Критерии оценки результатов педпрактики
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Для студентов заочного отделения факультета правового образования.
Казань, 2010
Основная цель учебно-воспитательной практики:
подготовка студента к выполнению функций учителя права и классного руководителя, ознакомление с функциями социального педагога или зам.директора школы, ответственного за воспитательную работу с трудными подростками и формирование навыков работы с ними.
Основные задачи учебно-воспитательной практики:
закрепление, углубление и обогащение профессиональных и психолого-педагогических знаний, полученных в процессе обучения в вузе, выработка умений использовать их для решения конкретных педагогических задач;
формирование профессиональных умений и навыков труда учителя права, закрепление потребности в самообразовании:
подготовка к работе в системе индивидуального и дифференцированного режима обучения детей в условиях личностно-ориентированного подхода к правовому образованию и профилизации общеобразовательной школы;
внедрение исследовательского компонента в систему обучения и научно-методическую деятельность учителя права;
выработка умений создать благоприятный психологический климат в ходе занятий, способствующей формированию у школьника положительной установки на обучение;
приобретение навыков работы с трудными подростками на основе индивидуального подхода и создания положительных установок школьников на обучение;
воспитание устойчивого интереса и любви к работе учителя права;
ознакомление с передовым педагогическим опытом, накопленным учителями права (обществознания), и с современным состоянием учебно-воспитательной работы в общеобразовательных учебных заведениях.
Организация учебно-воспитательной практики.
Педагогическая практика студентов заочного отделения факультета правового образования проводится на пятом курсах в течение 9 недель. Педагогическую практику студенты проходят в общеобразовательных учреждениях. Практиканты проводят уроки по праву в рамках обществознания в 9-11 классах и работают в качестве классного руководителя в одном из прекрипленных классов.
До начала педагогической практики студент должен повторить теоретический материал по психологии, дидактике, теории воспитания, методике преподавания права, методике воспитательной работы, школьной
гигиене. В основу учебно-воспитательной практики в школе должен быть положен анализ учебного плана школы, стандарт правового образования в основной и средней школе, программы по праву, программы воспитательной работы со школьниками и работы с трудными подростками.
Студенты изучают постановку учебно-воспитательной работы в школе, расписание уроков и внеклассных мероприятий, план работы школы по различным направлениям деятельности. Они знакомятся с администрацией школы и педагогом-наставником.
Критерии оценки результатов педпрактики.
1. Теоретическая и методическая подготовленность по предмету.
2. Степень усвоения общепедагогических умений.
3. Качество проведения уроков.
4. Активное участие во внеклассной работе с учащимися.
5. Отношение к педагогической профессии (любовь к детям, интерес к
работе, установление контакта с учащимися, активность в обсуждении
учебно-воспитательной работы и ее результатов, работа с трудными
подростками).
6. Качество отчетной документации.
В случае невыполнения требований, предъявляемых к практикантам, они могут быть отстранены от прохождения педпрактики. Студентам, отстраненным от прохождения педпрактики, получившим неудовлетворительную оценку по итогам практики или пропустившим педпрактику по неуважительной причине или по болезни, по решению Совета факультета назначается повторное прохождение учебно-воспитательной практики.
По окончанию педпрактики студенты сдают методисту:
1. Индивидуальный план учебно-воспитательной практики,
утвержденный учителем предметником.
2. Три конспекта проведенных уроков, проверенные учителем-предметником
заверенные его подписью
3. Дневник педагогической практики.
4. Самоанализ одного из уроков, проведенного практикантом на который сдан
конспект.
5. Протокол урока, посетившего студентом и анализ данного урока.
6. Характеристику-отзыв на студента учителя - предметника,
7. Содержащую рекомендуемую оценку, подписанную директором школы,
8. Конспекты классного мероприятия, проведенного студентом, его
самоанализ.
9. Характеристику-отзыв на студента классного руководителя с
рекомендуемой оценкой, подписанную директором школы, классным
руководителем и заверенную печатью школы
10.Текстовой отчет о педпрактике с выводами и предложениями. Содержание учебно-предметной практики.
