Схема диагностического обследования развития общения
Этап | Направление обследования | Возраст | Цель заданий диагностического обследования |
Исследование связной монологической речи | 5-7 | Задание 1: методика пересказа Цель: определить уровень связной монологической речи дошкольников на материале пересказа | |
3-7 | Задание 2: методика "Дорожки к домику" Цель: определить уровень связной монологической речи дошкольников на материале пересказа. | ||
Исследование произвольности | 5-7 | Задание 3: методика "Оценка пересказа сверстника" Цель: изучение характера оценочно-контрольных действий в ситуации непосредственного восприятия речи | |
Задание 4: методика "Знакомое слово" Цель: изучение произвольного внимания к слову | |||
Исследование эмоциональности | 3-7 | Задание 5: графическая методика "Кактус". Цель: изучение психоэмоционального состояния. | |
4-7 | Задание 6: тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) Цель:изучение ситуативной тревожности | ||
5-7 | Задание 7:методика "Волшебная страна чувств" Цель: изучение психоэмоционального состояния | ||
Исследование активности | 3-7 | Сводные данные по выполнению заданий комплексной диагностики | |
Исследование самостоятельности | 3-7 | Сводные данные по методике пересказа и методике "Дорожки к домику" | |
Исследование креативности | 5-7 | Задание 8: вербальный тест Торренса "Усовершенствование игрушки" Цель: определить уровень вербальной креативности | |
Обобщение интерпретаций полученных данных, установление возможных причин затруднений, составление речевого портрета личности дошкольника | |||
Рекомендации |
Приложение 3
Методика «Оценка пересказа сверстника»
Цель: изучение характера оценочно-контрольных действий в ситуации непосредственного восприятия речи.
Методика выполнения.
Ребенку предлагается послушать магнитофонную запись пересказа литературного произведения и оценить его одной из трех фишек. Красная фишка – хороший, зеленая – средний, черная – не очень хороший. Дается инструкция: «Вова сейчас будет пересказывать сказку. Внимательно слушайте, следите, какие ошибки он сделает в рассказе, что пропустит. Вы должны помочь Вове исправить ошибки».
Занятие по ознакомлению с художественной литературой (подготовительный этап)
Рассказывание русской народной сказки "Лиса и козел"
Задачи:
• дать представление о жанре сказки, о сказочниках;
• помочь детям понять замысел сказки: где хитрость - держи ушки на макушке, не зевай по сторонам, "век живи, век учись"
• помочь дать мотивированную оценку персонажам, их взаимоотношениям (“словесная режиссерская игра”);
• учить понимать тему и содержание сказки;
• учить передавать интонацией состояние героев в разных ситуациях;
• отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки;
• использовать отдельные заместители в процессе рассказывания сказки воспитателем.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог:
- Что такое сказка? (Необыкновенные события, необычная история).
- Какие сказки о животных вы знаете?
- Кто сочиняет сказки, рассказы? (Сказочники, писатели).
- Сейчас я расскажу литературное произведение "Лиса и козел" (Рассказывание сказки).
- Что я вам рассказала: сказку, рассказ или стихотворение? Почему вы так думаете?
- Что сказочного в этой истории?
- Могла ли она происходить на самом деле? (Звери в сказке не говорят.)
- О чем эта сказка? (о хитрости, о глупости).
- Почему лиса оказалась в яме?
- А козел почему оказался в яме?
- Каким голосом просила лиса спрыгнуть козла в колодец? Почему? (нежным, ласковым).
- Каким тоном разговаривала лиса с козлом в колодце? (грубым, резким, бранилась) Почему?
- Скажите за лису нежно и грубо.
- Каким бы вы сыграли козла в колодце? Когда его вытащил хозяин?
- Чему учит сказка? Правильно говорит пословица: "Век живи, век
учись".
- Придумай свое название сказки.
- Давайте поиграем в сказку. Воспитатель вместе с детьми производит отбор условных заместителей для обозначения персонажей сказки.
