Историко-этнографические музеи в контексте ученических исследований
В музейной структуре выделяется группа исторических музеев, собирающих, хранящих, изучающих и экспонирующих этнографические коллекции, документирующие процессы этногенеза, быт и культуру различных этнических общностей. Документирование осуществляется как в рамках коллекционных музеев, собирающих и экспонирующих этнографические коллекции, включающие преимущественно вещевые памятники, так и методом музеефикации, в том числе фрагментов среды и объектов нематериального наследия. [I]
В последние годы в связи с возрастающим вниманием общества к феномену музея расширяется количество и тематика музееведческих исследований. И, в первую очередь, это касается историко-этнографических музеев как наименее представленных и изученных по сравнению с художественными музеями.[II] Обращение к исследованию роли и функций историко-этнографических музеев в современном обществе обуславливается несколькими важными обстоятельствами.
Во-первых, историко-этнографический музей как социокультурный институт, предназначенный для сохранения, изучения и трансляции историко-культурного наследия, отражает важнейшие культурные и этнические процессы многонациональных регионов, являясь своеобразной квинтэссенцией национальной культуры. Поскольку культурное наследие, включающее ценности разных стадий развития цивилизаций, представляет собой компонент и обязательное условие социально-экономического и духовного развития общества, то сегодня особое значение приобрели духовные ценности, интегрированные в историко-этнографические музеи.
Во-вторых, историко-этнографические музеи на рубеже ХХ-ХХ1 вв. претерпевают значительные изменения, связанные с экономическим и политическим реформированием общественной жизни. В группу историко-этнографических музеев объединены следующие исторические музеи: общеисторические (широкого профиля, такие как Государственный Исторический Музей в Москве), историко-этнографические, историко-краеведческие, историко-культурные, этнографические, архитектурно-этнографические и другие. Общим для всех этих музеев является связь с этнографической наукой, которая прослеживается в составе фондов и экспозиций ортодоксального марксизма. Перед историко-этнографическими музеями встала задача превращения их из партийно-просветительских в учреждения, которые призваны содействовать решению актуальных проблем общества специфическими музейными средствами.
В-третьих, ценность и специфичность историко-этнографических музеев в современной социокультурной ситуации заключается в междисциплинарном характере коллекций, представляющих внутренние связи различных явлений в жизни человеческого общества, расширяющих общекультурный кругозор и формирующих историческое сознание. В этом, как отмечает ряд авторов, особую миссию историко-этнографическому музею придает его ориентация на достоверность.
В-четвертых, сегодня одним из важнейших аспектов формирования культурной политики в многоэтничном государстве является развитие межкультурного диалога, способствующего взаимопониманию народов друг с другом. Историко-этнографическим музеям в развитии этого диалога отводится значительная роль.
В-пятых, серьёзные изменения сегодня происходят в деятельности историко-этнографических музеев вследствие социокультурных трансформаций, связанных с внедрением в конце XX в. философско-культурологической парадигмы, базирующейся на распространении нового типа социально-гуманитарного знания, ориентированного на изучение человека во всем многообразии его взаимосвязей с цивилизацией, обществом, семьей, и другими факторами.[III]
В данном конкретном случае хотелось бы сказать несколько слов о музее Салавата Юлаева, расположенного в селе Малояз Салаватского раона РБ. На сегодняшний день это историко-биографический музей. Несмотря на таковой статус, музей обладает весьма интересной этнографической коллекцией. Широко представлены предметы быта башкир, интерьер жилища, одежда, оружие, народные инструменты. Основные же шесть экспозиционных залов рассказывают о национальном герое башкирского народа, Салавате Юлаеве. Музей был основан как уголок краеведения 15 сентября 1965 года в Алькинской восьмилетней школе. Активную роль в его организации сыграли старожилы-краеведы Т.С. Загидуллин и А.Х. Сайфуллин. С 19 декабря 1975 года музей продолжил свою работу как краеведческий музей им. Салавата Юлаева в селе Малояз. В 1984 году музею было присвоено звание "народный". В 1987 году музей вошел в государственную сеть на правах одного из филиалов Башкирского Государственного Музея (ныне — Национальный музей Республики Башкортостан).
