Организация деятельности на традиционном уроке
Зачем и кому нужны схемы при организации деятельности учащихся на уроке? Почему именно схемы?
Требования относительно того, что учитель должен сообщать учащимся о том, что будет происходить на уроке, выдвигались всегда. Однако традиционный подход к уроку, когда одновременно все ученики делают одно и то же, лишает смысла изложение плана детям: что скажет учитель, то и будут делать учащиеся.
1.Конечно, во время посещения урока заместителем директора указанное требование обычно выполняется, но формально: на доске размещается план и зачитывается детям.
2.Поскольку планы являются формальными, то они обычно выглядят примерно так: Объяснение нового материала.
3.Обобщение изученного.
4.Работа в группах. Выполнение заданий по тесту.
5.Подведение итогов.
Этот план не дает учащимся достаточной информации о том, что от них требуется. Пункты плана относятся к разным субъектам, например, объяснять новый материал, видимо, будет учитель, а что при этом должны будут делать учащиеся — непонятно. Некоторые же пункты плана (например, «Обобщение изученного») вообще не объясняют, кто и что в этот момент будет делать и что в результате будет получено. Как же определить, произошло ли обобщение?
Другие планы к деятельности на уроке вообще не имеют отношения и являются планом объяснения нового материала.
Примером такого плана может служить план учебного занятия по истории в 9 классе на тему «Духовная жизнь».
1.Главная задача в области культуры.
2.Отношение интеллигенции к революции и новой власти.
3.Большевики и церковь.
4.Новое искусство.
Такой план является важным с точки зрения понимания логики темы. Однако то, что будет происходить на уроке, что требуется от учащихся в части самостоятельных действий, из такого плана понять невозможно.
Часто в планах смешивают то, что относится к теме, и то, что относится к предстоящей деятельности. То, что относится к деятельности учащихся на уроке, необходимо обозначить другими словами, например: «схема организации деятельности» или «оргдеятельностная схема».
С точки зрения обеспечения возможности индивидуального и группового продвижения учащихся на уроке, очень важным является то, что дети уже в начале занятия знают, кто и что в течение урока должен делать и какой результат получить. В чем же здесь отличие от происходящего на традиционном уроке?
Обычный урок устроен так, что все дети вместе с учителем постепенно переходят от этапа к этапу. При этом те учащиеся, которые двигаются быстрее, вынуждены ожидать выполнения заданий остальными и, соответственно, при этом происходит потеря времени. Ребенок уже может двигаться дальше, но поскольку организационно его движение не обеспечено, то есть школьник не знает, что конкретно должен делать дальше, то он вынужден ждать. В то же время дети, которые при общем завершении этапа в чем-то отстали, всё же вынуждены переходить к следующему этапу.
Чтобы этого избежать, хотя бы в пределах учебного занятия, необходимо уже в его начале разъяснить учащимся всю логику продвижения вперед и обеспечить это организационно. Например, планируя урок изучения новой темы, учитель предполагает, что дети изучат ее самостоятельно в группе, затем проверят в этой же группе понимание материала каждым, индивидуально попробуют применить знания и выявят те моменты, которые кому-то понять не удалось. В итоге происходит обсуждение. Для данной ситуации с большинстве случаев план выглядит примерно следующим образом:
1.Работа в группе.
2.Индивидуальная работа.
3.Работа в группе.
4.Фронтальная работа.
Из плана можно понять смену типов работ, однако, что конкретно в каждом случае будет получено, в какой момент надо переходить к следующему типу работ, не совсем ясно.
Второй пример плана (с точки зрения получаемого в каждом виде работ продукта) является уже более понятным.
1.Сообщение задания учителем.
2.Работа в группе по изучению новой темы.
3.Работа в группе по проверке собственного понимания.
4. Индивидуальная работа по выявлению непонятного — ответы на вопросы.
5.Работа в группе — применение знаний.
6. Общая (фронтальная) работа по подведению итогов.
Необходимо учесть, что когда учитель пытается написанное словами представить в виде схемы, то само составление такой схемы выявляет некоторые неучтенные места и вынуждает их уточнять.