Особенности словоизменения существительных в единственном числе
Исследования развития детской речи (А. Н. Гвоздев, Н. А. Рыбников, Л. П. Федоренко, А. М. Шахнарович, Е. И. Нег-невицкая, С. Н. Цейтлин, Г. А. Черемухина, А. В. Захарова, Ф. А. Сохин, М. И. Попова и др.) показывают, что раньше других в речи детей появляется дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа, затем происходит усвоение беспредложных конструкций единственного числа существительных: винительного падежа (1 год 9 мес, по А. Н. Гвоздеву), затем — родительного (1 год 10 мес), позднее — дательного (1 год 11 мес). Значительно позднее дети усваивают творительный падеж (после 2 лет). Основные предложно-падежные конструкции усваиваются детьми в период от 2 лет 6 мес. до 3 лет, а некоторые предложно-падежные конструкции появляются после 3 лет.
Таким образом, к старшему дошкольному возрасту дети с нормальным развитием усваивают как беспредложные, так и в основном предложно-падежные конструкции.
Что же касается старших дошкольников с ЗПР,то у них наблюдаются ошибки даже при употреблении беспредложных форм существительных: смешения окончаний одушевленных и неодушевленных существительных винительного падежа {видит котенок, мяча, мальчик, дома); использование более продуктивной формы мужского рода с окончанием -омпри употреблении формы женского рода творительного падежа {едят вилком, ложком, поливают лейком).
Еще большие трудности обнаруживаются у детей с ЗПР при усвоении предложно-падежных конструкций существительных единственного числа.
Усвоение предлогов, по мнению многих исследователей, отражает последовательность развития познавательной деятельности ребенка.
Появлению первых простых предлогов (на, в, у, с) в онтогенезе предшествует период, когда они пропускаются. Кроме случаев полного опускания предлогов, в речи детей могут наблюдаться случаи, когда предлог замещается каким-либо гласным звуком; чаще всего в качестве субститута предлога выступают гласные а, и, у {итул, атол — на стол). В дальнейшем, в 3-4 года, в речи детей отмечаются предлоги по, до, вместо, после.После 4 лет предлоги употребляются детьми в разнообразных значениях.
У старших дошкольников с ЗПР выявляется существенное отставание в дифференциации предлогов в импрессивной и экспрессивной речи. При этом у детей с ЗПРвыявляется большой разрыв между дифференциацией предлогов в импрессивной и экспрессивной речи. Особенно наглядно это проявляется при сравнении понимания и употребления предлогов в, около, из-поди даже простых предлогов в, под,на.
В экспрессивной речи дошкольники с ЗПРчасто опускают предлоги в, из,не используют предлоги из-под, около, перед, за,смешивают предлоги из и в, на и в, заменяют предлог передпредлогом на, предлог под— предлогом в, предлог около— предлогом на, предлог за — предлогом на и т. д.
Наиболее характерными ошибками в употреблении пред ложно-падежных конструкций дошкольниками с ЗПР являются следующие:
1) пропуск предлога при правильном употреблении флексии: кубик-коробке (на коробке), мяч-стола (около стола), кисточку—альбом (в альбом);
2) правильное употребление простых предлогов при неправильном выражении падежных окончаний управляемых слов (кубик лежит на коробка, кубик лежит в коробка, кисточка под альбому);
3) замена требуемого предлога другим, при этом флексия не соответствует использованному предлогу: мяч лежит на столом (под столом), взяла кисточку в альбома (из альбома);
4) замещение требуемого предлога гласными звуками (чаще всего а, и, у) при правильном флективном оформлении предложной конструкции: а столом (под столом), и альбома (из альбома), и коробке (в коробке);
5) замена одной предложно-падежной конструкции другой, правильно оформленной, но с иным значением: на альбоме, (взяла с альбома), в альбоме (взяла из-под альбома). При этом наблюдалось смешение значений места и направления движения.
Приведенные ошибки свидетельствуют о трудностях, которые испытывают дети с ЗПР при одномоментном различении двух элементов, выражающих языковое значение, таких как предлог и флексия, один из которых является служебным словом, а другой выполняет лишь формально-языковую функцию.
Таким образом, у детей с ЗПР не сформирована система предлогов языка.
В исследованиях выявляются 2 уровня нарушения в усвоении предложно-падежных конструкций детьми с ЗПР (С. В. Зорина):
1) семантические нарушения;
2) нарушения на формально-языковом уровне.
При этом у детей с ЗПР отмечаются существенные нарушения как на семантическом, так и на формально-языковом уровне.
Нарушения в усвоении предлогов на уровне семантики проявляются:
1) в пропуске предлога;
2) в нарушении дифференциации предлогов одного общего значения.
Причем дети с ЗПР допускают замены как семантически близких предлогов, например, на — в, в — из (со значением направления), так и предлогов семантически далеких, например, под — в, за — на, перед — на (со значением места);
3) в трудностях дифференциации при употреблении одного и того же предлога, но с различным значением, например, в — в значении места и направления (в альбом — в альбоме);
4) в неусвоении различия антонимичных предлогов (под стол — из-под стола).
Нарушения на формально-языковом уровне проявляются в неправильном употреблении флексий, в несоответствии флексии употребляемому предлогу (в короба, под альбому).
Можно выделить 3 варианта нарушений у детей с ЗПР:
1) Предлоги воспроизводятся лучше, чем формальные элементы словоизменения — флексии. Этот факт противоречит тенденциям нормального онтогенеза. Известно, что при нормальном речевом развитии усвоение предлогов осуществляется после того, как усвоены многие флексии родного языка.
Объяснением этого факта может служить то, что предлоги, являясь словом, обладают более выраженной и конкретной семантикой, в отличие от отвлеченного, абстрактного грамматического значения флексий. Таким образом, если при нормальном развитии речи дети первоначально усваивают окончания слов, как наиболее значимые элементы по своей функции в структуре языкового знака, то при нарушенном развитии речи внимание детей может сдвигаться в сторону более яркого семантически элемента — предлога.
2) Наблюдается отсутствие или неточное употребление предлогов при правильном оформлении соответствия предлога и флексии (вместо из под альбома — в альбоме, вместо с альбома — на альбоме).
3) Наиболее распространенный вариант проявляется в хаотичном использовании предлога и окончания. Дети с ЗПР в этом случае не замечают, что предлог и флексия связаны отношением симультанности, что их комбинация выражает единое грамматическое значение словоформы.