Тема 3. воспитание и школа в эпоху средневековья
1. ОТМЕТИТЬ НА ВРЕМЕННОЙ ПРЯМОЙ ГРАНИЦЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
а ---------------------------б
200 лет 100 лет н.э. 100 лет 200 лет 300 лет 400 500 600 … 1000 2000
до н.э. до н.э. лет лет лет лет лет
Установить правильную последовательность:
2. Система школ Византии
2- грамматическая школы;
4- кружки-салоны;
5- Аудиториум (Магнавр);
1- школы-грамоты;
3- монастырские высшие школы.
3. Установить соответствие:
Ответ 1_в__, 2__г_, 3_б__, 4__а_, 5_е__, 6_з__, 7ж_
Обвести кружком номер правильного ответа:
4.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В ВИЗАНТИИ: 1,3,4,7.
УЧЕБНЫЙ ДЕНЬ ВИЗАНТИЙСКОГО ШКОЛЯРА НАЧИНАЛСЯ СО СЛОВ: 3.
5. Установите соответствие:
Ответ 1_а__, 2__е_, 3_б__, 4__в_, 5_а__
6. Вставьте пропущенные слова:
Вся гражданская и церковная верхушка училась в грамматической школе. Цель обучения составляла в овладении __«эллинской наукой» _ (пайдейя) – преддверием к высшей философии – богословию. Программа представляла вариант семи свободных искусств и состояла из двух четвериц. В первую входили грамматика, риторика, диалектика и поэтика; Во вторую - арифметика геометрия музыка, астрономия. Основная часть учащихся ограничивалась изучением первой «четверицы»_.
Среди методов обучения в грамматической школе Византии популярны были _ состязания_ школьников, в частности, в риторике. Рутинное обучение выглядело так: учитель читал, давал образцы толкования, отвечал на вопросы, организовывал дискуссии. Учащиеся учились цитировать по памяти, делать пересказ, комментарий, описания (экфразы), импровизации (схеды). Для овладения искусством ритора требовались достаточно широкие знания. Учащиеся изучали поэмы Гомера, произведения Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, Гесиода, Пиндара, Феокрита, Библию, тексты отцов церкви. В Хв. Из программы были исключены латынь и все, что было связано с «варварским» Западом. Учащимся следовало много читать. Чтение было важнейшим источником образования_. Обыкновенно школяру надо было самому разыскивать нужные книги.
В конце учебной недели учитель и один и старших учеников проверяли знания учащихся . Тем, кто не преуспел, полагалось физическое наказание.
7. Обведите кружком номер правильного ответа:
ШКОЛЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА ХАРАКТЕРНО: 1,3,5,7,8.
ШКОЛА НАЧАЛЬНОЬГО ОБУЧЕНИЯ (КИТАБ) БЫЛА: 2,3,4,5,7,8.
ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ КИТАБ СОСТАВЛЯЛИ ДЕТИ: 2,3,5.
8. Добавить:В китаб учились 6 дней в неделю (кроме пятницы), утром по средам и четвергам повторяли пройденное. Обучение Строилось на чтении и запоминании текстов Корана. Применялись диктанты.
9. Обведите кружком номер правильного ответ:
ВТОРОЙ (ВЫСШИЙ) УРОВЕНЬ НА ВОСТОКЕ ДАВАЛИ: 2,3,4.
10. ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ НАУК ТЕ, КОТОРЫЕ ИЗУЧАЛИ НА ВТОРОМ УРОВНЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ВОСТОКЕП И ЗАПИШИТЕ ИХ ПО СТОЛБЦАМ:
ТРАДИЦИОННЫЕ РАЦИОНАЛЬНЫЕ
1 толкование Корана, 1) каллиграфия,
2) интерпретация преданий о
жизни пророка Мухаммеда, 2) математика,
3 мусульманское право, 3) астрономия,
4 богословие, 4) свод правил поведений.
