Характерологические особенности трудных подростков
В процессе организации коррекционно-педагогической работы с трудными школьниками, в их поведении определяют отклонения, связанные с деформацией основных психологических качеств личности — черт характера. У трудновоспитуемого ребенка обычно обнаруживаются те или иные индивидуальные особенности, недостатки характера. Под недостатками характера понимаются устойчивые отрицательные формы поведения человека. Для окружения трудного ребенка важно понимание того, что недостатки характера — это результат обстановки, неправильного подхода к ребенку, и изменение отношения к нему повлияет на изменение его характера.
В науке и практике выделяются две основные группы школьников, характеризующихся определенными чертами и требующих индивидуального подхода. К первой категории относятся трудные дети, имеющие небольшие давно известные и поэтому кажущиеся привычными отклонениями в нравственном развитии — они ленивые, пассивные, недисциплинированные, эгоистичные, лживые и т.д. Ко второй категории — дети, отличающиеся акцентуациями характера — гипертимные, неустойчивые, конформные и т.д.
В категории привычных нарушений характера Левитов Н.Д. (1969) выделяет два вида недостатков, проявляющихся: 1) в работе ученика и 2) в отношении его к себе и другим людям. К недостаткам первого вида относятся леность, пассивность, неорганизованность и неаккуратность, отсутствие настойчивости.
К недостаткам характера второго вида относятся эгоизм, недисциплинированность, упрямство, грубость и лживость.
Для понимания отклоняющегося поведения подростков и определения его причин важно выявлять акцентуации характера как крайний вариант нормы, когда отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены, при этом существует избирательная уязвимость в отношении некоторых психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. При определенном стечении обстоятельств такие подростки как бы вдруг, неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации.
По мнению специалистов (П.Б.Ганнушкина, К.Леонгарда, А. Е.Личко и др.), акцентуации характера необязательно связаны с девиантным поведением подростков, но такие подростки обладают меньшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды. Так, у 70 % подростков с отклоняющимся поведением обнаружены изначальные нарушения характера, у 60 % — установлены различные типы акцентуаций, 21—28 % беспризорником поставлен диагноз «психопатия», у 40 % госпитализированных в психиатрическую клинику с непсихическими нарушениями отмечены прогулы уроков, воровство, драки со сверстниками.
Основные типы акцентуаций характера применительно к подростковому возрасту по классификации А. Е.Личко (1983).
При продуманной, жесткой позиции взрослых, при умелом направлении деятельности подростка в положительное русло проблема отклоняющегося поведения уменьшается или исчезает. При попустительстве, безответственности взрослых проявляются безделье, асоциальные поступки и правонарушения. А. С. Макаренко подчеркивал, что безнаказанность рождает хулигана. Безнаказанность, безнадзорность и либерализм взрослых, с одной стороны, и жестокость, подавляющее волю подростка доминирование — с другой, провоцируют акцентуированных подростков на совершение негативных поступков.
Подростки с выраженными акцентуациями характера составляют группу повышенного риска по поведенческим девиациям, поскольку простого стечения обстоятельств, провоцирующего фактора достаточно для возникновения подростковых психопатических и непсихопатических поведенческих реакций.
В подростковом возрасте прибавляется так называемый подростковый комплекс — специфически подростковые поведенческие модели как реакция на воздействия окружающей социальной среды:
- реакция эмансипации — стремление высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших, борьба за самостоятельность. Крайняя форма эмансипации может проявиться в побегах из дома, бродяжничестве, в желании пожить «свободной жизнью»;
- реакция группировки со сверстниками — потребность найти поле для самоутверждения, самовыражения, осознания собственного Я;
- реакция увлечения (хобби-реакция) — проявляется через интересы и потребности подростков; выделяют несколько типов увлечений, как с положительной, так и отрицательной направленностью (интеллектуально-эстетические, телесно-мануальные, информационно-коммуникативные, эгоцентрические накопительские, азартные);
- сексуальные влечения-реакции, связанные с половым созреванием несовершеннолетних; при отсутствии компетентного сексуального просвещения подростков эти увлечения могут превратиться в перверсии (отклонения, половые извращения).
Итак, за каждым действием и поступком подростка необходимо видеть не только желание сделать что-то неприятное, навредить, но и обычную реакцию ребенка, связанную с желанием защитить себя, обратить на себя внимание, найти опору и поддержку среди сверстников.