Модель профессионального стандарта с позиций функциональной системы деятельности
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Под редакцией: Я.И. КУЗЬМИНОВА
В.Л. МАТРОСОВА,
В.Д. ШАДРИКОВА
Общие замечания
Настоящий профессиональный стандарт педагогической деятельности разработан в соответствии с федеральной целевой программой развития образования на 2006–2010 годы.
Он является первым опытом создания профессиональных стандартов в области образования. Стандарт разработан с позиций компетентностного подхода.
♦ При определении компетенций и компетентностей были проведены следующие уровни анализа:
• выявление требований к профессиональным качествам педагога, вытекающим из педагогической теории;
• определение состава компетенций, вытекающих из требований психологической теории системогенеза деятельности;
• выделение требований к профессиональным качествам педагога, содержащихся в действующих образовательных стандартах по направлениям и специальностям подготовки педагогического профиля;
• определение состава компетенций на основе опроса студентов и учителей, а также преподавателей педагогических вузов;
• определение требований к выпускникам вузов и работающим педагогам, формулируемых директорами школ и работниками системы управления образованием (работодателями).
Определения:
Деятельность – человеческая форма активности, выражающаяся в целенаправленном преобразовании им природной и социальной действительности.
Педагогическая деятельность – один из видов деятельности, выражающийся в целенаправленном развитии обучающегося, овладении им основами культуры, всестороннем развитии его способностей.
Педагогическая деятельность – как совместная предполагает «субъект-субъектные отношения» в процессе деятельности. Педагог и обучающийся выступают как равнозначные субъекты педагогического процесса.
Профессиональный стандарт – система требований к работнику, определяющая возможность занять определенную должность, быть допущенным к определенной деятельности.
Компетентность и компетенции
Компетентность – новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Компетенции – опредмеченные в деятельности компетентности работника; круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав.
Компетенции относятся к деятельности, компетентность характеризует субъекта деятельности. Компетентность не противостоит знаниям, умениям, способностям и личностным качествам. При определенных условиях знания, умения, способности и личностные качества могут рассматриваться с позиций профессиональной компетентности.
Модель профессионального стандарта с позиций функциональной системы деятельности
Под профессиональным стандартом педагогической деятельности будем понимать систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности.
Проведенные исследования, содержание которых изложено в развернутом отчете, позволяют сформулировать требования профессионального стандарта педагогической деятельности. Можно утверждать, что эти качества сводятся к знаниям, умениям, способностям и личностным характеристикам работника, которые в своих интегральных проявлениях лежат в основе профессиональной компетентности. Таким образом, мы можем сказать, что профессиональный стандарт педагогической деятельности представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности), позволяющим в своей целостности занятия педагогической деятельностью и определяющим успех в этой деятельности.
Требования к компетентности педагога будут определяться функциональными задачами, которые он должен реализовывать в своей деятельности. Иными словами, для реализации определенных функциональных задач (профессиональных компетенций) педагог должен обладать определенной компетентностью.
Установление содержания профессиональной компетентности обосновывается с позиций психологической теории деятельности, точнее, с позиций психологической функциональной системы деятельности, которая в общем виде описывает основные функциональные задачи любой деятельности. На этой основе систему компетенций можно представить в виде модели, изображенной на рис. 1.
♦ Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать следующие компетентности педагога:
– компетентность в мотивации учебной деятельности ученика;
– компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока;
– компетентность в целеполагании учебной деятельности;
– компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении;
– компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность);
– компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач;
– компетентность в разработке программ деятельности и поведения;
– компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:
• компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче;
• компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности);
• компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.
Представленный макет профессионального стандарта может конкретизироваться по уровням образования в соответствии с возрастными особенностями ученика, типом и видом учебного заведения, особенностями педагогической теории, лежащей в основе организации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.
Ниже приводится развернутая характеристика базовых компетентностей с указанием их качественных показателей оценки.
Таблица 1