5 арабская филология 5) медицина,
6 риторика, 6) логика,
11. Вставьте пропущенные слова:
Названный современниками «владыкой наук», советник правителей разных стран ближнего и Среднего Востока Ибн Сина (Авиценна в латинской транскрипции ) (980 - 1037) немало лет посвятил __ преподавательской деятельности _ и множество работ, среди которых выделяется _"Книга исцеления"_, куда вошли имеющие прямое отношение к педагогической теории трактаты "Книга о душе", "Книга знаний", "Книга указаний и наставлений".
Ибн Сина мечтал о разностороннем воспитании и обучении _, средствами которых должны были стать прежде всего музыке, поэзии, философии. . Путь подобного воспитания и развития виделся в организации совместной учебной деятельности, внесении духа соперничества.. В рамках совместного обучения _ должны быть разные уровни в соответствии со способностями_воспитанников. Фундаментом всякого образования называлось овладение чтением и письмом._. Общее развитие должно было предшествовать предпрофессиональному и профессиональному_ обучению. Как только подросток овладевал грамотой, его следовало готовить к будущей профессии (например, учить составлять отчетности и иные документы). Затем надлежало вводить собственно в профессию: подросток должен начать трудиться и зарабатывать деньги __
12. Обведите кружком номер правильного ответа:
В ШКОЛАХ ВИЗАНТИИ ПРИДУМАЛИ: 5
13 Установите соответствие:
Ответ 1_в__, 2_г__, 3_б__, 4_а__
14. НА ВРЕМЕННОЙ ПРЯМОЙ УКАЖИТЕ ОТРЕЗОК, КОТОРЫЙ ЗАНЯЛА В ИСТОРИИ КИТАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭПОХА:
/----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
200 лет 100 лет н.э. 100 лет 200 лет 300 лет 400 500 600 … 1000 2000
до н.э. до н.э. лет лет лет лет лет
15. Установите правильную последовательность:
ВОСПИТАНИЮ И ШКОЛЕ СРЕДНЕВЕКОВОМУ КИТАЮ ХАРАКТЕРНО:
1- упрощение и унификация иероглифической письменности; создание централизованной системы государственных и частных школ
2- появление бумаги; создание трехступенчатой системы образования; конфуцианство - официальная идеология воспитания и образования
3- расширение сети учебных заведений; расцвет высшей школы; появление университетов; демократизация и усложнение государственных экзаменов
4- все сильнее отрыв системы образования от практических нужд; застой образования
5- распространение монгольских школ; развитие естественных и точных наук; появление специализированных школ; неоконфуцианство
6 - организация всеобщего начального обучения; расширение сети учебных заведений элементарного обучения; создание высших учебных заведений для подготовки кадров высшей администрации; усложнение и стандартизация государственных экзаменов
7- воспитание и школа в «летаргическом сне»; содержание образования носило гуманитарный характер; идеи педагогов не востребованы; «Китай – весь мир»
16. НАЙДИТЕ В ТАБЛИЦЕ УЧЕБЫЕ СТЕПЕНИ В СРЕДНЕВЕКОВОМ КИТАЕ:
Ж | Ц | Ж | А | Ш | Ж | Ц | З | А |
Ю | З | Ц | З | Ю | Й | Ж | Э | Н |
Н | И | А | Ы | У | Ш | Н | А | У |
Ж | Н | М | Ж | З | В | А | Г | Т |
О | Ь | Ш | З | С | Ю | Ц | А | Й |
Ю | Ш | У | З | А | Р | З | Ы | Н |
О | И | З | Ж | С | Р | О | З | Н |
17. Обведите кружком правильный ответ:
УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ СРЕДНЕВЕКОВОГО КИТАЯ ОЗНАЧАЛИ: 1.
18. Дополнить:
Чтобы выдержать экзамен, китайскому студенту нужно обладать резвостью скакуна, упрямством осла, неразборчивостью вши, выносливостью верблюда.
