Методические указания для преподавателей
УТВЕРЖДЕНО
На заседании кафедры
«Уголовного процесса и криминалистики»
Протокол № 10 от 16 июня 2006 года
Зав. кафедрой ___________З.З.Зинатуллин
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине «Уголовно-процессуальное право»
специальность «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс разработан | Учебных часов по плану: |
Старшим преподавателем | Всего 173, в том числе |
Хубатуллиной А.К. | лекций 38 |
семинарских 13 | |
самостоятельная работа 110 | |
для студентов всех форм обучения | |
Стерлитамак, 2006
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» (для студентов всех форм обучения юридического факультета БашГУ). – Стерлитамак, 2006. - 107 с.
Издается по решению кафедры Уголовного процесса и криминалистики Стерлитамакского филиала БашГУ (протокол № 10 от 16.06.2006г.)
Составитель: Хубатуллиной А.К. старшим преподавателем кафедры «Уголовного процесса и криминалистики»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ОПД. Ф.12
Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)
Сущность и основные понятия уголовного процесса; уголовно-процессуальное право; источники; принципы уголовного процесса; субъекты уголовного процесса; доказательства в уголовном процессе; общие положения и источники доказательств; процесс доказывания и меры уголовно-процессуального принуждения; возбуждение уголовного дела; предварительное следствие и дознание (общие условия); следственные действия; приостановление расследования; окончание расследования; подсудность уголовных дел; назначение судебного заседания; судебное разбирательство; кассационное производство; исполнение приговора; производство в порядке надзора; производство по вновь открывшимся обстоятельствам; особенности производства в суде присяжных; производство по делам несовершеннолетних; производство по применению принудительных мер медицинского характера; протокольная форма досудебной подготовки материалов; возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда; основы уголовного процесса в зарубежных странах.
Введение
Знание об уголовно-процессуальной деятельности государственных органов и иных участников позволяет изучающим быть в курсе современных судопроизводственных процессов, а также разговаривать на одном языке с органами суда, прокуратуры, следствия, милиции и другими правоохранительными органами России.
Уголовный процесс - один из юридических предметов, базисом которого является, в основном, федеральные законы и другие положения, прошедшие эпохальные испытания. Уголовно-процессуальные институты: о задержании подозреваемых; поводы и основания для возбуждения уголовного дела; о функции судебно-следственных и прокурорских органов, а также о направлении и объеме деятельности выполняющих дознание, о присяжных заседателях и защите в уголовном судопроизводстве, прошли кардинальное реформирование еще во второй половине XIX века, после отмены крепостного права.
Закономерно, что настоящий период реформ в России потребовал восстановления в уголовном процессе института о судах присяжных заседателей - 1993, о мировых судьях - 2000 г. все это позволяет с уважением говорить о докториально-правовом базисе предмета, который предстоит изучать, - изучая, увеличить мировоззрение, познать интересную социальную практику уголовно-процессуальной деятельности современного уровня правового становления России.
Уголовный процесс детально урегулирован в законе. Уголовно-процессуальное право относится к числу юридических дисциплин, для познания которых необходимо специальное усвоение не только сведении о содержании соответствующего законодательства, но и международных соглашений, подзаконных актов и комментариев к ним, а также сведений о практике применения соответствующих правовых предписаний.
