Взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей
ШипицынаЛ. М.
; «Необучаемый» ребенок в семье иобществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
ISBN 5-9268-0386-1
В монографии представлены результаты комплексной диагностики и коррекции детей, подростков и молодых людей с умственной отсталостью. Особое внимание уделяется социализации и интеграции этих лиц в общество. В связи с этим подробно рассматриваются вопросы их социально-психологической адаптации, формирования коммуникативных навыков, семейных взаимоотношений, полоролевого поведения, а также вопрос психолого-педагогического сопровождения умственно отсталых лиц в различных условиях обучения, воспитания, реабилитации и поддерживаемого проживания. Книга может быть полезна для педагогов, психологов, де-фектологов, психоневрологов, логопедов, аспирантов, студентов и родителей детей с нарушением интеллекта.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1
ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ ....................................9
Глава 2
КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ................................14
2.1. Исторический экскурс в учение об умственной отсталости ......................14
2.2. Причины умственной отсталости................................................................ 19
2.3. Патогенез умственной отсталости...............................................................23
2.4. Систематика умственной отсталости ..........................................................25
2.5. Симптомы умственной отсталости..............................................................37
2.5.1. Легкая умственная отсталость............................................................37
2.5.2. Умеренная умственная отсталость.....................................................39
2.5.3. Тяжелая умственная отсталость..........................................................41
2.5.4. Глубокая умственная отсталость.........................................................42
2.6. Ранняя диагностика умственной отсталости ..............................................43
2.7. Динамика умственной отсталости...............................................................47
2.8. Поздняя абилитация умственной отсталости.............................................49
Глава 3
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЦ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ......................................................................55
3.1. Формирование представлений об «умственной отсталости»
в психолого-педагогических исследованиях...............................................55
3.2. Диагностика сенсорно-перцептивных функций у детей с умеренной
и тяжелой умственной отсталостью.............................................................64
3.3. Диагностика социального развития детей и подростков с тяжелой
и глубокой умственной отсталостью............................................................69
3.3.1. Возрастная группа с 7 до 11 лет..........................................................72
3.3.2. Возрастная группас 12до 18 лет.........................................................76
3.4. Оценка родителями сформированности социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной
и тяжелой умственной отсталостью.............................................................79
3.5. Диагностика социально-бытовых навыков у молодых людей
с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.......................................85
НЕОБУЧАЕМЫЙ. РЕБЕНОК В СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВЕ
3.5.1. Развитие социально-бытовых навыков в условиях дома..................87
3.5.2. Развитие социально-бытовых навыков вне дома..............................91
3.5.3. Развитие учебных навыков и навыков трудовой деятельности ........92
3.6. Диагностика эмоционального состояния у молодых людей
с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.......................................93
3.7. Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной
и тяжелой умственной отсталостью........................................................... 103
Глава 4
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.......110
4.1. Значение общения в психическом развитии ребенка............................... 110
4.2. Вербальные и невербальные средства общения........................................ 112
4.3. Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с
умственной отсталостью............................................................................. ] 16
4.3.1. Диагностика коммуникативных навыков у молодых людей
с умеренной и тяжелой умственной отсталостью............................ 119
4.4. Развитие коммуникативных навыков у молодых людей с умеренной
и тяжелой умственной отсталостью в процессе обучения........................ 126
4.5. Рекомендации по формированию вербального общения у умственно отсталых детей............................................................................................. 132
4.5.1. Развитие способности познавать себя.............................................. 134
4.5.2. Развитие умения заботиться о себе.................................................. 136
4.5.3. Развитие способности ориентироваться в окружающем мире
и воспринимать его адекватно.......................................................... 137
4.5.4. Развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них...................................................... 139
4.5.5. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращения окружающих................................................................... 140
4.5.6. Развитие умения воспринимать речь............................................... 141
4.5.7. Развитие умения подражать.............................................................. 142
4.5.8. Развитие умения соблюдать очередность в разговоре..................... 143
4.5.9. Развитие умения пользоваться навыками общения
в повседневной жизни ...................................................................... 144
1.6. Рекомендации по формированию невербального общения у умственно отсталых детей............................................................................................. 146
4.6.1. Система жестов как средство невербального общения................... 147
4.6.2. Система символов (пиктограмм) как средство невербального общения............................................................................................. 149
Глава 5
ПОЛОРОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ............. 156
5.1. Развитие половой идентичности и полоролевого поведения в онтогенезе
ребенка........................................................................................................ J56
5.2. Особенности психосексуального развития детей и подростков
с умственной отсталостью.......................................................................... 159
ОГЛАВЛЕНИЕ
5.3. Концепции полоролевой идентичности и половых ролей....................... 162
5.4. Исследование полоролевой идентификации подростков с умственной отсталостью................................................................................................. 165
5.4.1. Результаты рисуночного теста.......................................................... 165
5.4.2. Результаты теста «Возраст. Пол. Роль»(ВПР).................................. 170
5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью................................................................................................. 173
5.6. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью............................................................................. 177
5.7. Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с умственной отсталостью........-................................................................................. 183
Глава 6
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.................................................................... 187
6.1. Стили и типы родительского воспитания................................................. 188
6.2. Рождение ребенка с нарушением психического развития как фактор, влияющий на жизнедеятельность семьи................................................... 193
6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушением в развитии ...................................................................................................... 195
6.4. Социально-психологическая характеристика семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью................................................................ 197
6.5. Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих
детей с умственной отсталостью................................................................202
6.6. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью.............................................................................204
6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью.............................................................................208
Глава 7