Main indicators of education

(на конец года) (end of year)
   
Число дневных общеобразовательных школ Number of general education day-time schools
в них учащихся, тыс. человек 3104,7 3106,9 3115,2 3117,8 enrolment, thsd. pupils
Число колледжей Number of specialised secondary schools
в них студентов тыс. человек 177,7 148,2 141,3 142,6 168,2 196,2 enrolment of students
Число высших учебных заведений Number of higher educational establishments
в них студентов тыс. человек 280,8 293,5 318,8 365,4 440,7 514,7 enrolment of students:
Число дневных негосударственных общеобразовательных школ Number of not state general education day-time schools
в них учащихся, тыс. человек 6,8 13,5 18,5 16,4 21,2 enrolment, thsd. pupils
Число негосударственных колледжей Number of not state specialised secondary schools
в них студентов тыс. человек 2,8 10,3 20,2 33,0 46,8 60,4 enrolment of students
Число негосударственных высших учебных заведений Number of not state higher educational establishments
в них студентов тыс. человек 59,1 63,9 94,4 183,9 enrolment of students

2.3. Возраст вступления в первый брак

Перемены в брачном поведении более молодых поколений находят отражение в изменении многих показателей, характеризующих формирование семьи, в частности, в изменении возрастной модели брака в сторону "постарения".

В западных странах первые признаки повышения возраста вступления в брак обнаружились во второй половине 1970-х гг., а в 1980-х этот процесс охватил практически все европейские и неевропейские развитые страны, за исключением стран Центральной и Восточной Европы (табл. 2.3). В 1990-х гг. политические и социально-экономические перемены в этих странах быстро отозвались изменениями в брачном поведении. Отказ от "восточной" модели раннего брака происходит очень интенсивно во всех странах с переходной экономикой. "Стареет" первый брак и в России (рис. 2.3, см. табл. 2.3).

Однако в России эта тенденция выражена пока не очень четко. Возможно, это связано с частичным сохранением традиционных норм брачного поведения в сочетании с низкой культурой планирования семьи. Снижение возраста сексуального дебюта сопровождается высоким риском добрачных зачатий у молодых девушек и с учетом сложившихся в обществе социальных норм в ряде случаев стимулирует ранние браки. Не случайно в России с начала 1960-х гг. происходило непрерывное снижение среднего протогенетического интервала (интервал времени между вступлением в брак и рождением первенца). В начале 1990-х гг. он сократился до рекордно низкой отметки - 0,5 года (по данным микропереписи 1994 г.), что фактически означает массовое распространение заключения брака "вдогонку" за уже состоявшейся беременностью. Доля добрачных зачатий и, как следствие, доля "вынужденных" браков в молодом возрасте в 1990-х гг., оставаясь на высоком уровне, поддерживает низкий возраст вступления в брак для женщин. Однако это не может длиться долго, рано или поздно социальные нормы начинают приспособляться к меняющейся реальности.

Таблица 2.3. Средний возраст вступления в первый брак женщин в России и некоторых европейских странах, 1980-1999

Страна
Россия   22,5 21,9 22,2  
Австрия 23,1 23,1 25,1 26,7 26,9 26,7
Бельгия 22,4 22,3 24,5 25,8 25,8 26,1
Болгария 21,4 21,2 21,4 22,6 22,9 23,2 23,5
Великобритания 22,4 25,2 26,7
Венгрия 21,1 21,3 21,5 22,2 22,6 23,9 24,2
Германия 25,5 27,3 27,6 26,9
Западные земли 23,4 25,9 27,5 27,7
Восточные земли 21,9 21,8 23,7 26,4 26,7
Греция 22,9 22,3 23,8 25,3 25,7 26,5
Дания 24,8 27,6 29,1 29,2 29,5 29,7
Испания 24,8 23,7 25,5 27,5
Италия 24,1 24,1 25,6 26,9
Латвия 22,8 22,2 22,8 23,2 23,9 24,2
Литва 24,1 22,3 22,4 22,6 22,8 23,1
Нидерланды 22,7 23,1 25,9 27,4 27,6 27,6 27,7
Норвегия 22,7 23,6 26,2 27,6 28,2
Польша 21,9 22,7 21,7 22,3 23,3
Румыния 22,1 22,1 22,8 22,9 23,1 23,2
Словакия 22,2 22,7 21,5 21,6 23,2
Словения 23,1 22,4 23,8 25,2 25,4 26,3
Финляндия 24,5 26,5 27,6 27,9 27,5 27,7
Франция 22,4 25,6 26,9
Хорватия 21,4 22,1 23,1 24,3 24,3
Чехия 21,6 21,5 21,5 22,6 22,9 23,7 24,1
Швеция 26,4 27,5 28,7 29,4 29,8
Швейцария 24,1 26,7 27,3 27,3 27,7 27,7
Эстония 23,5 22,6 22,5 23,5 23,7 24,3 24,5

