Методы обучения по характеру познавательной деятельности

В этой классификации (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) методы делятся по уровню творческой, активной, исследовательской учебной деятельности. На одном полюсе находится метод репродуктивный, на другом - метод исследовательский. Слово, образ, действие (из предыдущей классификации) выступают здесь как средство обучения, материальная основа. Любой метод — лекцию, демонстрацию, лабораторную работу — можно построить традиционно и проблемно.

Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что преподаватель сообщает знания, а учащийся воспринимает, осознает, запоминает. Ему соответствует репродуктивный метод, который состоит в том, что преподаватель организует формирование умений на основе знания, а учащийся воспроизводит, повторяет, отрабатывает умения.

Проблемное изложение заключается в том, что преподаватель ставит проблему, показывает путь ее решения, а учащийся усваивает логику решения. Частично-поисковый метод включает учащихся в решение проблемы. Исследовательский метод предполагает, что учащиеся под руководством преподавателя решают проблемы, организуют эксперимент и используют другие средства учебного поиска.

Методы обучения по характеру познавательной деятельности - student2.ru

Методы обучения по характеру познавательной деятельности - student2.ru

РЕКОМЕНДАЦИИ

ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ, ЗАДАВАЯ ВОПРОСЫ:

* Продумайте и объясните учащимся цель, с которой задаете вопрос.

* Используйте слова, понятные ученикам. Следите, чтобы вопросы были краткими и точными.

* Убедитесь, что задаваемый вопрос поможет школьникам выработать определенный навык.

* Дайте ученикам время на обдумывание вопросов.

* Будьте внимательны к несловесным реакциям учащихся на ваш вопрос. Озадаченный вид, насупленные брови скорее всего означают, что вас не поняли.

* Сначала задайте вопрос, потом назовите ученика, которому предстоит на него отвечать. Лучше всего, когда опрос проходит при активном участии всех школьников.

* Школьник пытается ответить на вопрос, но не находит нужных слов, запинается. Не прерывайте его, постарайтесь наводящими вопросами подсказать нужный ответ.

* Если учащийся правильно ответил на вопрос, задайте ему следующий, но более сложный.

* Если учащийся ответил неправильно, не решайте сразу, что он не знает ответ, а попробуйте перефразировать вопрос. Неправильный ответ может быть следствием плохо заданного вопроса, а не незнания отвечающего.

* Фиксируйте на бумаге ответы каждого ученика, анализируйте сильные и слабые стороны вопросов.

* Дайте учащимся возможность самим составить вопросы по прочитанному ими материалу, а затем задать их друг другу. Качество этих вопросов и используемый для их составления словарный запас дадут ценную информацию об уровне понимания и мыслительных навыках школьников.

* Если не боитесь, то попросите школьников оценить вопросы учителя. Прислушайтесь к ученику, который скажет: “Это глупый вопрос!”

* Позволяйте детям пропускать свою очередь при ответах на вопросы.

Обсуждение и уточнение ответов, данных учениками, — естественное продолжение хорошо заданного вопроса, поэтому непременно предусматривайте обсуждения во время опросов.

ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ, КОГДА ЗАДАЕТЕ ВОПРОСЫ:

Задавать вопросы:

- по всему материалу, который изучен ребенком;

- слишком подробные, докапывающиеся до малейших деталей;

- угрожающие, обвиняющие или критикующие детей;

- вторгающиеся в сокровенные тайны ребенка;

- на которые он заведомо не сможет ответить, и это известно и ему, и вам.

НИКОГДА НЕ СЛЕДУЕТ:

- прибегать к сарказму при постановке вопроса или при прослушивании ответов;

- дразнить учеников вопросами, докучать им;

- заставлять ученика отвечать, давить на него;

- говорить ученику, что он неправильно ответил, а вот его сосед по парте ответил правильно;

- напоминать ребенку о прежних неудачах при ответах на вопросы;

- говорить ученикам, что неправильный ответ - это беда и что они обречены на дальнейшие провалы, если не смогут ответить сейчас. Важнее знать, почему ученик не смог ответить на вопрос, а не только констатировать неудачу.

По материалам исследований при Государственном Университете Буффало, США

//Журнал “Директор школы”.1998. №4 .- С.47-48.

Наши рекомендации