Примерный перечень комплексных практических заданий, выносимых в качестве аттестационных испытаний на экзамен квалификационный по профессиональному модулю
1.Решите задачу: В Управление социальной защиты района «Вешняки» г. Москвы обратились жильцы дома, которые просят принять меры в отношении своих соседей. Супруги, имеющие троих детей (двое – несовершеннолетние), злоупотребляют алкоголем, являются безработными. Деньги, которые зарабатывает старшая 18-летняя дочь, отбирают родители. Кроме того, она испытывает физическое и психическое насилие со стороны отца.
1. Определите основную проблему и сопутствующие социальные проблемы.
2. Правовое регулирование данной ситуации.
3. Назовите учреждения должны быть задействованы в решении этой проблемы.
4. Какие меры социальной поддержки и виды социальных услуг могут быть предоставлены несовершеннолетним детям, совершеннолетней дочери?
2.Решите задачу: 52-летний Садыков К.С. 8 лет назад переехал из Казахстана в Курск к дочери на постоянное местожительство. В настоящее время, в связи с достижением 60 летнего возраста он обратился в территориальный орган ПФ РФ по месту жительства за назначением страховой пенсии по старости. На иждивении имеет жену, инвалида группы. К заявлению он приложил копию трудовой книжки, подтверждающую общий трудовой стаж в течение 35 лет, и справку о заработке, выданную с последнего места работы в Республике Казахстан.
1. Имеет ли он право на получение пенсии на территории РФ?
2. Какими источниками права регулируется решение данного вопроса?
3. Какие формы социального обслуживания могут быть предоставлены семье Садыковых?
4. Необходимо ли предоставлять индивидуальную программу реабилитации в территориальный органа ПФ РФ и органы социальной защиты населения?
3.Решите задачу: Грачева О.В. 35 лет проработала в Государственной библиотеке им.В.И.Ленина. В января 2016г. ей исполняется 55 лет и возникает право на страховую пенсию по старости. На иждивении имеет мужа, инвалида 1 группы, страдающего психическим заболеванием и нуждающимся в постоянном постороннем уходе.
1. Определите основную проблему и сопутствующие социальные проблемы?
2. Какими источниками права регулируется решение данного вопроса?
3. В какой орган ей следует обратиться за назначением страховой пенсии по старости?
4. На какие иные виды социальных выплат возникнет право по достижению 55-летнего возраста?
4.Решите задачу: Грачев Д.П.(участник Великой Отечественной войны) получает страховую пенсию по старости, пенсию по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению, ежемесячную денежную выплату, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.
1. Субъектом каких правоотношений по социальному обеспечению он является?
2. Определите их объекты и содержание.
3. Какими источниками регулируется данная ситуация?
4. Имеет ли право Грачев Д.П. на внеочередное помещение в дом-интернат для престарелых.
5.Решите задачу: Варнава О.М. обратился в редакцию журнала "Социальная защита" со следующим вопросом: Федеральным законом от 28.12.2013г. "О страховых пенсиях в Российской Федерации" установлен разный пенсионный возраст для приобретения права на страховую пенсию по старости: для мужчин - 60 лет, а для женщин - 55 лет. Он считает, что данная норма является ярким примером дискриминации мужчин по признаку пола.
1. Дайте разъяснение от имени редакции журнала. Ответ аргументируйте со ссылкой на нормативно-правовые акты; оформление произведите с соблюдением требований документационного обеспечения управления.
2. Назовите виды обращений граждан.
6.Решите задачу: Вольжанский Н.В.(II группа инвалидности) обратился в органы социальной защиты населения за заменой протеза предплечья в связи с истечением срока пользования. Его поместили в стационар протезно-ортопедического предприятия.
1. В каких правоотношениях по социальному обеспечению он состоит в данном случае?
2. Определите их объект и содержание.
3. Раскройте содержание индивидуальной программы реабилитации. Каково ее значение?
Какими источниками права регулируется решение данного вопроса.
7.Решите задачу: В январе 2016г. Обухову С.П. исполнилось 60 лет. В феврале он обратился к Генеральному директору ООО "Планета" с заявлением о назначении дополнительной пенсии на основании коллективного договора, заключенного в декабре 2012г. В соответствии с шестым разделом коллективного договора работодатель обязывался уплачивать добровольные пенсионные взносы в негосударственный пенсионный фонд "Солидарность". Обухову разъяснили, что он не имеет право на дополнительную пенсию, т.к. взносы уплачиваются только за работников в возрасте от 20 до 30 лет, а минимальным страховым периодом является 10 лет. В результате общения с работодателем и специалистами НПФ «Солидарность» Обухова С.П. госпитализировали в результате сердечного приступа.
1. Относится ли коллективной договор к источникам права социального обеспечения? Если нет, то почему?
