№ п/п | Названия орфографических тем, орфограмм, принципов орфографии | Общие и частные опознавательные признаки орфограмм (то, что распознают учащиеся) |
| Безударные гласные в корне слова Проверяемые – морфологический (фонематический) принцип, непроверяемые - традиционный | Ø Безударность, отсутствие ударения на корневом гласном; Ø Гласные а, о, и, е как наиболее «опасные»; Ø Место в слове: гласный находится в корне слова |
| Звонкие и глухие согласные в корне слова Проверяемые – морфологический (фонематический) принцип, непроверяемые - традиционный | Ø Согласные, образующие пары «звонкий/глухой»: б/п, г/к, в/ф, д/т, з/с, ж/ш; особое внимание сочетаниям согласных: «загадка», «просьба»; Ø Место в слове (в корне); Ø Место в корне (на конце корня или всего слова) |
| Непроизносимые согласные в корне слова Морфологический (фонематический) принцип | Ø «Опасные»звукосочетания (буквосочетания) – «снт/сн»; Ø место в слове (в корне) |
| Разделительный ь Правило графики – один из способов обозначения звука [j] и мягкости согласного перед ним | Ø наличие звука [j] после мягкого согласного; Ø наличие гласных букв е, я, ё, ю или звуков [э], [а], [о], [у] |
| Разделительный ъ Правило графики и морфологический принцип | Ø наличие звука [j] после согласного; Ø наличие гласных букв я, ё или звуков [э], [а], [о]; Ø место орфограммы: после приставки. Оканчивающейся на согласный, на стыке приставки и корня |
| Раздельное написание предлогов, слитное – приставок Принцип дифференцирующих написаний и морфологический принцип | Ø наличие предлога/приставки типа по, на, за, в, с, над, под и т. п. (дети должны запомнить эти предлоги/приставки); Ø часть речи – глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению |
| Заглавная буква в именах людей, названиях городов, рек, и др. собственных именах существительных Принцип дифференцирующих написаний | Ø место в слове: первая буква; Ø значение слова: имя, фамилия человека, кличка животного, название города, реки, моря … |
| Заглавная буква в начале предложения («сигнал» его начала) Принцип дифференцирующих написаний | Ø место в слове: первая буква; Ø место в предложении: первое слово |
| Буквы и, а, у после шипящих (сочетания «жи», «ши», «ча», «ща», «чу», «щу») Принцип традиционный | Ø наличие в словах звуков, обозначаемых буквами ж, ш, ч, щ, наличие их сочетания с гласными |
| Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих Принцип дифференцирующих написаний | Ø наличие на конце слова шипящих согласных ж,ш,ч,щ; Ø часть речи: имя существительное; Ø мужской род – женский род |
| Правописание безударных гласных е, и в падежных окончаниях имен существительных Морфологический (фонематический) принцип | Ø место орфограммы – в окончании; Ø наличие гласного е/и в окончании; Ø часть речи: имя существительное |
| Правописание окончаний имен прилагательных «-ого», «-его» (родительный падеж) Морфологический принцип | Ø наличие звукосочетаний [овъ] (вариант с ударением) и [ьвъ] (безударный вариант); Ø место орфограммы (на конце слова, в окончании); Ø часть речи: имя прилагательное |
| Правописание безударных личных окончаний глаголов I и I I спряжения в наст. и буд. Временах: в 3-м лице множ. ч. – у/а, ю/я (окончания “-ут/-ют”, “-ат/-ят”), в других формах е/и (окончания “-ешь, - ет, -ем, -ете” и “-ишь, -ит, -ите”) Морфологический (фонематический) принцип | Ø место орфограммы (в окончании); Ø часть речи: глагол; Ø отсутствие ударения на окончании; Ø наличие окончаний «-ут/-ют», «-ат/-ят», «-ишь/-ешь» и др.; Ø настоящее или будущее время (не прошедшее – оно проверяется иным способом) |
6. Система работы по развитию речи в начальных классах
Класс | Программный материал | Изложение | Сочинение |
| | 1. Изложение текста по вопросам к каждому предложению, по картинному плану | 1. Составление рассказа по серии картинок и по вопросам |
2. Изложение по обобщенным вопросам и опорным словам | 2. Составление рассказа по обобщенным вопросам (по впечатлениям, наблюдениям) |
| | 1. Подробное изложение текста-повествования по заданному плану и опорным словам | 1. Сочинение текста по серии сюжетных картинок по заданному плану |
2. Изложение текста-повествования по коллективно составленному плану | 2. Сочинение текста-повествования по заданному плану |
3. Изложение текста-описания (выборочное) по коллективно составленному плану | 3. Сочинение по картине (текст-описание) по коллективно составленному плану |
4. Подробное изложение текста-описания по коллективно составленному плану | 4. Сочинение текста-повествования с элементами описания по коллективно составленному плану (отредактированному плану) |
| | 1. Изложение текста-повествования с творческим заданием (дописать, начало, концовку, основную часть) по коллективно или самостоятельно составленному плану | 1. Сочинение текста-повест-вования по заданному нача-лу, концовке или основной части по коллективно или самостоятельно составленному плану |
2. Изложение текста делового стиля по коллективно или самостоятельно составленному плану | 2. Сочинение текста- описания по коллективно или самостоятельно составленному плану |
3. Изложение текста-повествования с элементами рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану | 3. Сочинение текста-повест-вования с элементами рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану |
4. Изложение текста-рассуждения по самостоятельно составленному плану | 4. Сочинение по текста-рассуждения по самостоятельно составленному плану |