Методические указания для преподавателей

УТВЕРЖДЕНО

На заседании кафедры

«Уголовного процесса и криминалистики»

Протокол № 10 от 16 июня 2006 года

Зав. кафедрой ___________З.З.Зинатуллин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Уголовно-процессуальное право»

специальность «Юриспруденция»

Учебно-методический комплекс разработан Учебных часов по плану:
Старшим преподавателем Всего 173, в том числе
Хубатуллиной А.К. лекций 38
  семинарских 13
  самостоятельная работа 110
  для студентов всех форм обучения
   

Стерлитамак, 2006


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» (для студентов всех форм обучения юридического факультета БашГУ). – Стерлитамак, 2006. - 107 с.

Издается по решению кафедры Уголовного процесса и криминалистики Стерлитамакского филиала БашГУ (протокол № 10 от 16.06.2006г.)

Составитель: Хубатуллиной А.К. старшим преподавателем кафедры «Уголовного процесса и криминалистики»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ОПД. Ф.12

Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)

Сущность и основные понятия уголовного процесса; уголовно-процессуальное право; источники; принципы уголовного процесса; субъекты уголовного процесса; доказательства в уголовном процессе; общие положения и источники доказательств; процесс доказывания и меры уголовно-процессуального принуждения; возбуждение уголовного дела; предварительное следствие и дознание (общие условия); следственные действия; приостановление расследования; окончание расследования; подсудность уголовных дел; назначение судебного заседания; судебное разбирательство; кассационное производство; исполнение приговора; производство в порядке надзора; производство по вновь открывшимся обстоятельствам; особенности производства в суде присяжных; производство по делам несовершеннолетних; производство по применению принудительных мер медицинского характера; протокольная форма досудебной подготовки материалов; возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда; основы уголовного процесса в зарубежных странах.


Введение

Знание об уголовно-процессуальной деятельности государственных органов и иных участников позволяет изучающим быть в курсе современных судопроизводственных процессов, а также разговаривать на одном языке с органами суда, прокуратуры, следствия, милиции и другими правоохранительными органами России.

Уголовный процесс - один из юридических предметов, базисом которого является, в основном, федеральные законы и другие положения, прошедшие эпохальные испытания. Уголовно-процессуальные институты: о задержании подозреваемых; поводы и основания для возбуждения уголовного дела; о функции судебно-следственных и прокурорских органов, а также о направлении и объеме деятельности выполняющих дознание, о присяжных заседателях и защите в уголовном судопроизводстве, прошли кардинальное реформирование еще во второй половине XIX века, после отмены крепостного права.

Закономерно, что настоящий период реформ в России потребовал восстановления в уголовном процессе института о судах присяжных заседателей - 1993, о мировых судьях - 2000 г. все это позволяет с уважением говорить о докториально-правовом базисе предмета, который предстоит изучать, - изучая, увеличить мировоззрение, познать интересную социальную практику уголовно-процессуальной деятельности современного уровня правового становления России.

Уголовный процесс детально урегулирован в законе. Уголовно-процессуальное право относится к числу юридических дисциплин, для познания которых необходимо специальное усвоение не только сведении о содержании соответствующего законодательства, но и международных соглашений, подзаконных актов и комментариев к ним, а также сведений о практике применения соответствующих правовых предписаний.

Основной формой подготовки студентов является самостоятельная работа, доля которой в учебном процессе увеличивается в соответствии с письмом Минобразования РФ от 27 ноября 2002 года «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений». Она должна носить творческий поисковый характер. Самостоятельная работа с нормативными и иными литературными первоисточниками должна занимать не меньше времени у обучающегося по сравнению с регулярными формами обучения. Семинарские занятия служат трибуной для дискуссий, обмена мнений и анализа допускаемых на практике ошибок и правонарушений. Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех студентов. Поэтому имеется возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать альтернативные точки зрения и отстаивать их, анализировать практику применения законодательства по рассматриваемому вопросу. Самостоятельная работа предполагает, изучение руководящей и специальной литературы, законодательства, освоение лекционного курса при подготовке, написании контрольных, курсовых работ, изучение и обобщение материалов практики, непременное участие студентов, научных исследованиях, кружках, конференциях, дискуссиях, деловых играх, олимпиадах. Все эти занятия имеют своей целью и задачей:

