О динамике роста профессионального и жизненного опыта
Возможности прогноза любого процесса существенно возрастают, если его описание сформулировать в математической форме. Математическая модель процесса позволяет проанализировать более далёкие следствия закономерностей явлений, лежащих в его основе, чем это удаётся в форме словесно-логических построений. Математическая формулировка проблем физики, биологии, экономики, социологии и других областей научного знания имеет ещё одно принципиальное преимущество. В тех случаях, когда модель некоторой реальной системы становится слишком сложной для её непосредственной аналитической реализации, можно прибегнуть к численным методам решения систем уравнений (алгебраических, трансцендентных, дифференциальных, интегро-дифференциальных), образующих математическую модель, с помощью быстродействующих ЭВМ. Появились и развиваются математические модели даже таких сложных и волнующих объектов, как человеческий мозг (Уилсон, Коуен, 1972; Аннинос, 1975; Амари, 1977; Томпсон, 1965) или биосфера Земли в целом, включая деятельность человека (Н.Н. Моисеев, В.В. Александров, А.М. Тарко, 1985).
Попытаемся, воспользовавшись простейшим математическим аппаратом, дать набросок динамики интеллектуального роста человека. Под интеллектуальным ростом мы будем понимать накопление любых новых знаний: повышение профессионального мастерства, совершенствование содержательного общения с товарищами по работе и близкими людьми, овладение искусством воспитания детей и так далее.
Как уже говорилось выше, одним из факторов, определяющих "качество" человека, степень успешности его профессиональной и общественной деятельности, его личной жизни, является объём его репродуктивного мышления, то есть количество знаний, умений, навыков в производственной, социальной и бытовой сферах, которыми он располагает на уровне готовых алгоритмов мысли и действия.
Пусть x – объём репродуктивного мышления человека. Скорость возрастания этой величины dx/dt тем больше, чем больше, во-первых, сам этот объём и чем больше, во-вторых, поток актуальной информации j, поступающей от внешней среды (поток информации естественно характеризовать числом проблемных ситуаций, возникающих в единицу времени). Это утверждение можно упрощённо записать в виде уравнения:
(1)
В нейрофизиологическом смысле это уравнение описывает динамику увеличения числа сформировавшихся нейрональных моделей, являющихся основой успешных действий человека в стандартных ситуациях. Со временем приобретённые знания частично стираются. Полагая, что скорость утраты знаний пропорциональна объёму репродуктивного мышления ("чем больше мы знаем, тем больше мы забываем"), уравнение (1) можно записать в следующем виде:
(2)
или
где K =kj - l. Допустим, что k положительно и постоянно, то есть способность человека к накоплению новых знаний, его обучаемость, сохраняется неизменной. Это предположение представляется приемлемым; ведь природа человека не меняется в связи, например, с окончанием вуза, защитой диссертации или повышением в должности. Если поток поступающей информации достаточно велик, так что
то
и индивидуальный объём репродуктивного мышления человека возрастает ускоренно (рис.2, кривая 1).
Если же kj < l , и, следовательно, K<0 , то объём репродуктивного мышления сокращается (нейрональные модели разрушаются быстрее, чем формируются новые): происходит деградация человека (рис.2, кривая 2).
Рис.2. Динамика объёма репродуктивного мышления
Таким образом, личный жизненный (в частности, профессиональный) опыт человека растёт ускоренно, пока положительна величина
(3)
то есть пока: I) человек не снижает внутренней готовности учиться ни при каких обстоятельствах (коэффициент k постоянен или возрастает); 2) работа интересна ему, он ищет себе дело, идёт навстречу новому (постоянен поток информации j); 3) коэффициент l – коэффициент утраты жизненного опыта, обеднения, деградации личности – не слишком велик.
Несколько слов об этом коэффициенте. Его величина определяется факторами, оказывающими повреждающее действие на нервные клетки или даже приводящими к их гибели. Основными такими факторами, наиболее характерными для нашего времени, являются: I) гиподинамия мозга – недогрузка большой части нейронов вследствие дефицита творческого мышления (длительного отсутствия фазы продуктивного мышления); 2) острый или хронический патологический стресс (Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакина, М.А. Уколова, 1977),
3) алкогольная интоксикация при любых дозах этанола (Э.Н. Попова и др., 1984).
При высоком уровне поисковой активности человека, его творческого мышления и действия, вовлекающих весь мозг, все его структуры в отсутствие таких мощных повреждающих факторов, как алкоголь, стрессы и интеллектуальная гиподинамия, можно считать, что l = 0 , то есть память хранит всё, что однажды освоено человеком, умения и навыки практически необратимы.
В этом случае, проинтегрировав уравнение (2), полагая постоянным, найдём:
откуда следует, что время t, за которое объём репродуктивного мышления достигнет некоторой заданной величины х, (например, время, за которое студент освоит весь объём знаний, навыков и умений, предусмотренный программой учебной дисциплины), равно
(4)
Величину K=kj - l будем называть далее эффективным коэффициентом обучаемости. Из соотношения (4) мы видим, что необходимый объём информации х1 будет усвоен тем быстрее, чем больше: I) уровень исходных знаний х0 (уровень "подготовки"), 2) эффективный коэффициент обучаемости К. Однако зависимость времени от уровня исходной подготовки имеет логарифмический характер, тогда как от коэффициента К время зависит обратно пропорционально
Таким образом, уровень начальной подготовки менее существенен для динамики формирования индивидуального опыта, чем готовность и способность к обучению. В познавательной деятельности – учебной, научной или любой другой – успех, в конечном счёте, сопутствует тому, кто сохранил и умножил естественную жажду нового, освоил технику поиска и познания, натренировал структуры мозга, обеспечивающие творческую компоненту мышления.
Имеющийся, как угодно большой, объём индивидуального опыта не может служить основанием для самоуспокоенности. Остановившийся в развитии неизбежно отстанет от упорно идущих вперёд.
Интеллектуальный рост человека определяется, однако, не только его личными качествами, но и всей средой. Если жизнь бедна событиями, то есть поток информации j близок к нулю, то эффективный коэффициент обучаемости К может быть мал или даже отрицателен. Человек с развитым творческим началом, оказавшись в такой среде, испытывает дискомфорт, субъективно воспринимаемый как ощущение собственной бесполезности, скуки; у него нарастает чувство протеста. Человек либо деградирует вместе со средой, либо находит какое-то занятие или развлечение, которое, хотя бы отчасти, утоляло творческий и эмоциональный голод. Этой цели во все времена служили игры и зрелища. Безобидным, социально безвредным, а иногда и весьма полезным способом занять себя является большинство всевозможных "хобби". Бывают, однако, и далеко не безобидные способы развлечься.
Единственно правильный вариант – попытаться изменить застойную среду, найти проблемы (они всегда существуют, просто иногда их стараются или привыкают не замечать), найти направления совершенствования производственной деятельности, общественной работы, быта и т.д. Увидеть далёкие перспективы. Найти большие цели. Последовательно и неуклонно идти к их достижению, используя все те силы и способности, которые в человеке предусмотрены природой. И тогда далёкая "генеральная" цель будет генератором проблемных ситуаций для человека, источником всё новых и новых задач, которые необходимо решить для её достижения.