Возрастные особенности детей 6-7 лет с нарушением интеллекта.
Результаты психолого-педагогического обследования
Детей 4-го года обучения
Цель: выявление особенностей умственного развития детей на начало 2016-2017 уч.г. Дата обследования:15.09 -23.09.2016 г. Количество детей: 6.
Результаты обследования: по суммарному количеству баллов детей можно разделить на 4 группы.
Из них: на основе методического пособия под редакцией Стребелевой Е.А. выявлены группы:
Первая группа (10-12 бал.) – 1 ребенок (Альберт). Эти дети не проявляют интерес к заданиям, с трудом включаются в совместную деятельность с взрослыми, не решают познавательных задач, в условиях обучения действуют неадекватно, собственная речь характеризуется наличием отдельных слов или элементарной фразы.
Вторая группа - (13-23 бал.) - 2 детей (Вильдан, Ярослава).
У этих детей отмечается: есть контакт с взрослыми, но действия носят хаотичный характер, фразовая речь аграмматична, характеризуется отдельными словами.
Третья группа (24-33 бал.) -3 детей (Александра, Дамир, Арсен). Эту группу составляют дети, заинтересованные в действиях с игрушками, включаются в совместную деятельность с взрослыми, пользуются методом перебора вариантов, после обучения переходят к практической ориентировке, у них имеется собственная речь, фраза мало понятна для окружающих.
Четвертая группа (34-40 бал.) - нет детей. Эти дети проявляют интерес к познавательным задачам, при их выполнении пользуются зрительной ориентировкой, у них имеется стойкий интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями, речь у них фразовая, грамматически правильно построенная.
По результатам диагностирования:
- составить перспективный план коррекционно-развивающей работы на 2016-2017 уч.г., 1 квартал;
- ознакомить родителей с результатами обследования;
- подготовить материалы для родителей по проведению домашних заданий.
Учитель-дефектолог: ______________С.Н. Лысова
Возрастные особенности детей 6-7 лет с нарушением интеллекта.
В трудовой деятельности у этих детей ярко проявляются и низкий уровень их познавательных возможностей и сложности переноса способа действия, и нарушения моторики. Эти дети с большим трудом осмысливают задание, овладев теми или иными навыками, часто не могут изменить свою деятельность соответственно новой инструкции. Они предпочитают однообразное повторение одних и тех же заученных ими операций. Создается так называемый косный («жесткий») стереотип, который с трудом преодолевается в незнакомой обстановке.
Моторика у детей грубо нарушена. Это выражается в несформированности координации, точности и темпа произвольных движений. У большинства детей движения беспорядочны: они затрудняются производить последовательные, согласованные действия.
Внимание у детей 6-7лет нарушено. Его трудно привлечь, оно мало устойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели.
Память отличается малым объемом и значительным искажений материала. Дети могут запомнить и воспроизвести небольшой текст или ряд слов. Характерно, что они легче запоминают и воспроизводят связный текст, чем набор несвязанных между собой слов.
Речь, как правило, отличается глубоким недоразвитием. Прежде всего, оно проявляется в значительном запаздываний всех этапов ее развития. Степень недоразвития речи чаще всего соответствует уровню общего психического недоразвития. Но, иногда встречаются дети, речь которых производит впечатление достаточно правильной. Между тем, при осмыслении их высказываний можно установить бессвязное повторение ранее усвоенных слов и выражений. В этих случаях говорят об эхолаличной речи. В других случаях у таких детей речь не возникает и почти не развивается в течение нескольких лет. (Это так называемые «безречевые» дети, которые среди детей младшего возраста составляют 20 - 25%.) Данные аномалии свидетельствуют, о более глубоких локальных поражениях речевых зон коры головного мозга. Типичное же детей недоразвитие речи характеризуется соответствием их интеллектуальному недоразвитию.
Мышление характеризуется беспорядочностью, бессистемностью имеющихся представлений и понятий, отсутствием или слабостью смысловых связей, трудностью их установления, инертностью, конкретностью мышления и чрезвычайной затрудненностью обобщений.
Они способны лишь к самым элементарным обобщениям (могут установить различие между отдельными предметами). При обучении они способны обобщить предметы в определенные группы (одежда, животные и др.). Понятийные обобщения образуются с большим трудом, часто заменяются ситуативными обобщениями или отказом от всякого обобщения. Особенно ярко недостатки мышления у таких детей проявляются при обучении их грамоте и счету. Могут научиться чтению, однако осмыслить текст многие из них не в состоянии. Они не могут обобщить прочитанное, у них наблюдается ярко выраженная фрагментарность восприятия, из-за чего фразы оказываются логически не связанными между собой. При этом допущенных ошибок дети не замечают и соответственно не могут их исправить. Это говорит о неосознанном механическом процессе усвоения материала.
Дети с нарушением интеллекта овладевают порядковым счетом и производят с помощью наглядных средств арифметические действия, но отвлеченный счет даже в пределе первого десятка им, как правило, недоступен. Особенно большие трудности испытывают они при решении задач. Они с трудом удерживают в памяти их условия, не могут установить нужных смысловых связей и «соскальзывают» на выполнение отдельных арифметических действий
В результате обучения у детей накапливаются представления и элементарные понятия, но они составляют у них малосвязанные разрозненные знания. Их суждения очень бедны, не самостоятельны: они повторяют заимствованное от окружающих их людей без переработки на основе собственного опыта. Многое в их суждениях является простым подражанием.