1. Образовательные:

- усвоение теоретических вопросов дисциплины и науки уголовного процесса;

- усвоение действующих норм законодательства, их назначение, условие и порядка применения;

- изучение зарубежного опыта по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений

2. Практические:

- умение квалифицированно применять нормы уголовно-процессуального права при расследовании преступлений, судебном разбирательстве, и исполнении приговора по конкретным уголовным делам;

- развитие навыков по выявлению причин и условий способствующих к совершению преступления;

3. Воспитательные:

- выработка научного мировоззрения по вопросам места и роли уголовно-процессуальных средств в борьбе с преступностью;

- развитие убежденности в необходимости соблюдения требований законности при расследовании уголовных дел при осуществлении правосудия.

Данный учебно-методический комплекс предназначен для студентов III курса дневной формы обучения IV курса заочной формы обучения юридического факультета. Использование программы в учебном процессе позволяет студенту получить целостное представление о содержании курса, а также эффективно готовиться к практическим занятиям.

В конце семестра по Общей части сдается зачет, при окончании курса экзамен по Общей и Особенной части.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«Уголовно-процессуальное право»

  Темы занятий Количество часов   Форма контроля самост. работы
  Лек ции   Семинары ССам. работа
Общая часть 1.Сущность, значение задачи и основные положения уголовного процесса Проверка конспектов
2. Уголовно-процессуальное право и законодательство Проверка конспектов; устный опрос
3. Принципы уголовного процесса Проверка конспектов; устный опрос
4. Участники уголовного судопроизводства Проверка конспектов; устный опрос
5. Доказывание и доказательства в уголовном процессе Проверка конспектов; устный опрос
6. Меры уголовно-процессуального принуждения Проверка конспектов; устный опрос
7. Ходатайства и жалобы. Проверка конспектов; устный опрос
8. Уголовно-судопроизводственные документы, сроки и процессуальные издержки Проверка конспектов; устный опрос
9. Реабилитация в уголовном процессе Проверка конспектов; устный опрос
 
Особенная часть 10. Производство в отдельных стадиях уголовного процесса. До судебное производство. Возбуждение уголовного дела. Проверка конспектов
11. Предварительное расследование. Общие условия. Проверка конспектов; устный опрос
12. Предварительное следствие. Дознание как вид досудебного производства.   устный опрос
13. Следственные действия. Проверка конспектов; устный опрос
14. Привлечение лица в качестве обвиняемого.   Проверка конспектов; устный опрос
15. Приостановление и возобновление предварительного расследования. Проверка конспектов; устный опрос
16. Окончание предварительного расследования. Проверка конспектов; устный опрос
17. Судебное производство. Общий порядок подготовки к судебному заседанию. Предварительное слушание. Проверка конспектов; устный опрос
18. Судебное разбирательство. Особый порядок судебного разбирательства. Проверка конспектов; устный опрос
19. Особенности производства у мирового судьи. Проверка конспектов; устный опрос
20. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей. Проверка конспектов; устный опрос
21. Апелляционное и кассационное обжалование судебных решений, не вступивших в законную силу. Проверка конспектов; устный опрос
22. Исполнение приговора, постановления, определения суда. Проверка конспектов; устный опрос
23. Производство в надзорной инстанции. Проверка конспектов; устный опрос
24. Возобновление производства по уголовному делу в виду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Проверка конспектов; устный опрос
25. Особое производство. Производство по делам в отношении несовершеннолетних. Проверка конспектов; устный опрос
26. Производство по применению принудительных мер медицинского характера. Проверка конспектов; устный опрос
27. Особенность производства в отношении отдельных категорий физических лиц. Проверка конспектов; устный опрос
28. Основные положения международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Проверка конспектов; устный опрос
   
Итого:

