Методика работы с детьми в условиях внешкольной и внеклассной деятельности педагога по методике Копцевой Т. А.

Методика работы с детьми в условиях внешкольной и внеклассной деятельности педагога в МБОУ Дивеев-Усадской СШ– Маресевская ОШ осуществляется по методике Копцевой Т. А. Содержание программы для 2 класса раскрывается через серию художественно-творческих заданий, объединённых в четыре тематических модуля.

I модуль Художник и мир природы.

Наблюдение и изображение окружающей человека неживой природы: неба, земли, деревьев, трав, цветов, водоёмов и т. п., выражение своего отношения к ним через разные виды художественной деятельности: изобразительную, декоративную, конструктивную.

II модуль Художник и мир животных.

Наблюдение и изображение живой природы: птиц, насекомых, рыб, зверей, домашних животных и т. д., выражение своего отношения к ним через разные виды художественной деятельности: изобразительную, декоративную, конструктивную.

III модуль Художник и мир человека.

Наблюдение за жизнью человека и его предметным окружением; фантазирование на эти темы через разные виды художественной деятельности: изобразительную, декоративную, конструктивную.

IV модуль Художник и мир искусств.

Рассмотрение проблемы соотношения образа реальной природы и её изображения в различных видах искусства: театре, кино, литературе, музыке, через такие виды художественной деятельности, как изображение, декор, конструкция.

Раскроем более подробно методику работы с детьми в условиях внешкольной и внеклассной деятельности педагога по программе
Копцевой Т. А.

Занятия внеклассной и внешкольной изобразительной деятельностью имеет те же психолого-педагогические механизмы, что и другие формы учебной деятельности. Потому как на уроках изобразительного искусства, так и во внеурочной и внеклассной деятельности педагог должен формировать следующие умения, которые обеспечат решение учебно-воспитательных задач: наблюдать, чувствовать, выражать оценочное суждение, творчески решать поставленные задачи. Поскольку главная задача занятий внеклассной и внешкольной работы творческое развитие школьника, именно такого педагогического обеспечения требует работа педагога.

Зная о том, что посещение кружка является добровольным (не все дети посещают кружки), а занятия в кружках способствуют лучшему усвоению особенностей изобразительного искусства, первоочередная задача учителя заинтересовать детей искусством, то есть сформировать эстетический интерес школьников, сориентировать их на общение с прекрасным в окружающей и искусстве, способствовать познанию прекрасного в жизни и произведениях искусства, создать условия для творческой активности и творческого самовыражения. Возможности учителя при формировании эстетического интереса ограничены. Здесь подойдет любая форма работы, эмоционально воздействует на сознание ребенка, его ум и чувства нетрадиционные формы представления задач, доброжелательная интрига, дифференцированные задания, оригинальные художественные техники и др., Но вместе с тем каждый учитель должен знать и учитывать в своей работе антистимулы интереса «... избыток репродуктивного материала, доминирование словесных форм работы, медленный темп урока, плохая организация, однообразие приемов поощрения и оценки, невнимание к переживаниям ребенка» [16, с. 165].

Не менее важной задачей является научить ребенка способности видеть, слышать, а не только наблюдать. Такое умение еще называют эстетическим созерцанием. В большинстве случаев дети, пришедшие в школу уже психологически готовы к этой деятельности. «Главная задача эстетического созерцания развитие у школьников способности должным образом воспринимать и оценивать прекрасное во время непосредственного общения с ним, обогащение их представлений чувственно-образной информацией. Для этого необходимо целенаправленное создание определенных педагогических условий, ситуаций» [16, с. 7].