19. Установите соответствие:
Ответ 1__г_, 2_ж__, 3_е__, 4__д_, 5__б_, 6__а_, 7_в__
20Установить правильную последовательность:
УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
4 Лицензиат
2 Магистр
1 Бакалавр
3 Доктор
21. ОПРЕДЕЛИТЬ:
привилегии - особые документы, подписанные римскими папами или царствующими особами.
ваганты - странствующие студенты
абецедарий – учебная книга средневековой школы
клирик – звание выпускника Малых школ Нотр-Дам
бенефиций –материальные средства
22.ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНОЕ КАЧЕСТВО:
1) Добродетелью крестьянства считалось – трудолюбие
2) Лучшей чертой аристократии было – доблесть_
3) Главным достоинством духовенства являлась – благочестие
Установите соответствие
Ответ 1__б_, 2__г_, 3_а__, 4_д__
24. ВЕРНО ЛИ? ВПИШИТЕ ДА ИЛИ НЕТ.
1) да 2) нет 3) нет 4) да 5) да 6) нет 7) да
25Вставьте пропущенные слова:
Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»: езда верхом _, плавание, владение копьём, фехтование , охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи. Игра в шахматы _рассматривалась как средство воспитания настойчивости и способности правильно ориентироваться. умение слагать и петь стихи _нужно было для того, чтобы блистать в высшем обществе и служить «даме сердца». Религиозные «истины» обычно сообщались детям рыцарей каким-либо «духовным отцом»_, чаще всего капелланом замка. До 7 лет старшие сыновья феодалов оставались в своей семье, с 7 лет они направлялись в замок к вышестоящему феодалу (сюзерену), где выполняли обязанности пажа при жене сюзерена. С 14 лет , с вручением меча, до 21 года юноша состоял оруженосцем сюзерена, обучаясь ездить верхом, умению владеть оружием . По достижению 21 года он путём особой церемонии посвящался в рыцари. Младшие сыновья видных феодалов оставались дома, упражнялись в «рыцарских добродетелях» и обучаясь у капеллана замка религии , реже -чтению и письму; некоторые из них направлялись ко двору епископа и готовились к занятию высших церковных должностей .
26. ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ «СТРУКТУРА ПАРИЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»
27. ОПРЕДЕЛИТЕ ПРОСВЕТИТЕЛЯ:
1) Пьер Абеляр
2) Жан Шарль Герсон
3) Алкуин
28.Вставьте пропущенные слова:
ОБУЧЕНИЕ ГОРОЖАН И СЕЛЯН
Цеховая школа - для детей ремесленников. Образовательный путь: мастер, _подмастерье, ученик_. Для включения подмастерья в число полноправных мастеров он должен был: изготовить шедевр (образцовую работу), сдать устный экзамен, уплатить взнос_ за приём в цех, устроить угощение для членов цеха, совершить пешком образовательное путешествие.
Гильдейские школы – для_детей торговцев. Позже эти школы превратились в городские щколы, содержавшиеся магистратами.
На селе: отсутствие школ и ранее включение в трудовую деятельность.
32. РЕШИТЕ КРОССВОРД:
1к | ||||||||||||||||||
о | 2м | 3д | ||||||||||||||||
1п | р | о | п | е | д | и | а | 2д | и | с | п | у | т | |||||
а | д | д | ||||||||||||||||
н | р | 5с | а | |||||||||||||||
е | х | с | ||||||||||||||||
с | о | к | ||||||||||||||||
е | л | а | ||||||||||||||||
4а | а | л | ||||||||||||||||
у | с | |||||||||||||||||
д | 5ф | е | х | т | о | в | а | н | и | е | ||||||||
и | и | |||||||||||||||||
т | к | |||||||||||||||||
о | а | |||||||||||||||||
р | ||||||||||||||||||
и | ||||||||||||||||||
у | ||||||||||||||||||
м | ||||||||||||||||||
3. вообще ничего подобного не подходит
4. должно бытьРиторика,но – ошибка в сетке
ТЕМА 4.ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ БЕЛАРУСИ И ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ (Х – ХVIII ВВ.)