- Какого цвета лиса? (Она пушистая и рыжая, поэтому ее можно обозначить оранжевым кругом).
- Какого цвета козел? (серого).
- На какую фигуру похожа его голова? (треугольник, т.к. он с рогами и бородой).
- Хозяин на какую фигуру похож? (он высокий, с веревкой; его можно обозначить прямоугольником с линией).
Рассказывание сказки педагогом, дети показывают на фланелеграфе отобранными заместителями сюжет сказки.
Пересказывание сказки "Лиса и козел"
Задачи:
• познакомить детей с особенностями композиции сказок (зачин, середина, конец);
• учить озаглавливать, выделять ядерный смысл каждой части - пересказывать текст с опорой на пространственную модель, составленную совместно с детьми;
• пересказывать текст от лица лисы, козла.
Словарь:
• подвести детей к пониманию значения фразеологизмов, образных выражений (на ворон зазеваться, насилу найти, горюет, бранится);
• научить детей понимать значение слов, характеризующих движения героев (вскочить).
Грамматика: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, улавливать оттенки в их значениях (лиса-лиска, лисонька).
Звуковая культура речи: учить пользоваться восклицательной, вопросительной интонацией.
Психогимнастика (по содержанию сказки).
Мимические и пантомимические этюды: "Сердится", "Радуется", "Горюет".
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональны состояний. Познакомить детей с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой.
Этюды на выражение отдельных черт характера: "Какая я хитрая", "Какой я глупый".
Цель: познакомить детей с моделями поведения персонажей (лисы и козла) соответственно с их чертами характера.
Материал: иллюстрации к сказке, фигуры-заместители, маски, модель.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог загадывает загадку: “Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост краса, кто ж это? (лиса).
- Как вы догадались, что это лиса?
- Какою описана лиса в загадке? (красивая, хитрая, рыжая).
- Назовите лису ласково, а еще нежней (лиса – лиска - лисонька).
- Какие сказка о лисе вы знаете? (“Лиса и козел”).
- Вспомним, о чем сказка "Лиса и козел"? Воспитатель рассказывает сказку с установкой на пересказ.
- Какие слова в сказке вам больше всего понравились?
- Послушайте, какое интересное слов. Как можно сказать по-другому? Горюет (печалится, грустит), браниться (ругаться) на ворон зазеваться (быть невнимательным), насилу найти (долго искать, еле-еле найти), воду замутить (вода грязная).
- Вспомните, как лиса расхваливала воду в колодце? (“хороша вода”).
- Это какая вода? (холодная, чистая).
- В сказке говорится "Лиса вскочила на спину козлу". Почему вскочила, а не залезла?
- Какой показалась лиса в сказке? (быстрая, рыжая, хитрая, плутовка, проворная).
- Какой показан козел в сказке? (бородатый, глупый, невнимательный).
- Как ласково называл козел лису в сказке? (лисонька).
- Чтобы рассказать сказку, нужно знать, что происходило в начале, середине, конце. Вы уже показывали сказку фигурами, сегодня мы составим схему, которая поможет рассказать вам сказку: что было в начале, середине, конце. (Воспитатель предлагает детям планшет, который разделен на части, на каждой из них схематично изображена яма. Дети подставляют необходимые в каждой части условные заместители, обозначающие героев сказки).
- Чем начинается сказка? Какое название можно придумать к началу сказки? (Лиса в яме).
- О чем говорится в середине? Какое название можно придумать к середине? (Глупый козел в яме).
- Чем закончилась сказка? Какое название можно придумать к концовке? (Спасение козла).
- Теперь расскажите сказку по частям, используя красивые слова, чтобы вас интересно было слушать (Дети пересказывают сказку.)
Психогимнастика: Название движения (выразительное изображение).
• Сердится: руки скрещены, брови нахмурены, наклон головы вниз.
• Радуется: улыбка, покачивание головой, пружинки.
• Горюет: ладошки к щекам, глаза прикрыты, брови вздернуты под углом вверх, голова опущена.
• Какой я глупый! Кулаком по лбу.