Основной формой подготовки студентов является самостоятельная работа, доля которой в учебном процессе увеличивается в соответствии с письмом Минобразования РФ от 27 ноября 2002 года «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений». Она должна носить творческий поисковый характер. Самостоятельная работа с нормативными и иными литературными первоисточниками должна занимать не меньше времени у обучающегося по сравнению с регулярными формами обучения. Семинарские занятия служат трибуной для дискуссий, обмена мнений и анализа допускаемых на практике ошибок и правонарушений. Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех студентов. Поэтому имеется возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать альтернативные точки зрения и отстаивать их, анализировать практику применения законодательства по рассматриваемому вопросу. Самостоятельная работа предполагает, изучение руководящей и специальной литературы, законодательства, освоение лекционного курса при подготовке, написании контрольных, курсовых работ, изучение и обобщение материалов практики, непременное участие студентов, научных исследованиях, кружках, конференциях, дискуссиях, деловых играх, олимпиадах. Все эти занятия имеют своей целью и задачей:
1. Образовательные:
- усвоение теоретических вопросов дисциплины и науки уголовного процесса;
- усвоение действующих норм законодательства, их назначение, условие и порядка применения;
- изучение зарубежного опыта по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений
2. Практические:
- умение квалифицированно применять нормы уголовно-процессуального права при расследовании преступлений, судебном разбирательстве, и исполнении приговора по конкретным уголовным делам;
- развитие навыков по выявлению причин и условий способствующих к совершению преступления;
3. Воспитательные:
- выработка научного мировоззрения по вопросам места и роли уголовно-процессуальных средств в борьбе с преступностью;
- развитие убежденности в необходимости соблюдения требований законности при расследовании уголовных дел при осуществлении правосудия.
Данный учебно-методический комплекс предназначен для студентов III курса дневной формы обучения IV курса заочной формы обучения юридического факультета. Использование программы в учебном процессе позволяет студенту получить целостное представление о содержании курса, а также эффективно готовиться к практическим занятиям.
В конце семестра по Общей части сдается зачет, при окончании курса экзамен по Общей и Особенной части.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«Уголовно-процессуальное право»
Темы занятий | Количество часов | Форма контроля самост. работы | ||
Лек ции | Семинары | ССам. работа | ||
Общая часть 1.Сущность, значение задачи и основные положения уголовного процесса | Проверка конспектов | |||
2. Уголовно-процессуальное право и законодательство | Проверка конспектов; устный опрос | |||
3. Принципы уголовного процесса | Проверка конспектов; устный опрос | |||
4. Участники уголовного судопроизводства | Проверка конспектов; устный опрос | |||
5. Доказывание и доказательства в уголовном процессе | Проверка конспектов; устный опрос | |||
6. Меры уголовно-процессуального принуждения | Проверка конспектов; устный опрос | |||
7. Ходатайства и жалобы. | Проверка конспектов; устный опрос | |||
8. Уголовно-судопроизводственные документы, сроки и процессуальные издержки | Проверка конспектов; устный опрос | |||
9. Реабилитация в уголовном процессе | Проверка конспектов; устный опрос | |||
Особенная часть 10. Производство в отдельных стадиях уголовного процесса. До судебное производство. Возбуждение уголовного дела. | Проверка конспектов | |||
11. Предварительное расследование. Общие условия. | Проверка конспектов; устный опрос | |||
12. Предварительное следствие. Дознание как вид досудебного производства. | устный опрос | |||
13. Следственные действия. | Проверка конспектов; устный опрос | |||
14. Привлечение лица в качестве обвиняемого. | Проверка конспектов; устный опрос | |||
15. Приостановление и возобновление предварительного расследования. | Проверка конспектов; устный опрос | |||
16. Окончание предварительного расследования. | Проверка конспектов; устный опрос | |||
17. Судебное производство. Общий порядок подготовки к судебному заседанию. Предварительное слушание. | Проверка конспектов; устный опрос | |||
18. Судебное разбирательство. Особый порядок судебного разбирательства. | Проверка конспектов; устный опрос | |||
19. Особенности производства у мирового судьи. | Проверка конспектов; устный опрос | |||
20. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей. | Проверка конспектов; устный опрос | |||
21. Апелляционное и кассационное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу. | Проверка конспектов; устный опрос | |||
22. Исполнение приговора, постановления, определения суда. | Проверка конспектов; устный опрос | |||
