Создание экологоразвивающей среды в ДОУ
Результативность экологического образования дошкольников во многом обуславливается теми внешними условиями, в которых находится ребенок.
По мнению многих исследователей, эти условия можно обозначить как «культурный ландшафт», способствующий формированию у подрастающего поколения созидательного, ценностного отношения к тому, что их окружает. Особое внимание следует обращать на организацию условий для экологической работы с детьми дошкольного возраста. Экологический ландшафт является тем пространством, которое необходимо для всестороннего развития ребенка.
К экологическому ландшафту дошкольного образовательного учреждения можно отнести следующие компоненты:
-групповой уголок природы;
-зимний сад;
-комната природы;
-живой уголок;
-экологическая лаборатория;
-озелененные пространства территории участка ДОУ.
Для эффективности осуществляемой экологической работы с детьми большое значение будет иметь грамотная организация этого ландшафта. С одной стороны, это реализация экологического подхода к организации жизни растений и животных, с другой - это учет специфики методики экологического образования детей дошкольного возраста, учет их возрастных особенностей и возможностей.
Базовыми основами оформления ландшафта в экологическом образовании должны стать следующие принципы:
- принцип социоэмоционального развития ребенка средствами природы.Направлен на социокультурное развитие детей дошкольного возраста, формирование у них навыков позитивно-ориентированного общения, взаимодействие с природным окружением. Реализуется через создание оптимальных условий, способствующих удовлетворению потребности каждого ребенка в общении с миром природы;
- принцип эмоционально-познавательного развития ребенка средствами природы. Реализуется через создание условий для систематического непосредственного общения и взаимодействия детей с окружающим миром природы;
-принцип эколого-эмоционально-эстетического развития ребенка.Предполагает развитие у детей способности видеть, чувствовать красоту окружающего мира природы, разнообразие её предметов и объектов;
- принцип формирования духовно-нравственных и эстетических чувств ребенка.Решается посредством создания условий для систематического ухода детей за живыми объектами и общения с ними, формирование у каждого ребенка устойчивой потребности охранять природное окружение и преумножать его;
-принцип формирования экологически грамотного природопользования.Предполагает становление у детей навыков рационального природопользования, экологически грамотного поведения в природе;
-принцип учета морфофункциональных особенностей каждого живого организма.Предполагает формирование у детей субъектно-личностного отношения к каждому живому объекту.
Теперь рассмотрим компоненты экологической работы с детьми в ДОУ:
Наиболее традиционными экологическими пространствами как формами организации зеленой зоны в детском саду являются групповые уголки природы. Главная особенность и преимущество уголка природы — непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками.
Самое меньшее, из чего может состоять уголок природы – это комнатные растения и аквариум с водными обитателями. Таким может быть уголок природы в ясельной и младшей группах.
В уголке природы средней группы кроме аквариума и растений может находиться декоративная птица и морская свинка. В этом случае дети увидят разнообразие животного мира, разнообразие способов ухода за живыми существами.
В уголке природы старшей группы детского сада может быть аквариум с рыбами, птицу в клетке, кого-нибудь из наземных животных (хомяка или черепаху) и растения. Старшим дошкольникам полезно видеть в уголке природы таких животных, которые имеют интересные приспособительные особенности, могут продемонстрировать закономерные взаимосвязи в природе.
Дети дошкольного возраста должны знакомиться не только с растениями и животными, типичными для данной климатической зоны. Большое значение имеет ознакомление детей с экзотическими растениями, произрастающими в других климатических поясах. Эту задачу поможет решить организация зимнего сада.
Зимний сад используется в разных целях — для ознакомительных занятий, труда, отдыха и общения с природой. Для отдыха детей и взрослых должны быть предусмотрены сиденья, которые позволяют расслабиться в наблюдении за рыбами, птицами, растениями. Это могут быть декоративные деревянные скамеечки, пеньки или специальные легкие табуреты. Важную роль играет оформление зимнего сада - это отдельное, хорошо освещенное и теплое помещение, в котором в определенной системе могут размещаться как комнатные, так и экзотические растения. Это позволит ознакомить детей с многообразием мира комнатных растений, продемонстрировать им их общие и отличительные признаки внешнего вида, морфофункциональные особенности и т.д. В зимнем саду должны также проводиться занятия, направленные на расширение и конкретизацию знаний о растениях. В вечернее время зимний сад можно использовать в целях отдыха и психологической разгрузки.
Комната природы включает крупные объекты — вольеры с птицами, большие клетки с наземными животными, емкие аквариумы, напольные и давно растущие растения. Часть пространства может быть отведена под огород на окне: при специально устроенном дополнительном освещении (лампой дневного света) на нем можно круглый год выращивать экологически чистые зеленые культуры (укроп, петрушку, лук, чеснок, салат), а также проращивать овес и другую зелень для животных.
Не менее интересным и экологически ценным компонентом развивающего пространства дошкольного образовательного учреждения является живой уголок.Живой уголок-это помещение, в котором могут быть сосредоточены различные декоративные животные ( хомячки, черепахи и т.д).
Он организуется в довольно просторном, теплом и хорошо освещенном помещении. Также необходимо тщательно продумать систему вентиляции этого помещения. В живом уголке можно разводить все разнообразие мира декоративных рыб, птиц (канарейка, волнистый попугай).
Экологическая лабораторияпредназначена для организации детской исследовательской деятельности в природе. В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни природы родного края. Она оказывает благотворное влияние на развитие эмоциональной, интеллектуальной, духовной и нравственной сфер. В дошкольном возрасте основной формой организации исследовательской деятельности являются опыты. Все опыты можно разделить на две категории:
-опыты с предметами неживой природы, направленные на исследование свойств и качественных характеристик воды, песка и т. д.
-опыты с живыми объектами ( растения, животные).
В лаборатории также могут храниться методические разработки, детская литература о природе, различные энциклопедии и т.д.
На участке детского садатакже создается развивающая экологическая среда. Благоприятный микроклимат складывается, если вся территория хорошо озеленена: по периметру вдоль забора посажены высокие деревья и кустарники, служащие преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшающие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни.
На территории дошкольного учреждения, особенно если она большая, могут быть созданы самые различные экологические пространства, которые можно использовать для оздоровления и экологического воспитания детей (фруктовый сад или огород, площадка природы, цветники).