Источник: Recent Demographic Developments in Europe. Council of Europe. Shaslourg 2000. P. 61. Т. 2.3.

Main indicators of education - student2.ru

Рис. 2.3. Средний возраст вступления в брак. (На материалах России 1946-1996). Сравнительный анализ.

В России интенсивность брачности у женщин моложе 18 лет повышалась вплоть до 1991 г. и в 1989-1996 гг. превышала значение показателя для возрастной группы 25-34 года. В то же время показатель в возрасте 18-24 лет, в котором формируются основные брачные когорты, держался на одном и том же уровне вплоть до 1990 г., а затем также начал снижаться и к 1996 г. упал на 40%. С 1996 г. интенсивность брачности в основной возрастной группе стабилизировалась на самом низком за последние 20 лет уровне при некотором росте брачности в возрастной группе 25-34 года (рис. 2.4). В результате с 1994 г. начался рост среднего возраста вступления в первый брак (табл. 2.4), и можно было предположить, что возникла новая долговременная тенденция "постарения" брачности. Теоретически этому должна способствовать и растущая популярность консенсуальных союзов, пробных браков, в результате чего срок начала фактического брака все чаще не совпадает с его юридической регистрацией, которая происходит позднее.

Main indicators of education - student2.ru
а) мужчины
Main indicators of education - student2.ru
б) женщины

Рис. 2.4. Коэффициенты брачности в отдельных возрастных группах. Россия, 1979-1999

Таблица 2.4. Средний возраст при вступлении в первый брак мужчин и женщин. Россия, 1979-1999

Год Мужчины Женщины Год Мужчины Женщины
24,2 22,5 23,9 21,9
24,3 22,5 23,9 21,8
24,4 22,5 23,9 21,7
24,4 22,5 23,8 21,7
24,4 22,4 21,8
24,3 22,4 24,2
24,3 22,4 24,4 22,2
24,5 22,5 …* …*
24,6 22,5 …* …*
24,2 22,2 …* …*
24,1 …* …*

* Необходимая информация для расчета показателя Госкомстатом России не разрабатывается.

Источник: Расчеты Е. И. Ивановой. См.: Население России 1998.
Шестой ежегодный демографический доклад. ЦДЭЧ ИНП РАН. М., 1999. С. 29.

Однако проверить это предположение пока невозможно. Оно как будто подтверждается динамикой коэффициентов брачности в укрупненных возрастных группах - в 1997-1999 гг. в молодых возрастах, как у женщин, так и у мужчин - они продолжали снижаться (см. рис. 2.4). Значит, рост среднего возраста при вступлении в брак, скорее всего, продолжался. Но как раз в этот переломный момент (начиная с 1997 г.) расчет среднего возраста вступления в брак стал невозможен по причине прекращения детальной разработки Государственным комитетом Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) данных о возрасте вступивших в брак.

Казахстан переживает сейчас не лучшие времена. По заключениям психологов, именно в такие тяжелые периоды многие люди начинают искать утешения в алкоголе, наркотиках. В итоге нравственные аспекты отходят даже не на второй план: стремительно увеличивается количество людей, ведущих асоциальный образ жизни. По данным опроса общественного мнения, проведенного компанией “Комкон-2 Евразия” в декабре 2002 года, более половины алматинцев сталкивались с людьми, ведущими образ жизни, не принятый в обществе:

Main indicators of education - student2.ru

В этом случае удивляет не то, что 52,7% алматинцев встречали людей, которые ступили “на кривую дорожку”, а то, что 46% жителей южной столицы с “отбросами общества” никогда не сталкивались. Возможно, алкоголики, проститутки и наркоманы для многих горожан уже стали привычной картиной, не способной удивить и потому не замечаемой.