23. Производство в надзорной инстанции. | Проверка конспектов; устный опрос | |||
24. Возобновление производства по уголовному делу в виду новых или вновь открывшихся обстоятельств. | Проверка конспектов; устный опрос | |||
25. Особое производство. Производство по делам в отношении несовершеннолетних. | Проверка конспектов; устный опрос | |||
26. Производство по применению принудительных мер медицинского характера. | Проверка конспектов; устный опрос | |||
27. Особенность производства в отношении отдельных категорий физических лиц. | Проверка конспектов; устный опрос | |||
28. Основные положения международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. | Проверка конспектов; устный опрос | |||
Итого: |
Методические указания для преподавателей
Курс уголовного процесса состоит из общей и особенной частей и изучается на протяжении двух семестров. В IV семестре студенты изучают Общую часть (темы с 1 по 8 включительно), в V семестре - Особенную часть. Деление курса на общую и особенную части носит условный характер и продиктовано в основном учебно-методическими целями. Фактически же положения, изучаемые в той или другой частях, тесно взаимосвязаны. Поэтому нельзя изучать конкретные стадии уголовного процесса, не усвоив понятие стадий уголовного судопроизводства в целом. Вряд ли есть смысл приступить, например, к изучению стадии пересмотра не вступивших в законную силу судебных актов, не разобравшись, в сущности, и содержании судебного разбирательства в суде I инстанции. При изучении норм Особенной части приходится постоянно обращаться к общим положениям, сформулированным в нормах Общей части. Вместе с тем без ознакомления с материалами всего курса и структурой уголовного процесса студент будет испытывать затруднения при изучении положений Общей части. В связи с этим рекомендуется в начале учебного процесса прочитать весь учебник, чтобы иметь общее представление о структуре уголовного процесса и его отдельных стадий, а затем вернуться к изучению тем, составляющих Общую часть курса. Отсюда следует вывод о том, что нужна постоянная и строгая последовательность в изучении предусмотренного программой учебного материала.
В конце семестра сдается зачет по Общей части, а в конце V семестра - экзамен по всему курсу, включая Общую и Особенную части. Экзамен является подведением итога изучения теории уголовного процесса, уголовно - процессуального законодательства и практики. Подготовка к экзамену требует максимальной концентрации воли и внимания, напряжения физических и интеллектуальных сил, аналитического подхода к учебному материалу курса.
В период подготовки к экзамену студентам необходимо систематизировать всю совокупность знаний, полученных как по уголовному процессу, так и по другим смежным учебным дисциплинам (по уголовному праву, судоустройству и правоохранительным органам и т.д.).
О достаточной степени готовности к экзамену обычно свидетельствуют: 1) свободное владение уголовно - процессуальной терминологией;
2) наличие системного представления о сущности и содержании уголовного судопроизводства;
3) знание международных актов, политико-правовых документов, известных ученых и их основных работ по уголовному процессу;
4) ориентация в принципиальных дискуссионных точках зрения уголовно - процессуальной теории;
5) знание и умение применять уголовно-процессуальное законодательство;
6) осведомленность о состоянии уголовно - процессуальной практики;
Экзамены студенты сдают по билетам, составляемым на основе программы по уголовному процессу. Ответы на вопросы билетов должны быть ясными, логичными, конкретными и полными. При ответах студенты могут высказывать свою точку зрения, использовать статистические и социологические данные, обращать внимание на дискуссионные вопросы и проблемы совершенствования уголовно-процессуального законодательства. Студенты должны показать на экзамене свою способность к творческому мышлению, умение и навыки применения конкретных уголовно-процессуальных норм в различных жизненных ситуациях. В связи с этим студентам следует заранее продумать и привести при ответе один-два примера из практики.
Студент должен:
1. Проработатьрекомендованную литературу;
2. Рассмотретьисторию становления и развития изучаемого вопроса на основе анализа прежнего и действующего уголовно-процессуального законодательства;
3. Реферироватьуказанные преподавателем решения Конституционного Суда РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам уголовного процесса;
4. Изучатьархивные уголовные дела и опубликованную в журналах, газетах, сборниках практику по вопросам уголовного процесса;
5. На основе анализа уголовно-процессуального законодательства моделировать рекомендуемые преподавателем процессуальные решения и действия, а также стадии уголовного процесса.
Предлагаемые планы практических занятий содержат узловые вопросы, литературу, практические задания и темы для контрольных работ.