1. ОТМЕТИТЬ НА ВРЕМЕННОЙ ПРЯМОЙ ГРАНИЦЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ДРЕВНЕЙ БЕЛАРУСИ
*------------------------*
200 лет н. э. 200 400 600 800 1000 1200 1400 1600 1800
до н.э. год год год год год год год год год
2. ДОПИСАТЬ
Первые школы на территории белорусских княжеств появились в ХІ в. при церквах и монастырях .
Их появление было связано с влиянием христианства.
3. ПРОЧИТАВ ПРИВЕДЕННЫЕ НИЖЕ СТРОКИ, ОПРЕДЕЛИТЬ, О КАКИХ ДЕЯТЕЛЯХ ПРОСВЕЩЕНИЯ ИДЕТ РЕЧЬ:
Е.Полоцкая
К.Туровский
4. ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ «ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В БЕЛАРУСИ (X – XIIвв.)»
Просветитель | Особенности деятельности |
Евфросиния Полоцкая | Первая женщина – переписчица книг, дарившая их церкви. Писала педагогич. работы. Открыла в женском монастыре школу для девочек. |
Кирилла Туровский | Богослов, писатель, поэт, просветитель. «Второй Златоуст». Стремился приобщить соотечественников к чтению книг с помощью «Поучений», сказаний, молитв. |
5. УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ
Ответ 1_в__, 2__г_, 3_а_, 4_е__, 5__б_
6.РАЗГАДАТЬ КРОССВОРД куча ошибок в сетке!
1а | з | б | у | к | 6и | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3к | и | р | и | л | л | и | ц | а | ||||||||||||||||||||||||||||||
5с | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9п | о | л | о | ц | к | и | й | |||||||||||||||||||||||||||||||
а | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2х | р | и | с | т | и | а | н | с | т | в | о | |||||||||||||||||||||||||||
я | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
п7 | с | а | л | т | ы | р | ь | н | ||||||||||||||||||||||||||||||
о | с | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10т | у | р | о | в | с | к | и | й | к | |||||||||||||||||||||||||||||
ч | и | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
е | й | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
н | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
и | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
я | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. ДОПИСАТЬ
Доминирующее место в системе белорусского просвещения в XIV веке занимала школа католическая начальная
В эпоху Реформации создавались следующие типы школ: протестантские, арианские, униатские, братские .
Первыми бессословными школами в XVI веке были братские.
Подписываядоговор с директором братской школы, отец ученика обязывался оставить сына в школе до конца обучения.
В братские школы принимались дети всех_ сословий.
Устав братской школы требовал от учителя быть высоконравственным и образованным
Братские школы просуществовали до _17_ века.
Средствами воспитания в иезуитских школах выступали соревновательность, телесн. наказания, повторение, надзор, авторитаризм, система поощрений и наказаний, легкий режим, дух религ. фанатизма.
Протестантские и братские школы в Беларуси прекратили свое существование в конце 17 в.
8. УКАЗАТЬ НА ВРЕМЕННОЙ ПРЯМОЙ
4 2 9 7 8 3 6 5 1
XIIв. 1387 г. 1520 г. 1517 г. 1570 г. 1578 г. 1584 г. 1617 г. 1631 г.
9. ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА
В Слуцкой школе в обучении преобладал метод беседы. Особое место занимала _лекция_. Занятия начинались в _8_часов и продолжались _6_часов. Ученики имели __дневник__, которые проверял учитель. В конце каждого полугодия проводились экзамены__, на которые приглашались __родители_. Ученики, не сдавшие __экзамены___, не отпускались на _каникулы. Учителя с такими учащимися занимались дополнительно каждый день не менее __2__часов. Большинство учеников Слуцкой школы становились ____священносл. и ____проповедниками___________________.
10. ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В БЕЛАРУСИ В XVI – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVII В.»
