Задания и упражнения для учащихся

5-го КЛАССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВВОДНОГО КУРСА “СИНТАКСИС”

1. Упражнения рецептивного типа

1. Вы знаете, что обязательным показателем предложения является наличие грамматической (предикативной) основы, а в устной речи – интонации. Определите грамматическую основу в данных предложениях и охарактеризуйте интонацию предложений.

1. Вот взошла луна златая. (А. Пушкин.)

2. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А. Блок.)

3. Весь мир – театр, и люди в нём – актёры. (В. Шекспир.)

4. Пусть заболею, пусть даже умру – вот тогда они не простят себе, что не подарили мне щенка. (А. Линдгрен.)

5. Мудрого не обманешь, глупого не переспоришь. (Пословица.)

6. А не посидеть ли нам за чаем? (А. Чехов.)

7. Нужно было помнить всё рассказанное Дениской, чтобы понять его логику. (Е. Носов.)

- Как вы объясните тот факт, что в некоторых предложениях сказуемое состоит из нескольких слов или выражено не глагольными формами? Можно ли определить время в тех предложениях, сказуемое в которых выражено не глаголом или вовсе отсутствует? Каким образом?

2. Запишите предложения и выделите в них грамматические основы. Порассуждайте о том, какие слова связывают то, о чём говорится в предложении, с самим говорящим.

1. У меня сегодня радость: подарили мне щенка. (А. Барто.)

2. Возможно, папа и подарил бы мне щенка, но мама всегда была против. (А.Линдгрен.)

3. Это тебе не просто цветок, а малахитовый. (П. Бажов.)

4. Они запретили говорить о Карлсоне, но забыли запретить о нём думать, мечтать и ждать его возвращения. (А.Линдгрен.)

5. Я думаю, всё дело в отношении к нему Бетти. (А.Линдгрен.)

2. Упражнения репродуктивного типа

1. Прочитайте сочетания слов. Из данных вариантов сочетаний слов выберите сначала те, которые, по вашему мнению, являются словосочетаниями, а затем те, которые можно назвать предложениями:

1) лес тёмный;

2) лес потемнел;

3) тёмный лес;

4) пошли в лес;

5) сразу пошли;

6) решили и пошли;

7) в лес;

8) ребята пошли в лес;

9) тёмный и тихий лес.

- Объясните свой выбор. Поясните те ситуации, в которых выбранные варианты словосочетаний могут выступать в роли предложений.

2. Прочитайте каждое предложение с разной интонацией: просьба, приказ, насмешка, угроза, недовольство, сожаление и т.д. Сделайте вывод о роли интонации в предложении.

1. Пусть прочитает эту книгу.

2. Расскажите нам об этом случае.

3. Кто это в класс принёс попугая?

4. Кто к нам пришёл!

3. Прочитайте текст. Спишите, расставляя знаки препинания, графически их объясните. Выделите в предложениях грамматические основы, укажите, чем выражены главные члены предложения.

Кто бы мог подумать что Григорий и этого задания не выполнит. С самого утра он ходил туда-сюда придумывал разные отговорки со скучным лицом принимался за дело. Сейчас бы улететь за тридевять земель подальше отсюда! – размышлял ленивец. – Пускай вон Сашка трудится! К полудню дело так и не двинулось с места и нам пришлось помогать Гришке чтобы не отстать от остальных бригад.

Н. Носов

- В каких предложениях, по вашему мнению, чётко выражена оценка говорящим высказывания с точки зрения реальности и возможности совершения действия.

- К какому типу речи относится текст? Укажите лексические, морфологические и синтаксические особенности текста данного типа речи.

3. Упражнения продуктивного типа

1. От данных глаголов образуйте все возможные формы наклонений и составьте с ними предложения, употребив эти формы в роли сказуемых. Проследите, как изменяется значение предложения в зависимости от лексического и грамматического значения сказуемого.

Разбудить, выяснять, выяснить, употребить, употреблять.

2. Составьте 3–4 предложения, употребив в них глаголы-сказуемые в форме различных наклонений. Составьте лингвистический рассказ на тему: “Как изменяется значение предложения в зависимости от лексического и грамматического значения сказуемого”, приводя в качестве примеров предложения собственного сочинения.

3. Составьте словосочетания, соответствующие схеме ГЛАГ. + СУЩ., где глагол – главное слово, используя данные глаголы в форме 2-го лица единственного числа настоящего времени, а потом в форме 3-го лица единственного числа настоящего времени. Внимательно выбирайте необходимую падежную форму для существительного.

Видеть – наблюдать, гулять – выгуливать, обвинять – осуждать, понять – вникнуть – додуматься.

- Составьте с некоторыми словосочетаниями предложения и подумайте, каким способом выражено в них отношение высказывания к тому, кто его произносит.

Список литературы:

1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для вузов по специальности "Педагогика и методика нач.образования" – 5. изд., стер . – Москва : Academia, 2008 . – 2 экз

2. Интернет источник http://festival.1september.ru/articles/510829/

Наши рекомендации