изготовление декоративных украшений и предметов быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и сувениров из синтетических тканей).
Правильно организованный ручной труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать ручной труд как важный элемент гармонического развития детей.
В этом процессе немаловажное значение имеет подготовка педагога, которая должна быть направлена на овладение знаниями об отдельных видах художественных ремесел. И для расширения вашего кругозора, я предлагаю вам памятки, где можно познакомиться с историей возникновения макраме, вязания, оригами.
В практической части я познакомлю Вас с приемлемыми для дошкольников видами художественного ручного труда.