Фрагмент 2. Семь заповедей педагога
Фрагмент 1. Способы описания алгоритмов
Алгоритмы описываются разными способами, среди которых довольно 7 распространенными являются словесно-формульный и структурный или в виде блок-схемы. Словесно-формульный алгоритм записывается в виде текста с формулами по пунктам, определяющим последовательность действий.
Пример словесно-формульной записи алгоритма вычисления значения математического выражения: y = 40∙а/(a - b) – (2∙x2 +8).
1. Ввести значения а, b, х
2. Вычислить значения а – b
3. Вычислить значение 40∙а
4. Разделить результат шага 3 на результат шага 2 алгоритма.
5. Возвести х в квадрат.
6. Умножить результат шага 5 на 2.
7. Сложить результат шага 6 с числом 8.
8. Из результата шага 4 вычесть результат шага 7
9. Вывести результат вычисления выражения.
Фрагмент 2. Семь заповедей педагога
Бернард Шоу как-то сказал: «Кто умеет – делает, кто не умеет – учит». Фраза стала крылатой – а ведь Шоу ошибся. В современном мире становится очень важным уметь учиться, а кто-то должен этому учить. Как заставить аудиторию действовать в одном направлении, как убедиться, что все тебя поняли правильно и однозначно? Очень просто: нужно быть хорошим педагогом и помнить основные принципы преподавания.
Заповедь I.Изучайте своих учеников. Одного знания материала недостаточно. Нужно знать о тех, кого вы учите – их способности, потребности и опыт. Иначе как вы сможете определить, что они уже знают, а чему им нужно учиться?
Заповедь II.Учитесь создавать комфортную обстановку на занятиях. Забота о создании эмоциональной, интеллектуальной и психологически благоприятной обстановки для обучения должна быть ежедневной.
Заповедь III.Заражайте учеников энтузиазмом и целеустремленностью. Разница между хорошим и великим педагогом не в мастерстве, а в степени увлеченности. Увлеченности материалом, процессом преподавания.
Заповедь IV.Имейте право на незнание. Слушатели доверяют и охотно работают с теми, кто делится с ними своими сомнениями. Признавшись, что вы чего-то не знаете, вы даете понять, что сами еще учитесь.
Заповедь V.Учитесь задавать и выслушивать хорошие вопросы. Обучение связано с познанием неизвестного, а исследование начинается с вопросов, способствующих глубокому пониманию. Лидер среди них – « почему». Лучший педагог заинтересован не столько в ответе, сколько в том, чтобы ученики рассуждали над вопросом.
Заповедь VI.Научитесь слушать. Эффективное преподавание – это улица с двусторонним движением: диалог, а не монолог.
Заповедь VII.Никогда не прекращайте учить. Одно из самых важных условий успешного преподавания – любовь к своему делу, которая не должна заканчиваться за дверью аудитории.
Фрагмент 3. Алгоритм Евклида (нахождение наибольшего общего делителя)
Алгоритм Евклида – это алгоритм нахождения наибольшего общего делителя (НОД) пары целых чисел.
Наибольший общий делитель (НОД) – это число, которое делит без остатка два числа и делится само без остатка на любой другой делитель данных двух чисел. Проще говоря, это самое большое число, на которое можно без остатка разделить два числа, для которых ищется НОД.
Описание алгоритма нахождения НОД делением:
Шаг 1) Сравниваем числа. Если числа равны, то любое из них и есть НОД.
Шаг 2) Если числа не равны, то большее число делим на меньшее.
Шаг 3) Если делится без остатка, то меньшее число и есть НОД.
Шаг 4) Если есть остаток, то большее число заменяем остатком от деления.
Шаг 5) Возвращаемся к пункту 2.
Фрагмент 4. Вопросы для самоконтроля по теме «Информация»:
2.1Что означает термин “информатика”, и каково его происхождение?
2.2Какие области знаний и административно-хозяйственной деятельности официально закреплены за понятием “информатика” с 1978 года?
2.3Какие сферы человеческой деятельности, и в какой степени затрагивает информатика?
2.4Назовите основные составные части информатики и основные направления её применения.
2.5Что в бытовом, естественнонаучном и техническом смысле подразумевается под понятием “информация”?
2.6Приведите примеры знания фактов и знания правил. Назовите новые факты и новые правила, которые Вы узнали за сегодняшний день.
2.7От кого (или чего) человек принимает информацию? Кому передает информацию?
2.8Где и как человек хранит информацию?
2.9Что необходимо добавить в систему “источник информации — приёмник информации”, чтобы осуществлять передачу сообщений?
2.10Приведите примеры ситуаций, в которых над информацией производятся следующие действия:
· создание;
· обработка;
· запоминание;
· копирование;
· прием;
· передача;
· измерение.
2.11Что необходимо добавить в систему “источник информации — приёмник информации”, чтобы осуществлять передачу сообщений?
2.12Какие типы действий выполняет человек с информацией?
2.13Приведите примеры обработки информации человеком. Что является результатами этой обработки?
Фрагмент 5. Web-ресурсы по алгоритмизации и программированию:
Учебные материалы для начинающих:
1. Первые шаги: уроки программирования http://www.firststeps.ru
2. Visual Basic для детей http://www.vbkids.narod.ru
3. Школа информатики и программирования http://ips.ifmo.ru
4. Программируем на Лого http://school.ort.spb.ru/library/logo
5. Изучаем алгоритмизациию http://inform-school.narod.ru
Учебные материалы по алгоритмизации и программированию для «продвинутых»:
6. CodeNet — все для программиста http://www.codenet.ru
7. HTML-справочник http://html.manual.ru
8. Некоторые математические алгоритмы http://algorithm.narod.ru
9. Задачи по спортивному программированию http://acm.timus.ru
10. Математика и программирование http://www.mathprog.narod.ru
Готовые алгоритмы:
11. Алгоритмы, методы, исходники http://algolist.manual.ru
12. Дискретная математика: алгоритмы http://rain.ifmo.ru/cat
13. Библиотека алгоритмов http://alglib