2. Определите право на страховую пенсию по старости, срок ее назначения и продолжительность выплаты.
3. Определите основную проблему и сопутствующие социальные проблемы.
Какими источниками права регулируется решение данного вопроса?
8.Решите задачу: 14.02.2016 г. за ежемесячным пособием обратилась Ветрова И.К., имеющая ребенка Оксану 07.12.2015 г.р. С 10.11.2015 г. отец ребенка находится в местах лишения свободы и не имеет заработка, из которого можно взыскать алименты. Ветрова работает няней в детском саду, ее заработок 14200 руб. в месяц.
1. Определить право на пособие, его размер, срок назначения и продолжительность выплаты.
2. Какие документы необходимы для назначения пособия?
3. Куда следует обратиться за пособием?
4. Право на какие меры социальной поддержки кроме пособия имеет Ветрова?
9.Решите задачу: Сегодня за пособием обратилась Костина Э.Г., имеющая дочь Ирину 15.01.2016 г.р. и сына Игоря 15.01.2016 г.р. В свидетельствах о рождении детей сведения об отце внесены со слов матери. Костина закончила колледж и нигде не работает. Доходов не имеет. Живет со своими родителями. Доход родителей за расчетный период составил 73765руб.
1. Право на какие пособия в связи с рождением детей приобретает Костина, каков их размер, срок назначения и продолжительность выплаты.
2. Куда следует обратиться за назначением пособий?
3. Право на какие меры социальной поддержки кроме пособий имеет Костина?
4. Определите основную проблему и сопутствующие социальные проблемы.
10.Решите задачу: В Управление ПФР 13.03.2016 г. обратилась О.Н. Валеева 25.02.1966 г.р, претендующая на назначением пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста как участница ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС (1988-1990гг.). При этом она представила следующие документы:
- паспорт гражданина Российской Федерации; - страховое свидетельство;
- трудовую книжку, согласно которой страховой стаж заявительницы
составляет 23 года; - удостоверение участника ликвидации аварии на
Чернобыльской АЭС в 1988- 1990 гг.
1. Определите нормативную базу, регулирующую вопросы назначения пенсии по старости участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
2. Укажите нормативный акт, регулирующий перечень документов, необходимых для назначения пенсии.
3. Определите право на назначение пенсии по старости О.Н. Валеевой.
4. Установите срок назначения и продолжительность выплаты пенсии по старости О.Н. Валеевой.
11.Решите задачу: 27-летняя девушка не может самостоятельно передвигаться – только на коляске или с чьей-либо помощью. Девочка родилась физически здоровой, но с 10 лет начали проявляться симптомы атрофии мышц – усталость, слабость. Последние два года обучения в школе занималась дома. Надеялась на выздоровление, но информация о поставленном диагнозе и пожизненной инвалидности I группы стала сильной психологической травмой.
1. Определите основную проблему.
2. Законодательная база, используемая в данном случае
3. Какие учреждения социального профиля могут помочь девушке?
4. Какие меры помощи можно использовать в данном случае?
12.Решите задачу: 17.03.2016 г. В Управление ПФР за назначением дополнительного ежемесячного материального обеспечения обратился К.М. Иванов, получающий страховую пенсию по старости. В подтверждении права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение представил удостоверение о награждении орденом Ленина. Согласно записям в трудовой книжке заявитель уволился с работы с 10.03.2016 г.
1. Укажите нормативный акт, регулирующий вопросы назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией.
2. Определите право на назначение дополнительного ежемесячного материального обеспечения.
3. Определите срок установления дополнительного ежемесячного материального обеспечения.
4. Рассчитайте размер дополнительного ежемесячного материального обеспечения.
13.Решите задачу: Пожилая женщина была вынуждена уехать из Узбекистана в Курганскую область. Женщина живет с семьей сына (сын, сноха, внук, мать снохи) в доме с частичными удобствами. Попытки получить какое-либо жилье были неудачны. Женщине 73 года, она чувствует себя лишней в семье, обузой детьми и внуками.
1.Определите статус женщины. Какие права по законодательству имеет женщина?
2.Законодательная база, используемая в данном случае для решения проблемы.
3.Перечислите основные учреждения, в которых может быть оказана помощь.
4.Какие меры могут быть приняты по отношению к женщине и членам ее семьи?
14.Решите задачу: 20.03.2016 г. в территориальный орган Пенсионного фонда РФ обратилась Е.К. Соловьева, 09.12.2006 г.р., являющаяся получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца, в связи со смертью 18.02.2015 г. отца.
1.В соответствии, с каким нормативным актом рассматривается вопрос об изменении размера социальной пенсии, установленной за одного умершего родителя в связи со смертью второго родителя.