Созерцание – это первый этап в сложном процессе постижения мира искусства. Этот процесс является бесконечным. Сознание человека не только отражает объективный мир, но и вызывает эмоциональный отклик, в зависимости от особенностей эстетического опыта, эстетических интересов, он может быть как активным, так и пассивным. На созерцательном этапе работы учителя сосредоточивают свои усилия на организации непосредственного контакта школьников с миром прекрасного, независимо, будь то восприятие художественных произведений, собственных изобразительных работ, или восприятия прекрасного в окружающей действительности. Именно в наблюдении имеет место единство восприятия и мышления, поскольку наблюдение требует осмысления видим или слышим. «Наблюдение и различные виды чувствительности, входящих в ее состав, развиваются у учеников успешно, когда они выполняют задачи, требующие самостоятельного, управляемого словом учителя получения знаний о внешнем виде предметов, их формы, цвета пространственное размещение и другие особенности» [15, с. 63-64]. Можно сказать, что наблюдение является эффективным при условии переосмысления ребенком увиденного, прочувствованного.

Начиная с первого класса наиболее целесообразным определено наблюдения в природе, так как дети уже имеют определенный опыт такого наблюдения. Выбирает уголки природы сам учитель. Главная цель такого наблюдения получение эстетического наслаждения от увиденного, на основе которой можно постепенно сконцентрировать внимание школьников на отдельных объектах, явлениях. При этом обязательно, ученики вместе с учителем должны дать эстетическую оценку увиденного.

Кроме того, наблюдения, созерцания необходимо сопровождать действиями: рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием. Такой двусторонний подход позволит лучше овладеть эстетической информацией. Желательно проводить наблюдения одного и того же объекта в разное время года, благодаря чему дети смогут не только сравнить и осмыслить эстетические свойства природных форм, но и увидеть и усвоить естественную палитру богатство цветов и оттенков (хотя они запомнят и смогут назвать только некоторые из них, и эмоциональный отклик будет способствовать формированию чувств), сочетание цветовой гаммы, а также перспективные соотношения.

Впоследствии это выражается в творческих работах детей. Наблюдения на природе позволяет развивать воображение и фантазию школьников. Этому способствуют ассоциативные сравнения на основе задач учителя по типу: что на что подобное, узнай на ощупь, цвет или предмет лишний и др. Такие упражнения помогают ребенку освоить богатство окружающего мира, производят умение анализировать, сравнивать, и соответственно оценивать и обосновывать свою эстетическую оценку.

Кроме вышеперечисленных упражнений, по мнению Копцевой Т. А., хорошим упражнением на наблюдение является рассмотрение учениками объектов на расстоянии, при недостаточном их освещении, словесные описания явлений природы, пейзажей, внешности человека, а также ее художественного изображения, рисование с натуры. Одновременно это не только возможность для наблюдений, но и возможность обогатить память ребенка «... конкретными образами, нужными для развития различных способностей» [15, с. 64].

Начиная со второго класса дети изучают средства выразительности разных видов искусств, их особенности и симбиоз, углубляют свои знания по цветоведения. Если для первого класса характерна работа гуашью, то во втором выбор материала для выполнения задач более широкий - фломастеры, шариковые ручки, деревянные палочки, тушь, разнообразные материалы для аппликации (нитки, бумага, ткань и др.). Вводятся словари изобразительных сроков. Во второй половине учебного года для работы начинают использовать акварельные краски. Более глубоко школьниками осваиваются жанры и виды изобразительного искусства («Какие бывают художники?», «У художника-живописца» и др.), изучают выразительные возможности объемных, силуэтные и плоских форм, возможности их сочетания в одной творческой работе, на элементарном уровне знакомятся с разновидностями рельефа.

Постепенно вводятся различные техники, присущие видам и жанрам искусств, с одной стороны затрудняют выполнение задачи, с другой дают возможность выявить способности ребенка, расширяют его знания, а также повысить уровень интереса к творческой и оценочной деятельности.