• Хитрая: глаза прищурены, повороты туловищем.
Продолжение занятия.
- Ребята, чему учит сказка? Можно об этом сказать так: "Век живи, век учись". Почему?
- Представьте, что лиса вернулась домой и рассказывает лисятам, как она обманула козла. Перескажите эту часть от лица лисы.
- А теперь представьте, как козел жалуется хозяину, что его обманула лиса (пересказ от лица козла)
Занятие по ознакомлению с художественной литературой
(последующая работа над произведением)
Игра-драматизация по русской народной сказке "Лиса и козел"
(с режиссерскими дополнениями, диалогами персонажей)
Задачи: речевые, литературные.
Словесное рисование: развивать умение собрать воедино, обобщить имеющиеся в тексте авторские детали, комбинировать их, создавать психологические портреты героев в определенных ситуациях.
Речь: активизировать в речи детей образные выражения из сказки (бранит, горюет, на ворон зазевалась, помахивает, потрясывает, поглядывает, насилу найти).
Режиссерские дополнения диалогов персонажей: домысливать диалоги главных персонажей, содержание которых не раскрыто в сказке, но необходимо для драматизации; придуманные диалоги соотносить с замыслом сказки.
Психогимнастика: учить детей соотносить разученные мимические и пантомимические этюды ("Радуется бранит горюет", "Я хитрая!", "Я глупый!") с конкретными ситуациями в сказке (лиса одна в яме, лиса в яме с козлом, козел в яме один, козел гуляет).
Драматизация: подвести детей к осознанному принятию на себя роли того или иного персонажа, передавать ее через слово и собственные движения, озвучивать слова автора.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог:
- Ребята, вспомните, какие сказки про козла вы знаете? А к какой сказке про козла подходит пословица: "Век живи, век учись!"? (Русская народная сказка "Лиса и козел").
- Вспомните, какую загадку вы придумали про козла из сказки "Лиса и козел"? (Воспроизведение загадки с помощью знакомой модели.)
- Сегодня мы будем учиться играть сказку "Лиса и козел". А потом покажем эту сказку малышам. (Рассказывание сказки воспитателем.)
- Ребята, представьте, что вы художники и малыши попросили вас нарисовать картинки в детскую книжку к этой сказке.
- Каким бы вы нарисовали козла, когда он шел по дороге? (радостный, веселый, игривый).
- Если у козла было хорошее настроение, каким голосом он разговаривал с лисой? (радостным, веселым, дружелюбным).
- У козла было хорошее настроение, поэтому он не просто мотал головой, а ... (поматывал); не просто тряс бородой, а ... (потрясывал); не просто глядел по сторонам, а ... (поглядывал).
- Какой бы вы нарисовали лису в яме одну? (печальная, грустная, горюет).
- Какой бы вы нарисовали лису, когда она просит козла спрыгнуть в колодец? (улыбается, глаза хитрые).
- Лиса не просто просила козла, а ...? (уговаривала, упрашивала, завлекала).
- Скажите за лису, как она упрашивала козла (дети говорят нежно, ласково.
- Какой бы вы нарисовали лису, когда козел спрыгнул в яму? (обрызганную, грязную, сердитую, брови нахмурены).
- В сказке говорится, что хозяин насилу нашел козла. Но о том, как он искал козла, ничего не сказано. Давайте придумаем, как звал хозяин козла. (Козел, где ты? Отзовись, откликнись!).
- Что, по вашему, мог ответить козел хозяину? (Я здесь, спаси меня. Мне холодно, мне голодно.)
Психогимнастика:
- Теперь я буду говорить, что произошло в сказке, а вы будете исполнять нужные движения, которые мы с вами уже разучивали.
- Лиса в колодце сидит одна. (Дети выполняют движения, соответствующие этюду “Горюет”. Соответственно они выполняют и другие движения.)
- Лису обрызгал козел (бранится).
- Лиса выскочила из колодца (радуется).
- Козел сидит один в яме ("Какой я глупый!").
- Хозяин тащит козла из ямы (Тяжело!).