Воспитание и образование в Древней Греции
К IV веку до н.э. в Греции в общих чертах сложилась система образования. Большинство свободных мужчин были грамотными. Сыновья зажиточных родителей с семи до шестнадцати лет посещали школу. В Афинах о мальчике до семилетнего возраста заботились женщины. Дети преимущественно играли. Закон обязывал родителей обучать своих детей грамоте. Поэтому ребенок либо посещал частную школу (начальные школы были частными), либо обучался дома. Девочки в школах не обучались. Они учились у матери домоводству и рукоделию. В школах учили читать, писать, считать, красиво говорить, учили хорошим манерам. Мальчики заучивали наизусть стихи Гомера и других поэтов. Обязательными предметами в школе были рисование, танцы и музыка. В школах старались воспитать у детей ловкость, силу и мужество. Ученики занимались борьбой, метанием копья и диска, бегом и прыжками. За лень и непослушание детей били ремнями, розгами и палками. К шестнадцати годам образование считалось в основном завершенным. Никаких стандартов в обучении не существовало. Учителя руководствовались собственными программами. Однако свобода в обучении не означала свободу учить чему угодно. Учитель был обязан внушать молодому поколению любовь к отечеству и уважение к государственным законам. Дети ремесленников и крестьян обычно в школу не ходили. С ранних лет они помогали своим родителям в мастерской или в поле.
В Спарте целью воспитания являлась подготовка сильного и послушного воина. Воспитание детей считалось одной из главных обязанностей гражданина. Спартанец, имевший трех сыновей, освобождался от несения сторожевой службы, а отец пятерых сыновей освобождался от всех существовавших повинностей. Суровая дисциплина, военизация всех сторон жизни в Спарте привели к духовному оскудению народа. Спарта не дала мировой культуре ни одного философа, поэта, оратора, скульптора или художника.
Некоторые названия и понятия, связанные с древнегреческим воспитанием:
1) Эфеб (ephebus) – в Афинах и других греческих городах – юноша в возрасте от 16 до 20 лет, внесенный в гражданские списки и находящийся на полном государственном обеспечении. Эфебы должны были два года прослужить в воинских формированиях. После одного года они приносили клятвы на верность государству.
2) Софисты (sophistai – учитель мудрости) – учителя, которые за определенную плату обучали красноречию, философии и правоведению.
3) Риторы (techne rhetorice) – учителя красноречия, умения правильно и красиво говорить.
4) Грамматисты – лица, обучавшие чтению и письму. В совете или народном собрании они исполняли обязанности секретарей. Должность грамматиста была обязательной для школы эфебов.
5) Кифаристы – учителя, обучавшие игре на кифаре – щипковом музыкальном инструменте, внешне напоминающем маленькую арфу. В сопровождении кифары исполнялись песни эпического содержания. Умение играть на кифаре являлось обязательным для каждого, кто считал себя образованным и культурным человеком.
6) Педотрибы – учителя гимнастики в школе эфебов.
7) Софронисты – члены коллегии по надзору за нравственностью и поведением эфебов. Софронисты находились в подчинении ареопагу и за исполнение своих обязанностей получали жалованье.
8) Палестра (pale – гимнастическая борьба) – место для спортивной борьбы и упражнений. Часто палестрой называлось само спортивное сооружение.
9) Гимнасий (gymnasium<gymnos – обнаженный) – школа физических упражнений или место для гимнастических состязаний. В поздний период гимнасии использовали как высшие учебные заведения, где выступали с лекциями философы.
10) Ила – группа (отряд) спартанских детей в возрасте от семи лет, самое мелкое подразделение спартанской молодежи.
11) Буя («стадо бычков») – объединение нескольких ил для более удобного надзора за детьми и их обучения.
12) Педоном («воспитатель молодежи») – в Спарте воспитатель, следивший за поведением мальчиков и юношей.
13) Кандидаты – 18-20-летние спартанские юноши, служившие в пограничных, разведывательных и вспомогательных войсках.
14) Агелы («стадо») – на Крите объединения молодых людей, создавались знатнейшими юношами под управлением их отцов. Основными занятиями юношей были гимнастика, военное искусство, музыка и пение. Агелы содержались за счет государства. В агелах воспитывалась выносливость, умение обращаться с оружием. Между агелами устраивались «учебные бои».