Модель образовательной системы социальной ориентации
Педагогическая цель: личность, осознающая и принимающая ценности человеческого общества, свободы, демократии,
o строящая свои отношения на принципах равноправия и ненасилия;
o социально активная и законопослушная;
o знающая и защищающая права и свободы человека;
o способная участвовать в творческом преобразовании действительности.
Технологии:
o коллективно-творческая деятельность;
o участие в детском молодежном движении;
o игровые, клубные технологии;
o социального проектирования;
o формирования политического и экономического мышления;
o формирования навыков трудовой деятельности.
В большинстве своем образовательные технологии систем социальной ориентации одновременно являются и технологиями сотрудничества, которые определяются как технологии совместной развивающейся деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Педагоги и обучающиеся действуют в этом процессе вместе, будучи сотоварищами и партнерами. Принципы, методики взаимодействий в этой технологической цепочке распространяются на все виды отношений между обучающимися, преподавателями и руководителями, окружающей социальной средой. Ключевыми звеньями технологии сотрудничества являются взгляд на личность как цель образования, гармонизация и демократизация образовательно-педагогических отношений. Основные принципы этой технологии:
o учение без принуждения, приоритет положительного стимулирования;
o право ребенка на ошибку, свободный выбор, собственную точку зрения;
o успешность, мажорность в общении и обучении;
o формирование положительной Я-концепции (основа внутреннего механизма стимулирования личности);
o превращение школы Знания в школу Воспитания;
o сочетание коллективного и индивидуального воспитания и др.
Современные технологии сотрудничества мы встречаем при знакомстве с системами педагогов-новаторов: развитие творческих способностей, по И.П. Иванову, коллективный способ обучения (КСО), гуманно-личностная технология, по Ш.А. Амонашвили, преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета, по Е.Н. Ильину, и многие другие.
Наиболее плодотворными в системе дополнительного образования являются хорошо известные технология И.П. Иванова или “орлятская педагогика”, а также технология коллективной творческой деятельности.
Технология коллективно-творческой деятельности – это система философий, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Ее цель – раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.
Разработана в России И.П. Ивановым и его единомышленниками в конце 50-х гг.
Основной содержательной единицей этой технологии является коллективно-творческое дело (КТД), которое включает заботу о себе, о друге, о своем коллективе, о близких и далеких людях, об обществе и государстве в конкретных практических социальных ситуациях. Алгоритм КТД: поиск объекта конструктивного приложения, целеполагание, организация дела, прогнозирование и планирование, реализация задуманного, аналитико-рефлексивная деятельность, последействие (реализация решений). Основные применяемые методики – мозговой штурм, психолого-педагогические разбивки по группам, организационно-деятельностные и деловые игры, свободные творческие дискуссии. Примечательна система оценивания результатов творчества: похвала за инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами, самодельными подарками; присвоение званий, статуса и т.п.
Эта технология своим воспитательным потенциалом в Самарской области охватывает учреждения образования городов Октябрьска, Отрадного, Владимирской и Максимовской школ Хворостянского района, школы № 22 г. Самары. Организаторы, овладевшие этой технологией – Краснова Е.Г. – старший методист Самарского Дворца детского и юношеского творчества, Чмыр Н.И. – директор Владимирской школы, Рыбакина Т. Н. – зам. директора школы №22 г. Самары, Тарасова Е.Е. – методист Центра внешкольной работы г. Октябрьска. Они на практике доказывают преимущества коллективных способов воспитания, которые являются мощными оптимальными средствами индивидуального воздействия на детей.
Принципы технологии коллективно-творческой деятельности:
o приоритет успешности обучаемого (“Каждый ребенок талантлив”);
o учет субъектности (самости) личности ребенка;
o приоритет этических ценностей над информированностью (главные ориентиры: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство и т.д.);
o гуманизация, сотрудничество, демократия, партнерство ;
o коллективная и общественно значимая деятельность и др.
Игровые технологии – это технологии, в основу которых положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. Педагогическая игра, как основная единица этой технологи, одновременно может иметь свои педагогические цели и задачи, но в то же время предусматривает спонтанный выход играющих за поле заранее намеченных педагогических установок и дальнейшую игровую импровизацию обучающихся и педагога. Механизм усвоения предполагаемых установок связан с учетом различных ролевых позиций, заранее принимаемых условий.
Игровая технология как социально-психологический феномен в теории имитации является оригинальной ненасильственной технологией, а также техникой освоения культуры человечества.
Чаще всего классификация педагогических игр встречается
по применению области деятельности: интеллектуальные, психологические, физкультурные, социально-педагогические и другие;
по игровой методике: сюжетные, ролевые, организационно-деятельностные игры (ОДИ), деловые, имитационные, психодраматические и др.;
Основные принципы игротехнологии:
o природо- и культуросообразность образовательного процесса;
o состязательность, организация здоровой конкуренции;
o умение моделировать, имитировать, драматизировать;
o демократизация образовательного процесса;
o толерантность, конструктивность, свобода деятельности, эмоциональная приподнятость играющих сторон и другие.
В настоящее время наибольшую поддержку, систематизацию и распространение игровых технологий в образовательных учреждениях области получила программа Федерации детских организаций “Игра – дело серьезное” (руководитель программы Фришман И.И.), областная программа по обучению педагогов и проведению областных игровых акций “Играем роль – играем жизнь” (руководитель программы Майстровский Ю.Р.) и программа проведения областных соревнований и фестивалей “Непоседа” (руководители – Краснова Е.Г., Иванова Н.А.), а также областного лагеря ролевых игр (руководители Иванова Н.А., Шадрин И.Л.).
Почти все школы раннего развития, школы дошкольника при образовательных учреждениях области активно используют технологии развивающих игр по Б.П. Никитину. Большой опыт в этом направлении имеется у педагогического коллектива дошкольного колледжа “Гармония” (Самарский Дворец детского и юношеского творчества) и школы раннего развития (Центр внешкольной работы “Поиск” Октябрьского района г. Самары).