Отдельно следует выделить знакомство с произведениями искусства. Среди тем, предложенных для изучения изобразительного искусства, есть такие, раскрыть которые можно только с помощью картин, репродукций, диафильмов или слайдов («Какая бывает графика», «По снегу на оленях» и др.). Работа учителя на таком уроке должна быть построена таким образом, чтобы дети не только ознакомились с выразительностью определенного вида искусства, стилем художника, но и эмоционально смогли пережить их, попытаться представить «что там за кадром», обосновать свое суждение (на соответствующем возрастном и индивидуальном уровне) относительно цветовой гаммы, композиционного центра, сюжета картины в общем. Сделать это ученики смогут только тогда, когда будут иметь необходимые знания, владеть терминами и навыками восприятия и оценивания.

Выполнение учебных задач способствуют развитию наблюдательности, формируют интерес и изобразительные умения, и, соответственно, закладывают вкусовые критерии, стандарты, на каждом уроке дети развиваются эмоционально, задача учителя - сформировать чувственную сферу школьника, поскольку именно эмоции и чувства, восприятия и представления является основной формой чувственного отражения, которое очень необходимо при оценочно-творческой работе. Как это происходит?

Формирование эмоционально-чувственной сферы учащихся зависит от многих факторов. В отличие от ощущения, восприятия, мышления, благодаря которым в сознании откладываются различные предметы, явления, характерные для них детали и взаимосвязи, в эмоциональных состояниях оказывается отношение личности к увиденному, сделанного или осмысленного. Любые эмоции и чувства можно условно разделить на две группы:

1) те, которые выражают положительное отношение человека к объектам и явлений действительности (удовольствие, радость, любовь и др.);

2) те, которые выражают негативное отношение к угодно (страх, испуг, отвращение и др.). Эмоции, как негативные, так и позитивные по-разному влияют на личность. Но в большинстве случаев именно положительные способствуют активной деятельности, дают толчок к творчеству.

Кроме того, эмоции и чувства проявляют себя тогда, когда у человека есть реальный интерес или потребность в чем-то. На основе данного утверждения можем сделать вывод, что сформировать положительное отношение к искусству, его эмоциональное восприятие возможно только при наличии эстетического интереса, потребности. Кроме эстетического интереса на формирование чувственной сферы ребенка влияет ряд других факторов. По мнению А. Я. Савченко их можно разделить на внутренние, психологические особенности ребенка и внешние, причем «... внешние ... дают только импульс для ярких эмоций и чувств» [49, с. 164]. К внешним, автор относит эмоциональную подготовку учеников (т.е. предварительно приобретенный эмоциональный опыт), эмоциональную насыщенность учебного материала и выбранных методов, необычность способа постановки задачи, а также его четкость, динамические переходы от одного вида деятельности к другому, своевременный переход от объяснения учителя к действиям учеников.

При изучении изобразительного искусства вообще, а на занятиях кружка, в частности, эмоциональной насыщенности содержания учебного материала способствует отбор:

а) иллюстраций - произведения должны быть высокохудожественными, тематически актуальными, интересными для детей, а также педагогически целесообразными;

б) предметов для наблюдения и натурных постановок, которые могут вызвать у детей эстетические чувства, образные представления, интерес, удивление, восторг. Необходимым условием является речи самого учителя - эмоциональное, образное, ласковое. Положительным эмоциям и заинтересованности способствуют нетрадиционные способы представления задачи.

На первом этапе учебно-воспитательной работы внимание учителя направлено ​​на то, чтобы сформировать у детей такие два основных качества, как: положительная эмоциональная чувственность и предметность эстетического чувства. Педагоги считают, что наиболее эффективными при воспитании эмоционально-чувственной сферы являются так называемые «малые» педагогические воздействия на школьников в виде конкретно поставленных вопросов и творческих задач.

Начиная со второго класса, воспитания эстетических чувств происходит на основе оценочной деятельности: нравится, не нравится. Такая практика, по свидетельству Н. Горобец, дает положительные результаты. Оценка произведений искусства, окружающей обеспечивает определенный уровень как художественной, так и эмоциональной информации.