В 2002-2004 гг., согласно Указу Президента Республики Башкортостан "О подготовке и праздновании 250-летия со дня рождения Салавата Юлаева" от 17 апреля 2000 г., были проведены реконструкция здания и реэкспозиция залов музея. Новая экспозиция раскрывает тему "Салават Юлаев - воин, поэт, историческая личность" и включает в себя 6 залов и 2 боковых кулуара: "Материальная культура Башкирского народа", "Причины башкирских восстаний 17-18 веков", "1 этап народного движения 1773-1775 годов", "2 этап народного движения 1773-1775 годов", "3 этап народного движения 1773-1775 годов", "Следственный процесс", "Последние годы жизни Салавата Юлаева", "Салават Юлаев в памяти народной».[IV]
Но в рамках обозначенной тематики особенно, на наш взгляд, заслуживает внимание экспозиция «Материальная культура башкирского народа». Будучи в июне 2011 г. участником комплексной историко-этнографической экспедиции, проводимой совместно МОУ ДОД ДООЦТКиЭ «Меридиан» Октябрьского района г. Уфы Институтом Исторического и правового Образования БГПУ им. Акмуллы автор непосредственно наблюдал музейную работу. Участники означенного проекта (учащиеся общеобразовательных школ Октябрьского района г. Уфы) учились составлять паспорт экспоната и делать его правильное описание. Очень интересны такие предметы как часть башкирской юрты, предметы утвари, домашнего быта, охотничьи приспособления, музыкальные инструменты. Участники экспедиции получили подробные разъяснения о символике и расцветки одежды, оберегах, узорах, родовых знаках, определение возрастного ценза, социального и имущественного статуса владельца одежды именно по собственно визуальному анализу одежды.[IV]
Хотелось бы отметить, что музей производит очень приятное впечатление. Своей чистотой, уютом, искренностью, он производит гораздо большее впечатление, чем масштабные и пафосные столичные музеи. Была освещена «техническая сторона» музейной работы, конкретно: работа с фондами и непосредственно с экспонатами. Так, Научный паспорт музейного экспоната имеет следующую структуру:
Номер паспорта.
Номер КП - номер в книге поступлений (сквозная нумерация).
Инвентарный номер - номер в конкретной коллекции, первый символ - буква.
Другие номера.
Дата поступления, источник (владелец, собиратель, регистратор), способ поступления (дар, завещание, покупка, обмен, передача, сборы, не определен), документы (номер акта приема, дата).
Количество единиц хранения.
Место хранения (экспозиция, основной фонд, вспомогательный фонд).
Дата и место находки (регион, страна, область, ближайший геогр. пункт - новое и старое название).
Регион.
Этническая принадлежность.
Тематическая принадлежность.
Название.
Размеры.
Материал.
Техника.
Описание.
Надписи, даты.
Клейма, штампы и другие знаки.
Автор-изготовитель, организация-изготовитель, дата изготовления.
Бытование.
Сохранность.
Реставрация (нет, полная, частичная).
Экспонирование.
Публикация (автор, название, дата, издательство).
Архивные материалы.
Научно-музейное значение (типовой, редкий, уникальный).
Атрибуция (копия, меморий, подлинник).
Примечания.
Составитель паспорта.
Дата последнего изменения.
Дата сверки наличия.
Фото экспоната с фрагментами.[V]
Таким образом, под термином историко-этнографического музея понимается не только информация, помогающая ориентироваться в музейном пространстве, но и приобретение знаний и навыков, необходимых для развития исторического и этнокультурного восприятия как неотъемлемой части целостного развития личности, особенно молодого поколения.
Все вышеизложенное подчеркивает актуальность обращения к исследованию роли историко-этнографических музеев в контексте именно ученических исследований, что на наш взгляд, играет существенную роль в вопросах патриотического воспитания подрастающего поколения.
ЛИТЕРАТУРА
I. Алексеев В.П. Демонстрация проблем этногенеза в музейной экспозиции. //Музеи мира, М., 1991;
II. Сотникова С.И. Музеология. М., 2004;
III. Официальный сайт Национального Музея РБ; Материалы комплексной историко-этнографической экспедиции ДООЦТКиЭ «Меридиан», 20011г;
IV. Материалы комплексной историко-этнографической экспедиции ДООЦТКиЭ «Меридиан», 2011;
V. Там же
В.И. Кремнева,
руководитель музея «Память»
МАОУ «СОШ № 21» г. Стерлитамака РБ