Тип учреждения | Время создания | Цель создания | Контингент учащихся | Особенности учебно-воспитательного процесса |
Православные школы | 14 в | подготовка духовенства, управление княжеством, подготовка летописцев | дети с 7 лет | письмо, чтение, пение. На церковнославянском языке. Учет способностей учащихсяся, индивид. подход |
Католические школы | 14 в | подготовка духовных особ, учителей школ, людей для госуправления | разные сословия | не было единых планов и методов обучения и воспитания. 3 класса. |
Протестантские школы | 16-17 в | религиозное, конфессиональное воспитание Подготовить к обучению в университете | дети протестантов | большое значение придавалось родному языку. четкая организация учебного процесса |
Братские школы | конец 16 – нач. 17 в. | борьба против окатоличива-ния и полонизации, религ. воспитание | все сословия | переход к коллективным формам обучения, печатные учебники, 3 класса по 1 году каждый, ежедневные уроки, учет успеваемости |
12. ЗАПОЛНИТЬ СХЕМУ «ПРАВОСЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
13. ЗАПОЛНИТЬ СХЕМУ «КАТОЛИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ»
14. С ПОМОЩЬЮ СТРЕЛОК УКАЗАТЬ ПРОТЕСТАНТСКИЕ ШКОЛЫ: 2,3,7
15. ОПРЕДЕЛИТЬ ПОНЯТИЯ
кантор - преподаватель церковного пения,
коллегиум – учреждение повышенного типа,
ректор – общий педагог городской школы,
схоластик – учитель малых церковных школ,
циркатор – надзиратель за порядком в больших школах
16. ОСНОВЫВАЯСЬ НА ТРУДАХ БЕЛОРУССКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ, СОСТАВИТЬ ПЕРЕЧЕНЬ КАЧЕСТВ, КАКИМИ ДОЛЖЕН БЫЛ ОБЛАДАТЬ УЧИТЕЛЬ БРАТСКОЙ ШКОЛЫ
высокая нравственность и образованность, набожность, рассудительность, мягкость, сдержанность, пример для учеников.
7. ПОДПИСАТЬ АВТОРА И НАЗВАНИЕ КНИГИ:
18. ОПРЕДЕЛИТЬ БЕЛОРУССКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ
Ф.Скорина
Н.Гусовский
В.Тяпинский
С.Будный
19. ДОПИСАТЬ
Видными деятелями братских школ в Беларуси, авторами печатных учебников были Л.Зизаний, М.Смотрицкий
Первая славянская энциклопедия называлась ___»Лексис»_____, была написана___Л.Зизанием____ в 1596___году
20. УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ Ответ 1_в__, 2__а_, 3_г__, 4__б_
21. ОБВЕСТИ КРУЖКОМ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Белорусских просветителей: Ф.Скорину, В.Тяпинского и С.Соболя объединяло: 5
Первая книга на кириллице в границах современной Беларуси была напечатана: 2.С.Будный
В городе: 2) Несвиж
«Малая подорожная книжица» была издана: 6
22. ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ БЕЛОРУССКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»
Просвети-тель | Цель и задачи педагогической системы | Основные принципы педагогической системы | Воспитательно-образовательные средства | Содержание воспитательно-образовательного процесса |
Ф.Скорина | Служить простым людям, помочь им познать мудрость, чтобы хорошо жить | разносторонность знаний, широкое развитие образования, гармонич. развитие человека, свобода личности, ценность родного языка, восп. любви к родине, трудов. и дух. воспитание | предисловия и послесловия к своим изданиям как средства помочь простым людям познать мудрость и науку. | «семь свободных наук», грамматика, история. |
Н.Гусовский | нравственное усовершенство-вание общества, повышение его образованности | пропаганда европейской образованности, искусство и наука как средство укрепления государства, гуманизм, патриотическое самосознание | идеалы народной этики | постановка проблемы бережного отношения к природе, выступал за систему европейского образования. |
С.Будный | всестороннее развитие личности | пересмотр роли религии в жизни общества, воспитание в труде, пробуждение самосознания путем образования народа | против иезуитских отупляющих методов обучения и воспитания. Обучение должно развивать личность. «Катехизис» - первый учебник на бел.языке. | Воспитание в труде. Образование на родном языке. |
В.Тяпинский | воспитание национальной гордости, развитие самост-сти мышления, изучение основ наук | образование народа на родном языке | Возрождение самобытной нац. культуры и языка. | Обучение на родном языке. |
23. УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ
Библейская книга Ф.Скорины | Для изучения |
Ответ 1__в_, 2_д__, 3__г_. 4_а__, 5__б_
ТЕМА 5.ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В КИЕВСКОЙ РУСИ И РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (Х – ХVII вв.)