Методика формирования эстетических чувств разработанная
Копцевой Т. А. предлагает следующие приемы: использование композиционных и колористических вариантов. Суть их заключается в том, что учитель словесно или с помощью цветной прозрачной пленки показывает детям происходящие в содержании картины, ее колористике.

Наиболее эффективны колористические изменения, поскольку именно цвет имеет самый большой эмоциональное воздействие на сознание и чувства ребенка. Обсуждение этих изменений (как изменилось настроение картины, когда ее цвета стали холодными; как меняется окружающее, когда мы смотрим на мир через затемненные очки и др.) формирует предметность эстетического чувства, гамму эмоций и чувств. Кроме этого, чтобы активизировать слова, обозначающие эстетические чувства, целесообразно использовать словесные упражнения (на начальных этапах работы детям подаются слова, обозначающие эмоциональные состояния). При работе с художественными произведениями, чтобы дети поняли содержание картины, создаются ситуации соотношения изображенного и реальной действительности. Такая методика наиболее эффективна при восприятии и осознании произведений пейзажного искусства, картин бытового стиля. Следует отметить, что основой восприятия картин в первом классе есть рассказ-описание видения картины учителем.

Эстетические чувства недостаточно сформировать, их необходимо творчески направить, то есть предоставить изобразительной или оценочной деятельности творческий характер. В первом классе этому способствует проведение учебной деятельности в форме игры-представления. Приемы перевоплощения достаточно разнообразны. В одних ситуациях дети представляют себя профессиональными художниками или скульптурами, устно или в рисунке описывают свое видение изображаемого, в других могут пластически изобразить «красивый цветок», «грозовое облако», «кувшин, полный воды» и др. Такие игры-превращения развивают воображение детей, их эмоциональность, а также формируют умение распознавать внешние выражения эмоций.

Во втором меняется суть работы над развитием чувственной сферы детей. Если в первом классе ведущая роль принадлежала учителю, то во втором дети «втягиваются» в диалог. Работа по формированию чувственной сферы строится таким образом, чтобы учащиеся не только выделяли внешние связи, но и смогли бы оценить внутреннюю суть изображенного, увиденного. С помощью формы, цвета, или словесного описания детей учат выражать собственное эмоциональное видение. Этому способствуют эмоциональные установки представленные учителем, опирающиеся на предыдущий эмоциональный опыт ученика. Такие педагогические приемы направлены на то, чтобы вызвать у детей определенные чувства, ассоциативные связи, прийти к пониманию «почему это нравится или не нравится».

Лучше в данном виде работы использовать так называемый сравнительно-сопоставительный метод. [15, с. 47] Этот метод способствует развитию у учащихся более точного восприятия искусства, осознанию чувств, вызванных им, а также средств их выразительности. Благодаря сравнительной деятельности мы можем не только показать детям особенности видов и жанров изобразительного искусства, но и возможность раскрытия одной и той же темы в музыке, поэзии, художественном творчестве, проанализировать чувства, вызванные этими видами искусства. Восприятие и обсуждения таких соотношений, прежде всего, помогает осознать детям искусство как специфическую форму отражения окружающего, во-вторых - словесно обосновывать свое отношение и эмоциональное восприятие увиденного или услышанного, в-третьих - стимулирует творческую деятельность. Программой предусмотрены темы, требующие использования сравнительно-сопоставительного метода - рисуем музыку, прочитай, воображения и оживи на бумаге сказку и др. Также во втором классе учителя используют метод упоминание эмоций и чувств. Суть его в актуализации предварительно приобретенного эмоционального опыта ребенка.

Программа кружков изобразительного искусства для начальных классов построена по принципу - от простого к сложному. Аналогичные или подобные темы дети изучают в каждом следующем классе, но идёт не репродуктивное воспроизведение изучаемого, а на основе предварительного эмоционально-изобразительного опыта подается новое, еще не виданное и не осознано.