Выработало ли наше общество социальные стандарты в новых экономических и социальных условиях: когда каждый должен нести ответственность за себя, должно ли и готово ли общество помогать любому, кто оступился, в чем должна состоять такая помощь?

Как бы то ни было, и в нашу эпоху люди, по различным обстоятельствам оказавшиеся “за бортом”, то есть за порогом минимального социального благополучия, вызывают чувство жалости. Согласно данным опроса, почти четверть алматинцев относятся к ним с состраданием и пониманием:

Как Вы относитесь к таким людям? (%)
Отрицательно 45,6
С состраданием, жалостью, сочувствием, пониманием 21,9
Равнодушно 17,7
Положительно 7,0
И отрицательно, и с пониманием 2,3
Затруднились ответить 5,3

При этом большинство алматинцев считают, что обществу необходимо добиваться от людей, ведущих асоциальный образ жизни, изменения их поведения

Main indicators of education - student2.ru

Как видим, 82,3% алматинцев хотели бы дать шанс любому, кто в силу тех или иных причин “выпал” из социума. При этом треть горожан считает, что лучшим средством перевоспитания может стать физический труд:

Main indicators of education - student2.ru

Таким образом, только 12,3% алматинцев отметили, что для искоренения проблемы необходимо, в первую очередь, кардинально улучшить жизнь всего населения страны. Остальные респонденты настроены более жестко: либо исправишься путем отсидки, принудительного труда и под гнетом общественного осуждения, либо будешь выселен из Казахстана.

Если по отношению к абстрактным людям, которые ведут асоциальный образ жизни, большинство алматинцев высказывается достаточно резко, то по отношению к своим близким, которые могут оступиться, горожане готовы быть более снисходительны. Так, большая часть жителей Алматы боролась бы за судьбу близкого человека всеми способами:

Main indicators of education - student2.ru

Как видно из приведенных данных, почти 60% алматинцев готовы помочь близкому человеку, если жизнь его круто изменится в худшую сторону. Обращает на себя внимание значительная (каждый третий) доля затруднившихся ответить на этот вопрос.

Таким образом, судя по результатам опроса, алматинцы готовы быть гуманными и терпеливыми по отношению к оступившимся, но при этом большинство реализует этот подход достаточно избирательно.

В телефонном опросе участвовали 300 жителей Алматы в возрасте от 16 лет и старше. Выборка квотная, репрезентирующая половозрастной и этнический состав населения города. Отбор респондентов производился случайным образом на основе базы номеров телефонов всех алматинских АТС.

Доверительный интервал составляет 5,66% при вероятности 95%. Это означает, что в случае проведения другого опроса с аналогичными параметрами отклонение от полученных данных с вероятностью 95% не превысит 5,66%.

Вопросы для самоконтроля

1. Составьте классификацию наиболее острых проблем молодежи.

2. Сформулируйте основные направления государственной молодежной политики стран СНГ и запада.

3. Изложите сущность государственнной молодежной политики: объект и субъекты, принципы, цели и задачи (на примерах проекта государственной молодежной политики в Казахстане и закона о государственной молодежной политике РФ).

4. Сформулируйте и опишите конкретный проект, который, по вашему мнению, можно реализовать в социальной работе с молодежью.

Список использованной литературы

Алещенок С.В., Луков В.А. Государственная молодежная политика: мировой опыт, разработки и реализации. Выводы для наших условий. М., 1991.

Бондарь Л.А. Социальная работа и молодежные организации: Конспекты лекций. –М.: Институт молодежи, 1993.

Государственная молодежная политика в РФ: Законодательство РФ и ведомственные нормативные акты. Ч.1-4./ Общ.ред. и сост. В.А.Луков. –М.: Институт молодежи, 1995.

Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. –М.: Социум, 1999.

Отчет о человеческом развитии. Казахстан 1999. –Алматы, 1999.

Проект Закона «О государственной молодежной политике в РК».

http: // www. Jastar. Kz/ rus/

Содержание

Предисловие…………………………………………………………… 3

Наши рекомендации