2. Каким процедурным действием определяется изменение размера пенсии в приведенной ситуации.
3.Определить срок, с которого должно быть произведено изменение размера пенсии.
4.Указать размер пенсии по результатам рассмотрения обращения гражданки Е.К. Соловьевой.
15.Решите задачу: Женщина страдает системным заболеванием крови, признана инвалидом. Воспитывает двух детей одна (ей 32 года, дочери 5 лет, сыну 10 лет), работает воспитателем в детском саду. Денег на жизнь и на лечение не хватает, другой работы найти не может (пыталась не раз). Муж живет с другой семьей, никакой помощи не оказывает.
1. Определите социальные проблемы семьи.
2. Законодательная база, используемая в данном случае для решения проблем семьи.
3. Какие варианты решения проблем Вы можете предложить?
Какие учреждения и организации должны быть задействованы в решении
проблем этой семьи?
16.Решите задачу: 14-летний подросток ведет асоциальный образ жизни – не учится, не работает, злоупотребляет алкоголем, мешает соседям. Его мать также злоупотребляет алкоголем, не работает, воспитанием сына не занимается.
1. Назовите основные проблемы семьи.
2. Законодательная база, используемая в данном случае для решения проблемы.
3. Какие учреждения могут помочь в разрешении проблем?
4. Какие специалисты должны быть задействованы?
17.Решите задачу: 13.03.2016 г. в Управление ПФР обратился гражданин Васильев В.С., 03.05.1995 г.р., за назначением страховой пенсии по случаю потери кормильца за умершего 10.03.2016 г. отца (страховой стаж умершего составляет 15 лет). Заявитель помимо прочих документов представил из Казанского государственного университета справку о том, что он с 01.09.2016 г. является студентом данного университета по очной форме обучения. Срок окончания обучения – 31.05.2020 г.
1. Относится ли гражданин Васильев В.С. к кругу нетрудоспособных членов семьи, имеющих право на страховую пенсию по случаю потери кормильца. Дать обоснование с указанием соответствующего нормативного акта.
2. Если гражданин Васильев В.С. имеет право на назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца, то указать срок ее установления.
3. Какими источниками права регулируется решение данного вопроса?
4.Имеет ли гражданин Васильев В.С право иные социальные выплаты? Если «да», то какие?
18.Решите задачу: В Управление ПФР за назначением пенсии по инвалидности 15.02.2016 г. обратился гр. Иванов Е.К., бывший военнослужащий, которому 13.02.2016 г. органами медико-социальной экспертизы установлена 3 группа инвалидности вследствие военной травмы. Страхового стажа не имеет.
1. Нормативная база, используемая специалистом Управления ПФР, при решении вопроса установления пенсии гр. Иванову Е.К.
2. Определите право на назначение пенсии по инвалидности.
3. Установите срок назначения пенсии по инвалидности гр. Иванова Е.К..
4. Определите размер пенсии по инвалидности гр. Иванова Е.К..
19.Решите задачу Ученик 9-го класса Сироткин Д.В. в последнее время периодически пропускает занятия в школе. В связи с этим классная руководительница решила посетить семью ученика, где отца обнаружила в состоянии алкогольного опьянения, сестренка 9 лет в синяках, из беседы выяснила, что мать 6 месяцев назад умерла от онкологического заболевания. Учительница обратилась в Управление социальной защиты населения и попросила принять меры в отношении детей и их родителей.
1. Законодательная база, используемая в данном случае.
2. Какие учреждения должны быть задействованы в решении этой проблемы.
3. Определите проблемы семьи.
4. Какие меры необходимо оказать
20.Решите задачу: В Центр социального обслуживания населения г. Москвы обратился пенсионер 80-ти лет. Постоянно живет в семье сына. Жалуется на конфликты – из-за нехватки денег, свободной жилой площади, непонимания родственниками.
1. Определите проблему клиента.
2. Нормативно-правовая база, используемая в данном случае для решения проблем.
3. В какие учреждения может посоветовать обратиться клиенту сотрудник Центра социального обслуживания населения?
4. Какие для этого необходимы документы?
21.Решите задачу: Молодой человек 29-ти лет, проведя в учреждениях пенитенциарной системы 10 лет, вернулся домой – к пожилой матери, инвалиду I группы. Безуспешно пытается найти работу.
1. Каковы основные проблемы семьи?
2. Законодательная база, используемая в данном случае для решения проблем членов семьи.
3. Куда может обратиться клиент?
4. Какую помощь может оказать специалист социальной сферы
22.Решите задачу: При проведении акта жилищно-бытовых условий семьи, участковым и специалистом социальной работы, которая находилась на учете, выяснилось, что отец воспитывает двоих детей один, одному ребенку 10 лет, а другому 18, тоже употребляет алкоголь. Отец ведет асоциальный образ жизни (наркоман), работает грузчиком на складе. Старший сын не живет дома, только временами приходит навестить младшего брата. По словам соседей, в квартире постоянно происходят какие-то скопления людей, к тому же, соседи видели, как отец семейства в состоянии алкогольного опьянения бил ребенка.