Одновременно с чувственной сферой формируются и художественные представления детей, поскольку чувства возникают на основе восприятия произведений искусства или окружающей, собственных изобразительных работ. В процессе познания школьники накапливают зрительные впечатления, эталоны, образцы прекрасного и безобразного, которыми они впоследствии будут руководствоваться при оценке, в собственных изобразительных работах, при отборе эстетически важных для них объектов. Наличие таких впечатлений вместе с эмоциональным опытом помогает развить воображение ребенка. Как и другие психологические процессы, этот также требует определенного методологического обеспечения. Методика формирования художественных представлений младших школьников выделяет конкретные методические приемы:

- сравнения, как основной путь активизации художественного мышления. К ним можно отнести задачи такого типа: «Что на что подобное?»; это и наблюдение, и сопоставление выразительных возможностей различных материалов, различных видов деятельности (изображение, декорирование, построение), различных художественных средств (ритм, композиция, выразительность цвета, пластика и др.);

- целенаправленная деятельность (метод педагогического ограничения задача при большом количестве вариантов ее решения). Детям предоставляется творческая свобода, но не безгранична, а целенаправленная, в соответствии с тематическим планированием уроков;

- ролевые игры на уроках. Задача этих игр смоделировать ситуацию реальной жизни, искусства в обществе. Например: игра в художников у зрителей. Выступая поочередно в той или иной роли. ученик начинает понимать, что культуре зрителя также необходимо учиться. Игры, викторины, кроссворды помогают расширить словарный и зрительный запас учащихся. Способствуют этому и другие задачи, которые непосредственно не связаны с изобразительным искусством:

- игра-поиск (найти героя по описанию)

- оживи шедевры (инсценировка картин по памяти);

- трансформация содержания и настроения с одной формы искусства в другую (рисуем музыку)

- узнай на ощупь;

- устное рисование (рассмотреть натуру и описать ее и др.);

Ролевые игры также помогают создать на уроках эмоциональную атмосферу, необходимую для восприятия художественно-образной драматургии урока.

- домашние задания - задания на наблюдение форм искусства в быту и в жизни людей. Здесь целесообразно использование метода «забегания вперед» - то есть, домашнее созерцания должно стать эмоциональной и структурно-цветной основой того, что предлагается рассматривать на следующем занятии кружка, или «возвращение к пройденного», в данном случае дети должны провести сравнительный анализ: активизировать личностный предыдущий опыт и перенести его на то, что обучается. Практические навыки младших школьников, как в изобразительной, так и в созерцательной работе, приобретаются на каждом занятии кружка, во время проведения экскурсии или прогулки. Восприятие действительности и изобразительного искусства с одновременной собственной изобразительной и оценочной трудом ребенка - две стороны единого учебно-воспитательного процесса.

Видим, что кружковая деятельность детей имеет определенные методические приемы, используя которые педагог сможет обеспечить углубленное изучение видов и жанров искусства, усвоение художественных техник и материалов, раскрыть внутренние духовные резервы детей, сформировать творчество.

Рассматривая педагогическое обеспечение внеклассных и внешкольных занятий по изобразительному искусству, мы выяснили, что для успешного формирования творчества ребенка младшего школьного возраста большое значение имеет умение учителя на основе эстетического опыта ребенка и его интереса к изобразительному искусству привлечь его к эстетическому созерцанию, сформировать эмоционально-чувственную сферу и умение выражать как в цвете, так и словесно свое отношение к прекрасному, наводить на творческое решение поставленных задач.

Этому способствуют следующие приемы и методы работы: подбор нестандартных задач и изобразительных техник и материалов, доброжелательная интрига, индивидуальный подход, эмоциональное представление материала; наблюдения в природе, кратковременные зарисовки, игровые моменты, упражнения на развитие ассоциативного мышления, словесное и графическое выражение эмоциональных состояний и др..

Наши рекомендации