1. Работа практиканта как учителя-предметника:
знакомство с основными звеньями управления учебно-воспитательным процессом и работой педсовета;
изучение постановки учебно-воспитательной работой школы;
анализ учебной и внеклассной работы по предмету (качество знаний, анализ документации), посещение уроков, факультативных'занятий по праву, курсов по выбору, занятий предметного кружка и др.;
самостоятельная разработка и проведение системы уроков по праву в соответствии с планом учителя;
2. Воспитательная работа студента-практиканта как классного
руководителя строится на основе обеспечения соответствия содержания,
методов и приемов с возрастными и индивидуальными особенностями
школьников. Она включает:
проведение воспитательных мероприятий по правовой тематике; совместную работу с социальным педагогом или зам.директором по воспитательной работе с трудными подростками;
оказание помощи инспектору по делам несовершеннолетних;
Рекомендуемая литература.
Болотина Т. В. Культура мира, права человека./УОсновы государства и права, 2003, №4.
Бусурин С. В. Право и ответственность./ЛЭсновы государства и права, 2002, № 4-6, 2003, № 1-4..
Волобуев О. В. Политическая история современной России на уроках. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2002, №1.
Вяземский Е. Е. «Я - гражданин России». //Основы государства и права, 2002, №1.
Ермошкина Л. В. «Мозговая атака» по основам правовых знаний. //Основы государства и права, 2002, № 5.
Жеругов Р.Т. Активные технологии преподавания и изучения теории государства и права. - М., 2000.
Коваленко Н. С. и др. Дискуссии на уроках обществознания и граждановедения. - Обществознание в школе, 2000, №2. Изучение курса «Человек и общество». Поурочные методические рекомендации. - Обществознание в школе, 1999, №1-7, 2000, №1-6.
Кравченко А. И. Задачник по обществознанию. 8-9 классы. - М., 2001. Лабезников А.Ю. Единый государственный экзамен 2002. Контрольные измерительные приборы. Обществознание. - М., 2002.
Мельникова Э. Б. Толковый юридический словарь школьника для 7-11 классов. - М., 2000.
Методика преподавания правовых дисциплин. /Болотова Е. Л. - М., 1999.
Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». Пособие для учителя 8-9 классов. - М., 1999.
Морозова B.C. Современные педагогические технологии в области правового обучения. //Вестник международного юридического института при МЮ РФ, №2, 2001.
Московская городская олимпиада школьников по праву. // Основы государства и права, 2004, №2.
Налоги и налоговая политика. (Учителю на урок). - Обществознание в школе, 2000, №2.
Никитин А. Ф., Суворова Н. Г. Правовое образование в вопросах и заданиях. - Преподавание истории в школе, 1997, №8, 1998, №1.
Оценка качества подготовки учеников средней школы по обществознанию. - М., 2001, 2002, 2003.
Певцова Е. А. Изучение темы «Закон и власть» на уроках обществознания в основной школе. = Преподавание истории и обществознания в школе, 2000, № 1.
Певцова Е. А. Обществознание: 8-9 классы. Книга для учителя с поурочным планированием. - М., 2002.
Пособие по гражданскому образованию. Для педагогов и работников образования. //Под ред. Н. Воскресенской, И. Фрумина. -М., 2000. Права человека. Книга для учителя. 4.1. 4.2. - М., 2001.
Права человека. Книга для чтения. 4.1, 2, 3. 5-9 классы. - М., 2001.
Права человека. Методика преподавания в школе (9-11 кл.) // Сост. И. В. Бочаров, О. Г. Погонина, Т. Е. Помадова, А. Б. Суслов, А. Г. Цуканов. -Пермь, 2000.
Право: законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей: хрестоматия для 9-11 классов. - Екатеринбург, 1999.
Практикум по курсу «Основы правовых знаний». Пособие для учащихся 8-9 классов. - Екатеринбург, 1999.
Пронькин В. Н. Гутников А. Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. - СПб., 2000.
Салыгин Е. Н. Основы правовых знаний. // Основы государства и права, 2003, № 5, 6, 2004,. № 1-3.
Современные методы преподавания права и других общественных дисциплин в школе. / Цикл учебных видеофильмов. Фильмы 1-6, 7-12. -2000. Сухарев-Дервиз К., Пискунова Т. Н. Международное гуманитарное право. Учебные материалы к курсам права и обществознания. - Преподавание истории и обществознания в школе, 2000, №1.
Ягофаров Д. А. Ювенальное право. // Основы государства и права, 2002, №4, 2003, № 1-6, 2004, №1.
Ягофаров Д. А. Права детей - права будущего взрослого. Методические
материалы к курсам «Права человека», «Право» («Правоведение»), «Теория и методика обучения праву» и «Ювенальное право» для учителей (преподавателей) права). //Основы государства и права, 2004, № 2, 3.
Ягофаров Д. А., Румянцева В. А. Ювенальное право. //Основы государства и права, 2003, №:6.