1. ОТМЕТИТЬ НА ВРЕМЕННОЙ ПРЯМОЙ ГРАНИЦЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ
*---------------------------------------------*
100 лет н.э. … 500 600 700 800 900 1000 1100 1200 1300 …
до н.э лет лет лет лет лет лет лет лет лет
2. СОСТАВИТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Азбуковники – русские рукописные сборники учебного нравоучительного и справочного характера(сведения по грамм..арифметике,религ-нравств.поучения)
апология – защитительная речь или письмо
аталычество –в 7-8вв.,дети племенной знати отдавались на воспитание в другой семье, подчиненной или зависимой,
аскеза – пост и усмирение плоти
вежество, знание, ученость, образование
гридница – в 7в., спец. дом, где воспитывали дружинников с 12 лет.
дитя – ребенок от рождения до 3 лет,который вскармливается грудью,тесная связь с матерью
домострой –сборник советов, наставлений относительно устройства жизни семьи и семейного воспитания детей
домовное строение – по Домострою, хозяйственные рекомендации
духовное строение – по Домострою, религиозные наставления
заклички, песенные обращения к силам природы
изборник - хрестоматия,
книжник – человек, переписывавший книги,
мастера грамоты – осуществляли начальное обучение в Др. Руси (занимались с детьми всех сословий, обучали
чтению, письму и счету)
молодец - ребенок 3-6 лет, воспитываемый матерью
монастырские школы – школы при монастырях
отрок- подросток от 14 лет выполняющий все мужские виды работ
пестушки, вид устной поэзии для детей младенческого возраста
чадо – ребенок 7-14 лет, начавший обучаться,помощь отцу в мужских работах.
3. ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА
1) В VII в. дружинников воспитывали с 12 лет, они жили в специальных домах. Это была единственная известная институализированная форма воспитания.
2) В VI – IX в. воспитание приобретало все более семейно-сословный характер и определялось общественным разделением труда.
4. ОБВЕСТИ КРУЖКОМ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
В VII – VIII веках дети племенной знати отдавались на воспитание: 4
5. ЗАПОЛНИТЬ ПРОПУСКИ В ТАБЛИЦЕ «ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ»
Возраст ребенка | Название возраста | Этимологическое толкование | Роль взрослого в воспитании |
От рождения до 3 лет | дитя | ребенок, который вскармливается грудью | Тесная связь с матерью |
от3-4 до 7 | «Молодец» | молодой | Помощь матери |
С 7 до 14 лет | чадо | Начало, начинающий обучаться | Помощь отцу в мужских работах |
С 14 лет | отрок | подросток | Выполнение всех мужских видов работ |
6. ОБВЕСТИ КРУЖКОМ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
О грамотности горожан и широком распространении письменности на Руси свидетельствуют: 1.
7. ПРОЧИТАВ ПРИВЕДЕННЫЕ НИЖЕ СТРОКИ, ОПРЕДЕЛИТЬ, О КАКИХ ДЕЯТЕЛЯХ ПРОСВЕЩЕНИЯ ИДЕТ РЕЧЬ
Кирилл и Мефодий
А.Рублев
8. ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА
Первая школа в Древней Руси открылась при князе Владимире Святославиче в городе Киеве в 988 году. Обучение велось в индивидуальной форме. Ребёнок начинал учиться с 7 лет. Школы учения книжного носили элитарный характер.