1. Определите социальную проблему семьи?
2. Нормативно-правовая база, используемая в данном случаи.
3. Какие социальные учреждения будут задействованы в решении проблем семьи?
4. Какие специалисты будут задействованы в решении проблемы?
23.Решите задачу: Пожилая женщина (72 года) похоронила мужа, детей нет. Осталась одна в однокомнатной квартире, передвигается по квартире с трудом. Хочет жить в доме-интернате для престарелых и инвалидов.
1. Имеет ли она на это право?
2. Законодательная база, используемая специалистом в данном случае для решения вопроса.
3. Какие документы необходимы для помещения в дом-интернат для престарелых и инвалидов?
4. Перечислите основные права граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.
24.Решите задачу: Гражданка О.В. Фирсова впервые обратилась в ФГБУ Бюро медико-социальной экспертизы для оформления инвалидности своему 13 летнему сыну в связи с поствакцинальным осложнением. Просит объяснить, что такое индивидуальная программа реабилитации (ИПР).
1. Какие документы она должна предоставить в МСЭ для оформления инвалидности?
2. Объясните, что такое ИПР и кто ее должен составлять.
3. На какой вид реабилитации, кроме медицинской, социальной и профессиональной имеет право данный ребенок. Раскройте сущность данного вида реабилитации.
4. Нормативная база, регулирующая данный вопрос.
25.Решите задачу: Гражданка Иванова П.Я. 60-ти лет воспитывает одна десятилетнего внука. Ее дочь - мать ребенка - умерла при родах; отец ребенка ушел из семьи еще до его рождения.
У мальчика порок сердца. Основной источник дохода – пенсии: по старости – женщины и по случаю потери кормильца - ребенка.
1. Определите социальные проблемы семьи.
2. Законодательная база, используемая в данном случае для решения проблемы.
3. Какие специалисты и учреждения будут задействованы в её решении?
4. Какова роль специалиста социальной сферы?
26.Решите задачу: 13.03.2016 г. за назначением доплаты к пенсии как члену воздушного судна гражданской авиации обратился гражданин Е.Ю. Смирнов, летающий на день обращения в качестве пилота самолета и имеющий продолжительность стажа на соответствующих видах работ 32 года.
1. Назовите нормативный акт, в соответствии с которым назначается доплата к пенсии как члену воздушного судна гражданской авиации.
2. Назовите орган, в который должен обратиться заявитель.
3. Определите срок установления доплаты.
3. Будет ли осуществляться выплата доплаты.
27.Решите задачу: Молодой человек вернулся из армии, службу проходил в одной из «горячих точек». Имеет ранения. Не может найти работу. Проживает с пожилыми родителями и 15-летней сестрой.
1. Определите проблемы клиента.
2. Законодательная база, используемая для решения данного вопроса.
3. В какие учреждения и организации может он обратиться?
4. Какие меры помощи Вы можете предложить?
28.Решите задачу: 15.03.2016 г. за назначением досрочной страховой пенсии по старости обратился заявитель 16.03.1966 г.р., имеющий стаж по Списку № 1- 12 лет и страхового стажа 35 лет.
1. Назовите нормативный акт, в соответствии с которым рассматривается вопрос о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
2. Назовите орган, в который должен обратиться заявитель.
3. Определите право на пенсию.
4. В случае наличия права определите срок назначения пенсии.
29.Решите задачу:16.03.2016 г. за назначением досрочной страховой пенсии по старости обратился заявитель 10.03.1956 г.р., работающий на день обращения и имеющий:
37 лет страхового стажа, в том числе 22 года до 01.01.2002, из них 14 лет стажа работы в районах Крайнего Севера; 5 лет стажа по Списку № (за пределами «северных» регионов).
1. Назовите нормативный акт, в соответствии с которым рассматривается вопрос о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
2. Назовите орган, в который должен обратиться заявитель.
3. Определите право на пенсию, срок назначения и продолжительность выплаты.
4. Каким образом определить отношение территории к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
30.Решите задачу: Гражданка Сидорова К.П., воспитывающая 4-х детей - школьников, осталась безработной. Муж - отец детей - погиб год назад. Женщина растеряна. По совету соседей она обратилась в Управление социальной защиты населения своего района.
1. Какую помощь могут оказать в УСЗН?
2. Законодательная база, используемая в данном случае для решения проблем детей и семьи.
3. Роль социального педагога школы в решении проблем семьи.
4. Что можете предложить Вы для решения данной проблемы?