Как фактор развития личности ученика
Школьная среда как фактор воспитания. Ученический коллектив как высокоорганизованная группа, его основные признаки и функции. Проблемы формирования ученического коллектива: этапы, методы и средства, сущность педагогического руководства на каждом этапе.
Ученик и классный коллектив. Статус ученика в коллективе и развитие его личности. Ученическое самоуправление и его роль в личностном развитии. Общественные молодежные объединения в воспитании школьников.
Классный руководитель как организатор воспитательной работы в классе, его основные функции и содержание деятельности. Диагностика воспитанности личности и классного коллектива. Диагностирование воспитательного процесса.
Семья как воспитательный институт. Характеристика современной семьи: типы, структура, функции. Психолого-педагогические основы воспитания в семье. Роль отца и матери в семейном воспитании. Нравственно-психологический климат в семье. Общение родителей и детей, семейные традиции и образ жизни.
Проблемы современной семьи. Педагогическая культура родителей. Условия успешного воспитания детей в семье. Взаимодействие школы и семьи.
Требования к компетентности:
· знать особенности школьной среды как фактора воспитания; понимать и уметь обосновать роль ученического коллектива для развития личности; уметь создавать благоприятную атмосферу в коллективе;
· знать механизмы социализации личности в коллективе и уметь анализировать реальность с учетом стадий формирования коллектива, системы его ценностей;
· знать педагогически целесообразные пути формирования ученического коллектива, уметь практически реализовать их в будущей профессиональной деятельности;
· понимать роль общественных молодежных объединений в воспитании школьников и уметь анализировать состояние их работы;
· знать функции и содержание деятельности классного руководителя, осознавать его роль в воспитательном процессе; уметь планировать воспитательную работу с учащимися класса с опорой на возрастные и индивидуальные особенности, уровень развития ученического коллектива;
· уметь осуществлять диагностику воспитательного процесса, уровня воспитанности личности и классного коллектива; уметь использовать ее результаты для решения воспитательных задач;
· знать сущность семьи как первичного воспитательного института, ее типы, психолого-педагогические основы воспитания в семье; уметь обосновать основные функции семьи, роль отца и матери в семейном воспитании;
· понимать сущность педагогической культуры родителей и условия ее обогащения в течение жизни человека; знать различные формы взаимодействия школы и семьи по воспитанию детей и уметь использовать эти знания для решения педагогических задач.
Проблема формирования положительной Я-концепции
Личности ученика
Понятие «Я-концепции» личности: ее сущность, структура, функции. Роль семьи и школы в формировании Я-концепции личности. Формирование положительной Я-концепции личности учащегося – основная задача педагогов и родителей.
Пути и средства формирования позитивной Я-концепции личности школьника. Педагогическая поддержка самовоспитания учащихся. Влияние Я-концепции личности учителя на формирование позитивной Я-концепции личности школьника.
Требования к компетентности:
· знать сущность и структуру «Я-концепции» личности, понимать ее роль в жизни человека; уметь соотносить эти знания с педагогической реальностью и использовать для решения педагогических задач;
· знать пути и средства формирования положительной Я-концепции личности школьника; владеть основами планирования, конструирования, организации, осуществления, стимулирования и контроля воспитательной работы с учащимися по формированию их положительной Я-концепции;
· осознавать влияние Я-концепции личности учителя на формирование позитивной Я-концепции личности школьника; уметь использовать эти знания для личностного и профессионального самосовершенствования.
Основы педагогики общения
Понятие о педагогическом общении. Функции педагогического общения и способы их реализации. Речевое поведение учителя. Способы коммуникативного воздействия на ученика: требование, убеждение, перспектива, внушение.
Структура педагогического общения, его этапы. Коммуникативное обеспечение урока. Стиль педагогического общения, его виды и условия эффективного использования. Индивидуальный стиль деятельности и общения педагога.
Педагогические конфликты и их преодоление. Стратегии конструктивного разрешения педагогических конфликтов и условия их эффективного использования. Культура педагогического общения. Педагогический такт учителя.
Требования к компетентности:
· знать функции, структуру и роль педагогического общения в учебно-воспитательном процессе; уметь анализировать педагогическую реальность с позиции этого знания;
· знать стили педагогического общения, уметь выбирать оптимальный стиль педагогического общения в зависимости от сложившихся условий;
· знатьпричины возникновения педагогических конфликтов в разных возрастах и уметь определять рациональные способы их разрешения в учебно-воспитательном процессе;
· знать составляющие культуры педагогического общения; уметь выбирать адекватные вербальные и невербальные средства для установления и развития контактов между участниками педагогического взаимодействия.