Своеобразие руководства играми в разных возрастных группах.
Предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Зворыгина
1 этап. Ознакомительная игра.
2этап. Отобразительная игра.
3 этап. Сюжетно – отобразительная игра
Уровни развития игры (Д.Б.Эльконин).
Показателя.
1. что является центральным содержанием игры;
2 наличие роли, характер ее осуществления;
3. характер логики действий;
4. отношение ребенка к нарушению логики, мотивы протеста против нарушений.
Первый уровень
основное содержание – действия ребенка с предметами
Роли есть, но не называются ребенком
Логика действий фактически есть, но нарушается, нарушения протеста не вызывают
Возраст | Характер игровых действий | Выполнение роли | Развитие сюжета в воображаемой ситуации |
3-4 года | Отдельные игровые действия, носящие условный характер | Роль осуществляется фактически, но не называется | Сюжет – цепочка двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый |
4 – 5 лет | Взаимосвязанные игровые действия имеют четкий ролевой характер | Роль называется, дети могут по ходу менять роль | Цепочка из 3 – 4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию |
5 – 6 лет | Переход к ролевым действиям, отражающие социальные функции людей | Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры | Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующей логике действий взрослых |
6 – 7 лет | Отображение в игровых действиях отношений между людьми ( подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна | Не только роли, но и замысел игры проговаривается до ее начала | Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми |
Педагогическое руководство сюжетно ролевыми играми.
Педагогическое руководство традиционно осуществлялось в следующих направлениях:
- формирование игры как деятельности (расширение тематики, углубление содержания, способы игровой деятельности – Д.В.Менджерицкая, Жуковская, Е.В.Зворыгина, Н.Ф.Комарова, Р.А. Иванкова, В.П.Залогина, Н.Я. Михайленко.
- использование игры как средства воспитания (взаимоотношения, нравственные качества, творчество, эмоциональное развитие) – Д.В.Менджерицкая, Т.В.Антонова, Р.А.Иванкова формирование детского игрового общества, С.Л.Новоселова, Т.А. Маркова – дружба, В.Я.Воронова - формирование игрового коллектива, творчества, Н.В.Седж - активности, А.И.Матусик – организаторские умения, В.И.Гелло- положительное отношение к школе, Е.Смирнова – доброжелательное отношение в сверстникам).
Необходимо помнить, что игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками.
Приемы руководства с целью формирования игры как деятельности можно разделить на традиционные и инновационные.
Способствуют развитию замысла, расширению содержания, уточнению игровых ролей, воспитанию…. Традиционное руководство.
Основное внимание педагога сосредоточено на обогащении содержания игры.
Используемые воспитателем приемы руководства могут быть условно разделены на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.
Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей жизни, обновления игровых материалов, создание развивающей игровой обстановки, т.е. без непосредственного вмешательства в игру, это сохраняет самостоятельность детей во время игры (направлены прежде всего на обогащение содержания).
Основным содержанием является изображение труда людей. Необходимо сформировать знания о структуре трудовой деятельности: ее цели, средствах, последовательности действий, результате; знаний о взаимодействии и взаимоотношении людей в процессе труда, распределении обязанностей.
Используются такие формы работы:
- экскурсии, прогулки
- занятия беседы
- чтение художественных произведений, просмотр диафильмов, видио
- рассматривание картин и картинок
- дидактические игры
- продуктивные виды деятельности – отражение впечатлений
- рассказ воспитателя, составление рассказов детьми, пересказы
- инсценировки, обучающие игры предметного характера ( мл. гр.)
- подготовка атрибутов, обогащение развивающей среды, создание игровой обстановки
Чем младше дети, тем важнее для них впечатления, полученные при непосредственном ознакомлении с явлением. При ознакомлении с окружающем воспитатель заостряет внимание на тех моментах, которые можно отразить в игре в соответствии с возрастом ( на действия, взаимоотношения)
Прямые приемы руководства (участие в сговоре, обдумывание замысла, ролевое участие в игре, помощь, совет, предложение новой темы….) дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей, поведение играющих. Основное условие их использования – сохранение и развитие самостоятельности детей в игре, грубо не нарушать, не разрушать замысла детей.
Своеобразие руководства играми в разных возрастных группах.
Основными задачами руководства играми в младшей группе являются развитие и обогащение игровых действий с игрушками, предметами заменителями, развитие и обогащение сюжета игры, формирование умений играть рядом, а затем вместе.
Чем младше дети, тем больше педагог уделяет организации игры. Одним из основных приемов руководства является участие воспитателя в играх, совместная деятельность с детьми.
