Музыка в фольклорных клубах. Начальные этапы приобщения к народно-музыкальному искусству

В настоящее время в ряде российских школ, гимназий, лицеев возникают учебно-образовательные структуры (своего рода "факультативы"), в рамках которых происходит ознакомление школьников с сокровищницей русского музыкального фольклора. В некоторых случаях можно говорить даже о семейных фольклорных клубах, членами которых могут быть не только дети, но и их родители, а также старшие сестры и братья. Представляется важным и нужным в этой связи определить содержание, виды и формы занятий в подобных фольклорных клубах, с тем чтобы их деятельность обрела максимальную эффективность.

Ниже приводится примерная программа по русскому народному творчеству первых четырех лет обучения1.

Каждый из разделов, входящих в данный учебный цикл, может существовать отдельно, хотя не следует преуменьшать в этом деле роль преемственности. Необходимым условием проведения занятий по данной программе является создание благоприятной учебно-воспитательной среды, в которой будут развиваться музыкально-певческие способности каждого ребенка. Обязательный компонент программы - взаимодействие ученика и родителей в атмосфере обоюдного уважения и доверия.

Объединяет материал программы русский крестьянский календарь.

Основные положения программы заключаются в следующем:

  • первый и второй год занятий фольклором подразумевают факультатив, на который приходят все желающие - ученики и члены их семей;
  • фольклор на занятиях рассматривается не только как самоценность, но как часть мировой музыкальной культуры, как фундамент русской классической музыки;
  • фольклор, синкретичный по своей природе, является частью целостной системы эстетического воспитания, включающей занятия музыкой, хореографией, изобразительным искусством, народными ремеслами;
  • занятия фольклором должны быть интегрированы с уроками литературы, истории, музыки, изобразительного искусства.

Главная цель данной программы - пробудить детское самосознание, воспитать чувство сопричастности к истории и культура своего народа.

Приобщая детей с самого раннего возраста к народным истокам, мы воспитываем в них уважительное отношение к национальным традициям как общечеловеческой ценности.

Виды и формы деятельности первого года занятий

Первый год занятий - сотворчество детей и взрослых в рамка семейного фольклорного клуба. Для преподавателя подобная форма работы таит в себе не только большие возможности, но и не Малые сложности. Если дети легко отзываются на фольклорный материал, то взрослые воспринимают образцы народной песенной культуры часто весьма скептически. Мы можем предложить в этой ситуации несколько форм подачи материала: лекцию-беседу, лекцию-концерт, практические занятия и, как результат взаимодействия форм, праздник.

Лекции-беседы должны охватывать различную проблематику, так как без знания основ фольклора практические занятия невозможны. Лекции-концерты могут быть посвящены отдельным темам, например "Семейно-бытовые жанры русского фольклора", где все присутствующие будут иметь возможность окунуться в атмосферу колыбельных песен, потешек, сказок.

Наиболее сложный момент в программе - практические занятия. Начиная работу с малышами, мы сталкиваемся с полным отсутствием знаний и навыков в казалось бы обыденных, традиционных ситуациях. Заботливо растимые мамами и бабушками дети, попадая в мир народной игры, ощущают определенное неудобство. Парадоксально, но часто дети мегаполисов не умеют играть. Камнем преткновения может стать вопрос о ведущем в игре. Дети считают, что он должен быть назначен преподавателем. Проходит некоторое время, - и считалки (удачно названные Г. Виноградовым "игровыми прелюдиями") становятся началом любой игры или хоровода.

Немаловажную роль в художественно-эстетическом плане играет умение слушать друг друга в процессе пения. В пять-шесть лет это умение обычно отсутствует. Но в русской народно-песенной культуре, многоголосной в своей основе, - это один из основополагающих принципов. Следовательно, усилия преподавателя должны быть направлены на воспитание детского слуха. Задача эта не только профессиональная, но и психологическая.

Первый год занятий - это знакомство с русским народным творчеством, приобщение к истокам народного искусства. Весь курс группируется вокруг нескольких календарных праздников. К этим праздникам подготавливается соответствующий реквизит, совместное изготовление которого должно творчески объединить детей и их родителей.

Особое значение приобретает подготовка традиционных народных костюмов. Здесь должна работать фантазия родителей, основанная на прочном фундаменте знаний о русской народной одежде. Дети принимают участие во всех этих делах, помогая готовить простейшие бисерные украшения, повязки, пояски.

В первый же год работы из среды посещающих клуб детей выделяются те, чьи музыкальные способности следует развивать более интенсивно. Из их числа создается небольшой фольклорный ансамбль, занимающийся по особой программе. Именно он станет ядром клуба, приняв на себя основную "работу" на празднике. Ряды участников ансамбля будут постоянно пополняться, так как развитие музыкального слуха каждого ребенка - дело индивидуальное и требует временных затрат. Перед теми же, кто послужит основой ансамбля, можно поставить специальные задачи. Обратимся к некоторым из этих задач:

  • введение объемного материала в самом начале работы, позволяющее использовать такую форму, как игра-угадайка. Узнавать мелодию без слов - новая ступенька в музыкальном сознании детей;
  • выявление "дирижера-запевалы" в ансамбле;
  • умение слушать другого. На каждом занятии следует уделять особое внимание выстраиванию голосов на унисоне. Для концентрации внимания можно использовать и песни с вопросно-ответной структурой1;
  • заострение внимания детей на двухголосии. Обычно первый год занятий приносит спонтанное, неосознанное разделение голосов. Но к концу года уже можно поставить задачу пения на два голоса. Например, в брянском варианте игровой песни "Как на горке мак"2 ребенок-запевала ведет основной напев, к которому преподаватель может подстроить свою мелодию. Это может быть бурдонирующий звук или небольшие эпизодические отклонения - на секунду или терцию - от основного мотива. Следует обратить внимание детей на то, выше или ниже ведущего напев запевалы оказывается голос преподавателя. Обычно дети, обладающие определенными музыкальными способностями, уверенно отвечают на такой вопрос, а в некоторых случаях даже доводят свою мелодическую линию до конца. У менее способных детей получаются небольшие расхождения гетерофонного склада;
  • сохранение в подтекстовке песен наиболее ярких особенностей речевого диалекта, теснейшим образом связанных со звукоизвлечением и мелодической структурой песни.

Разучивание песен, игр, хороводов необходимо начинать с музыкально-ритмического прочтения текстов. В этом случае есть шанс, что дети сами придут к нужной музыкальной интонации. Мы советуем разучивать песни, неоднократно прослушивая фонограммы. Тесситура напевов должна заменяться на более удобную для детей, в зависимости от их голосовых возможностей. Старайтесь как можно чаще поручать запев самим детям. Они сами выберут нужную звуковысотность.

Наши рекомендации