При подготовке к практическим занятиям по каждой теме студент должен кропотливо работать по усвоению первоисточников: международных актов, политико-правовых документов РФ, Конституции РФ, уголовно-процессуальных и иных законов. В уяснении буквы и духа законов несомненную помощь окажут решения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, приказы и инструкции Генерального прокурора РФ, Министра внутренних дел РФ. Вестники (бюллетени) этих органов содержат анализ следственной и судебной практики как в обобщенном, так и в конкретном виде. Систематизированная следственная и судебная практика находится в различного рода сборниках и журналах. Лучшему усвоению содержания курса способствует регулярное ознакомление с трудами, публикуемыми в журналах: «Государство и право», «Правоведение», «Законность», «Законодательство», «Российская юстиция», «Российский юридический журнал», «Следователь», «Прокурорская и следственная практика» и др.
Желательно, чтобы студент при подготовке к занятию обращался к научной литературе. Особое значение сейчас приобретает ознакомление с научными статьями, ибо только они оперативно анализируют и показывают изменения в законодательстве. Однако их изучение должно базироваться на трудах известных российский процессуалистов XIX и XX вв. Студентам необходимо знать имена и труды Н.С.Алексеева, Л.Б. Алексеевой, В.П. Божьева, С.И.Викторского, Т.Н.Добровольской, А.М.Ларина, В.З.Лукашевича, П.А.Лупинской, В.П.Нажимова, Н.Н.Полянского, И.Л.Петрухина, В.М.Савицкого, М.С.Строговича, Я.И.Фойницкого, М.А.Чельцова-Бебутова, П.С. Элькинд и других. При изучении научных трудов студентам следует запомнить дискуссионные точки зрения и определять к ним собственное отношение.
На практических занятиях по уголовному процессу применяются следующие формы работы:
1.Обсуждениетеоретических вопросов темы;
2.Решениев устной форме задач с использованием действующего нормативного материала;
3.Обсуждениес участием всей группы предложенных студентами решений и подведение преподавателем итога обсуждения по каждой задаче с указанием ошибок, допущенных студентами;
4. Обсуждение конкретных уголовных дел по теме занятия (с уголовными делами студенты знакомятся в 114 ауд. до занятия);
5.Проведениеинсценировок отдельных следственных или иных процессуальных действий;
6.Посещениесудебных процессов с последующим обсуждением;
7. Проведениеинсценировки судебного заседания на основе сценария, написанного студентами по изученному уголовному делу;
8. Анализ студентами содержащихся в уголовных делах процессуальных документов;
9.Разбор составленных студентами в качестве домашнего задания или в аудитории во время занятий текстов процессуальных документов.
Студент должен завести для процессуальных документов отдельную тетрадь. Преподаватель проверяет составленные студентами письменные документы и возвращает их по принадлежности с указанием на допущенные ошибки. Обращает внимание на типичные недостатки и отмечает все лучшее в работах. Наиболее удачные и неудачные процессуальные документы разбираются на занятиях.
При составлении процессуальных документов студенты должны тщательно изучитьсоответствующий материал уголовного дела или соответствующий материал задания, выполнить все требования закона, относящиеся к составлению данного документа. Студенты, составляя процессуальные документы, могут использовать «Комментарий к формам документов УПК РФ (Сергеев В.И. М.: 2002)» либо другие издания с 2002 года.
Пропуск занятия или невыполнение задания влечет за собой обязанность студента явиться на консультацию к преподавателю и сдать тему в индивидуальном порядке.
По курсу будут проводиться контрольные работы по специально разработанным вопросам (теоретическим и практическим), в количестве, установленном учебным планом. Кроме того, по темам, определяемым кафедрой, будут проводиться тесты с помощью контролирующих компьютерных программ.
У студента есть возможность получить автоматический зачет, экзамен («хорошо» или «отлично») в случае успешного выполнения программы курса и написания контрольных работ не ниже, чем на «хорошо».
При изучении курса студенты пользуются имеющейся в библиотеке Университета литературой из числа источников, указанных в программе по уголовному процессу, и вновь издаваемых.