Помогает начать игру, помогает сговориться. Сговор на игру требует согласования замысла, определения игровой обстановки (где играть, что использовать), распределения ролей. Педагог направляет и стимулирует игровое общение. Можно напомнить во что дети играли утром; внести новую игрушку и предложить поиграть; предложить объединиться двум детям. С целью обучения сговору педагог вы ступает в главной роли ( я работаю в магазине, кто хочет со мной поиграть? Кто будет раскладывать продукты, кто будет покупать?) Дети включаются в игру по ходу уточняя содержание, ролевое поведение, создавая игровую обстановку В ходе игры педагог берет на себя разные роли. Роль, которую берет воспитатель служит примером для подражания. Воспитатель называет свою роль, свои действия, обращается с вопросами к детям по поводу роли, учит игровому поведению, взаимодействию, учит использовать предметы заменители, демонстрирует образцы речевого взаимодействия.
Важно не оставлять вниманием и желание детей организовывать игру по собственной инициативе. выступает во второстепенной роли, спрашивает во что они играют, что будет делать персонаж, помогает распределить роли, подобрать нужные атрибуты.
С целью закрепления приятных впечатлений можно привлечь других детей, вечером вспомнить, как хорошо играли , рассказать родителям, вспоминать о ней в последующие дни ( детям свойственно подражать не только другим но и себе).
Большое внимание созданию игровой обстановки ( родители),знакомит с игрушками, атрибутами, их назначением. Несколько наборов, каждый набор обыгрывается.
Игры детей: Дом, Семья, Дочки – матери, Автобус, Поезд, Веселое путешествие, День рождения куклы, Корабль, Магазин, Больница, Детский сад ( 50 – 70% на бытовые темы).
Средняя группа.
Руководство проявляется в обогащении содержания игр, в формировании умений организованно играть небольшими группами, сговариваться, поддерживать в игре доброжелательные отношения. У детей средней группы возникает несколько игр на разные темы. Воспитатель использует, прежде всего, косвенные приемы: расширяет знания для 1-2 игр, а затем переходит к углублению содержания других.
Воспитатель использует разные приемы и для непосредственной организации игр. Возможны короткие разговоры, вопросы к детям, которые помогают договориться, обдумать тему, распределить роли, подобрать игрушки, атрибуты.
Детям пятого года жизни можно помочь в объединении двух и более играющих групп для общей игры. Воспитатель может принять участие в игре, при этом, берет на себя чаще второстепенную роль и, таким образом, может оказать детям помощь, преодолении затруднений, разрешении конфликтов, в развитии сюжета (испортился корабль – роль механика; игра парикмахерская, однообразные действия, потеря интереса – роль регистратора, косметолога). После игры можно побеседовать с детьми, обсудить, получилась игра, если нет, то почему.
Старшие дошкольники.
Основная задача руководства играми старших детей – развитие у них самостоятельности и самоорганизации: формирования умений договориться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета (обычно, в игре соединяется несколько сюжетов), подготовить игровую обстановку. Продолжается и работа по расширению знаний. Предлагаются новые темы ( Вопрос к студентам – подумайте какая работа пройдет перед организацией игры «Школа»?).
Дети старшего возраста не испытывают особых трудностей при сговоре, при распределении ролей, т.к. объединяются на основе общих интересов, личных симпатий, возникают устойчивые игровые группировки. Но часто дети лидеры, дети – «звезды» берут на себя все время главные роли, намечают содержание игры, не прислушиваясь к другим, «оценивают» правильность исполнения роли. Часто в игре одни все время командуют, другие подчиняются. Перед игрой необходима воспитательная работа по формированию положительных взаимоотношений детей группы, подчеркивать индивидуальность, способности каждого ребенка. В игре вводить новые роли, поощрять новые замыслы разных детей, хвалить ха выдумку, удачное выполнение ролей. Воспитатель может, при необходимости, участвовать в сговоре, помочь детям разрешить конфликт. Участвуя в сговоре, воспитатель может направить внимание на подбор основного оборудования, предложить новую роль и обсудить ее, подсказать сюжетные линии, приучает к элементарному планированию, к самостоятельной организации игровой обстановки. По ходу игры педагог может задать вопрос, дать совет, привлечь внимание к той или другой стороне игры и т.д. В старших группах педагог реже берет на себя роль, но дети охотно принимают педагога, если он может войти в роль. Хорошо, если роль не длительная, новая, направляет игру в случае затруднений ( роль диспетчера в порту – игры в водный транспорт, роль регистратора – больница, роль феи, волшебницы – в играх, где соединяются реальные и сказочные сюжеты). После игр можно побеседовать с детьми о том, как дальше развивать игру, что для этого нужно узнать и т.д.