Методические указания для преподавателей

Курс уголовного процесса состоит из общей и особенной час­тей и изучается на протяжении двух семестров. В IV семестре сту­денты изучают Общую часть (темы с 1 по 8 включительно), в V се­местре - Особенную часть. Деление курса на общую и особенную части носит условный характер и продиктовано в основном учебно-методическими целями. Фактически же положения, изучаемые в той или другой частях, тесно взаимосвязаны. Поэтому нельзя изучать конкретные стадии уголовного процесса, не усвоив понятие стадий уголовного судопроизводства в целом. Вряд ли есть смысл присту­пить, например, к изучению стадии пересмотра не вступивших в за­конную силу судебных актов, не разобравшись, в сущности, и содер­жании судебного разбирательства в суде I инстанции. При изучении норм Особенной части приходится постоянно обращаться к общим положениям, сформулированным в нормах Общей части. Вместе с тем без ознакомления с материалами всего курса и структурой уго­ловного процесса студент будет испытывать затруднения при изуче­нии положений Общей части. В связи с этим рекомендуется в начале учебного процесса прочитать весь учебник, чтобы иметь общее пред­ставление о структуре уголовного процесса и его отдельных стадий, а затем вернуться к изучению тем, составляющих Общую часть курса. Отсюда следует вывод о том, что нужна постоянная и строгая после­довательность в изучении предусмотренного программой учебного материала.

В конце семестра сдается зачет по Общей части, а в конце V семестра - экзамен по всему курсу, включая Общую и Особенную части. Экзамен является подведением итога изучения теории уголов­ного процесса, уголовно - процессуального законодательства и прак­тики. Подготовка к экзамену требует максимальной концентрации воли и внимания, напряжения физических и интеллектуальных сил, аналитического подхода к учебному материалу курса.

В период подготовки к экзамену студентам необходимо сис­тематизировать всю совокупность знаний, полученных как по уго­ловному процессу, так и по другим смежным учебным дисциплинам (по уголовному праву, судоустройству и правоохранительным орга­нам и т.д.).

О достаточной степени готовности к экзамену обычно свиде­тельствуют: 1) свободное владение уголовно - процессуальной терминоло­гией;

2) наличие системного представления о сущности и содержа­нии уголовного судопроизводства;

3) знание международных актов, политико-правовых доку­ментов, известных ученых и их основных работ по уголовному про­цессу;

4) ориентация в принципиальных дискуссионных точках зре­ния уголовно - процессуальной теории;

5) знание и умение применять уголовно-процессуальное зако­нодательство;

6) осведомленность о состоянии уголовно - процессуальной практики;

Экзамены студенты сдают по билетам, составляемым на ос­нове программы по уголовному процессу. Ответы на вопросы биле­тов должны быть ясными, логичными, конкретными и полными. При ответах студенты могут высказывать свою точку зрения, использо­вать статистические и социологические данные, обращать внимание на дискуссионные вопросы и проблемы совершенствования уголов­но-процессуального законодательства. Студенты должны показать на экзамене свою способность к творческому мышлению, умение и на­выки применения конкретных уголовно-процессуальных норм в раз­личных жизненных ситуациях. В связи с этим студентам следует за­ранее продумать и привести при ответе один-два примера из практи­ки.

Студент должен:

1. Проработатьрекомендованную литературу;

2. Рассмотретьисторию становления и развития изучаемого вопроса на основе анализа прежнего и действующего уголовно-процессуального законодательства;

3. Реферироватьуказанные преподавателем решения Консти­туционного Суда РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам уголовного процесса;

4. Изучатьархивные уголовные дела и опубликованную в журналах, газетах, сборниках практику по вопросам уголовного про­цесса;

5. На основе анализа уголовно-процессуального законода­тельства моделировать рекомендуемые преподавателем процессуаль­ные решения и действия, а также стадии уголовного процесса.

Предлагаемые планы практических занятий содержат узловые вопросы, литературу, практические задания и темы для контрольных работ.

