Задания и упражнения для учащихся
5-го КЛАССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВВОДНОГО КУРСА “СИНТАКСИС”
1. Упражнения рецептивного типа
1. Вы знаете, что обязательным показателем предложения является наличие грамматической (предикативной) основы, а в устной речи – интонации. Определите грамматическую основу в данных предложениях и охарактеризуйте интонацию предложений.
1. Вот взошла луна златая. (А. Пушкин.)
2. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А. Блок.)
3. Весь мир – театр, и люди в нём – актёры. (В. Шекспир.)
4. Пусть заболею, пусть даже умру – вот тогда они не простят себе, что не подарили мне щенка. (А. Линдгрен.)
5. Мудрого не обманешь, глупого не переспоришь. (Пословица.)
6. А не посидеть ли нам за чаем? (А. Чехов.)
7. Нужно было помнить всё рассказанное Дениской, чтобы понять его логику. (Е. Носов.)
- Как вы объясните тот факт, что в некоторых предложениях сказуемое состоит из нескольких слов или выражено не глагольными формами? Можно ли определить время в тех предложениях, сказуемое в которых выражено не глаголом или вовсе отсутствует? Каким образом?
2. Запишите предложения и выделите в них грамматические основы. Порассуждайте о том, какие слова связывают то, о чём говорится в предложении, с самим говорящим.
1. У меня сегодня радость: подарили мне щенка. (А. Барто.)
2. Возможно, папа и подарил бы мне щенка, но мама всегда была против. (А.Линдгрен.)
3. Это тебе не просто цветок, а малахитовый. (П. Бажов.)
4. Они запретили говорить о Карлсоне, но забыли запретить о нём думать, мечтать и ждать его возвращения. (А.Линдгрен.)
5. Я думаю, всё дело в отношении к нему Бетти. (А.Линдгрен.)
2. Упражнения репродуктивного типа
1. Прочитайте сочетания слов. Из данных вариантов сочетаний слов выберите сначала те, которые, по вашему мнению, являются словосочетаниями, а затем те, которые можно назвать предложениями:
1) лес тёмный;
2) лес потемнел;
3) тёмный лес;
4) пошли в лес;
5) сразу пошли;
6) решили и пошли;
7) в лес;
8) ребята пошли в лес;
9) тёмный и тихий лес.
- Объясните свой выбор. Поясните те ситуации, в которых выбранные варианты словосочетаний могут выступать в роли предложений.
2. Прочитайте каждое предложение с разной интонацией: просьба, приказ, насмешка, угроза, недовольство, сожаление и т.д. Сделайте вывод о роли интонации в предложении.
1. Пусть прочитает эту книгу.
2. Расскажите нам об этом случае.
3. Кто это в класс принёс попугая?
4. Кто к нам пришёл!
3. Прочитайте текст. Спишите, расставляя знаки препинания, графически их объясните. Выделите в предложениях грамматические основы, укажите, чем выражены главные члены предложения.
Кто бы мог подумать что Григорий и этого задания не выполнит. С самого утра он ходил туда-сюда придумывал разные отговорки со скучным лицом принимался за дело. Сейчас бы улететь за тридевять земель подальше отсюда! – размышлял ленивец. – Пускай вон Сашка трудится! К полудню дело так и не двинулось с места и нам пришлось помогать Гришке чтобы не отстать от остальных бригад.
Н. Носов
- В каких предложениях, по вашему мнению, чётко выражена оценка говорящим высказывания с точки зрения реальности и возможности совершения действия.
- К какому типу речи относится текст? Укажите лексические, морфологические и синтаксические особенности текста данного типа речи.
3. Упражнения продуктивного типа
1. От данных глаголов образуйте все возможные формы наклонений и составьте с ними предложения, употребив эти формы в роли сказуемых. Проследите, как изменяется значение предложения в зависимости от лексического и грамматического значения сказуемого.
Разбудить, выяснять, выяснить, употребить, употреблять.
2. Составьте 3–4 предложения, употребив в них глаголы-сказуемые в форме различных наклонений. Составьте лингвистический рассказ на тему: “Как изменяется значение предложения в зависимости от лексического и грамматического значения сказуемого”, приводя в качестве примеров предложения собственного сочинения.
3. Составьте словосочетания, соответствующие схеме ГЛАГ. + СУЩ., где глагол – главное слово, используя данные глаголы в форме 2-го лица единственного числа настоящего времени, а потом в форме 3-го лица единственного числа настоящего времени. Внимательно выбирайте необходимую падежную форму для существительного.
Видеть – наблюдать, гулять – выгуливать, обвинять – осуждать, понять – вникнуть – додуматься.
- Составьте с некоторыми словосочетаниями предложения и подумайте, каким способом выражено в них отношение высказывания к тому, кто его произносит.
Список литературы:
1. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для вузов по специальности "Педагогика и методика нач.образования" – 5. изд., стер . – Москва : Academia, 2008 . – 2 экз
2. Интернет источник http://festival.1september.ru/articles/510829/