При подготовке к практическим занятиям по каждой теме студент должен кропотливо работать по усвоению первоисточников: международных актов, политико-правовых документов РФ, Консти­туции РФ, уголовно-процессуальных и иных законов. В уяснении буквы и духа законов несомненную помощь окажут решения Консти­туционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, приказы и инструкции Генерального прокурора РФ, Министра внут­ренних дел РФ. Вестники (бюллетени) этих органов содержат анализ следственной и судебной практики как в обобщенном, так и в кон­кретном виде. Систематизированная следственная и судебная прак­тика находится в различного рода сборниках и журналах. Лучшему усвоению содержания курса способствует регулярное ознакомление с трудами, публикуемыми в журналах: «Государство и право», «Пра­воведение», «Законность», «Законодательство», «Российская юсти­ция», «Российский юридический журнал», «Следователь», «Проку­рорская и следственная практика» и др.

Желательно, чтобы студент при подготовке к занятию обра­щался к научной литературе. Особое значение сейчас приобретает ознакомление с научными статьями, ибо только они оперативно ана­лизируют и показывают изменения в законодательстве. Однако их изучение должно базироваться на трудах известных российский про­цессуалистов XIX и XX вв. Студентам необходимо знать имена и труды Н.С.Алексеева, Л.Б. Алексеевой, В.П. Божьева, С.И.Викторского, Т.Н.Добровольской, А.М.Ларина, В.З.Лукашевича, П.А.Лупинской, В.П.Нажимова, Н.Н.Полянского, И.Л.Петрухина, В.М.Савицкого, М.С.Строговича, Я.И.Фойницкого, М.А.Чельцова-Бебутова, П.С. Элькинд и других. При изучении научных трудов сту­дентам следует запомнить дискуссионные точки зрения и определять к ним собственное отношение.

На практических занятиях по уголовному процессу применя­ются следующие формы работы:

1.Обсуждениетеоретических вопросов темы;

2.Решениев устной форме задач с использованием дейст­вующего нормативного материала;

3.Обсуждениес участием всей группы предложенных студен­тами решений и подведение преподавателем итога обсуждения по каждой задаче с указанием ошибок, допущенных студентами;

4. Обсуждение конкретных уголовных дел по теме занятия (с уголовными делами студенты знакомятся в 114 ауд. до занятия);

5.Проведениеинсценировок отдельных следственных или иных процессуальных действий;

6.Посещениесудебных процессов с последующим обсужде­нием;

7. Проведениеинсценировки судебного заседания на основе сценария, написанного студентами по изученному уголовному делу;

8. Анализ студентами содержащихся в уголовных делах про­цессуальных документов;

9.Разбор составленных студентами в качестве домашнего за­дания или в аудитории во время занятий текстов процессуальных до­кументов.

Студент должен завести для процессуальных документов от­дельную тетрадь. Преподаватель проверяет составленные студентами письменные документы и возвращает их по принадлежности с указа­нием на допущенные ошибки. Обращает внимание на типичные не­достатки и отмечает все лучшее в работах. Наиболее удачные и не­удачные процессуальные документы разбираются на занятиях.

При составлении процессуальных документов студенты должны тщательно изучитьсоответствующий материал уголовного дела или соответствующий материал задания, выполнить все требо­вания закона, относящиеся к составлению данного документа. Сту­денты, составляя процессуальные документы, могут использовать «Комментарий к формам документов УПК РФ (Сергеев В.И. М.: 2002)» либо другие издания с 2002 года.

Пропуск занятия или невыполнение задания влечет за собой обязанность студента явиться на консультацию к преподавателю и сдать тему в индивидуальном порядке.

По курсу будут проводиться контрольные работы по специ­ально разработанным вопросам (теоретическим и практическим), в количестве, установленном учебным планом. Кроме того, по темам, определяемым кафедрой, будут проводиться тесты с помощью кон­тролирующих компьютерных программ.

У студента есть возможность получить автоматический зачет, экзамен («хорошо» или «отлично») в случае успешного выполнения программы курса и написания контрольных работ не ниже, чем на «хорошо».

При изучении курса студенты пользуются имеющейся в биб­лиотеке Университета литературой из числа источников, указанных в программе по уголовному процессу, и вновь издаваемых.

Наши рекомендации